Как собрать простейший ретро радиоприемник своими руками – самодельное винтажное радио

Мой друг попросил меня собрать для него простой радиоприемник своими руками в определенной тематике. Он рассмотрел несколько предложенных мной вариантов, и мы сошлись с ним на тематике пива Guinness.

Guinness – это ирладское бочковое пиво (драфт), его эмблемой является золотая арфа. Мы решили, что центральное место в оформлении радио будет отдано этой арфе, а текст мы решили опустить.

Нарисовав несколько эскизов, мы пришли к выводу, что наиболее удачной формой является форма «надгробного камня». Выбрав форму, мы приступили к разработке дизайна и сборке винтажного МР3 радио.

Одной из главных задач был встроенный сабвуфер. Динамики я использовал от компьютерных колонок 2.1, модуль МР3 заказал на Ибэе.

Список использованных материалов для самодельного радиоприемника:

  • компьютерные колонки 2.1
  • источник питания 12В 1А АС-DC (для модуля МР3) — понижающий преобразователь
  • мр3 декодер
  • поворотный переключатель (для ламп)
  • ФМ-антенна (встроена в мр3 модуль)
  • золотые колпачки на переключатели громкости, басов и включатель
  • золотая фольга и клей
  • двухсторонняя клейкая лента на вспененной основе, провода и разные вспомогательные материалы

Файлы

  • Guinness Radio — Simplicity.mp4

Как сделать радиоприемник своими руками?

Собираемый своими руками радиоприёмник включает в себя антенну, радиоплату и устройство для воспроизведения принятого сигнала – громкоговоритель или наушники. Блок питания может быть и внешним, и встроенным. Шкала принимаемого диапазона – в килогерцах или мегагерцах. Радиовещание использует лишь кило- и мегагерцевые частоты.

Основные правила изготовления

Приёмник, изготовленный в домашних условиях, должен быть мобильным или возимым. Советские магнитолы VEF Sigma и «Урал-Авто», более современный Manbo S-202 – тому пример.

Приемник содержит минимум радиоэлементов. Это несколько транзисторов или одна микросхема, без учёта навесных деталей в схеме. Они не должны стоить дорого. Вещательный приёмник, обходящийся в миллион рублей, – почти фантастика: это не профессиональная рация для военных и спецслужб. Качество приёма должно быть приемлемым – без лишних шумов, с возможностью на КВ-диапазоне слушать весь мир в поездках по странам, а на УКВ – удаляться от передатчика на десятки километров.

Нужна шкала (или хотя бы разметка на ручке настройки), позволяющая прикинуть, какой диапазон и какая частота прослушивается. Многие радиостанции напоминают слушателям, на какой частоте производится вещание. Но повторять 100 раз в день, например, «Европа Плюс», «Москва 106,2» уже не в моде.

Приемник должен быть пыле- и влагозащищённым. Это обеспечит корпус, например, от мощной колонки, в которой есть резиновые вставки. Самому сделать такой корпус тоже можно, но он герметично закрыт почти со всех сторон.

Постройка корпуса

Для изготовления корпуса было выпилено несколько дощечек из листа облагороженной ДВП толщиной 3мм со следующими размерами: — лицевая панель размером 210мм на 160мм; -две боковых стенки размером 154мм на 130мм; — верхняя и нижняя стенка размером 210мм на 130мм; — задняя стенка размером 214мм на 154мм; — дощечки для крепления шкалы приемника размером 200мм на 150мм и 200мм на 100мм.

При помощи деревянных брусков склеен ящик с использованием клея ПВА. После полного высыхания клея края и углы ящика шлифуются до полукруглого состояния. Шпаклюются неровности и изъяны. Шлифуются стенки ящика и повторно края и углы. При необходимости опять шпаклюем и шлифуем ящик до получения ровной поверхности. Размеченное на лицевой панели окно шкалы вырезаем чистовой пилкой электролобзика. Электродрелью просверлены отверстия для регулятора громкости, ручки настройки и переключения диапазонов. Края полученного отверстия также шлифуем. Готовый ящик покрываем грунтом (автомобильный грунт в аэрозольной упаковке) в несколько слоёв с полным высыханием и выравниваем неровностей наждачной шкуркой. Также автомобильной эмалью красим ящик приемника. Из тонкого оргстекла вырезаем стекло окна шкалы и аккуратно приклеиваем его с внутренней стороны лицевой панели. В конце примеряем заднюю стенку и устанавливаем на ней необходимые разъёмы. На днище при помощи двойного скотча крепим пластмассовые ножки. Опыт эксплуатации показал, что для надежности ножки надо либо приклеивать намертво или крепить винтами к днищу.

Отверстия для ручек

Инструменты и материалы

В качестве расходных материалов потребуются.

  1. Набор радиодеталей – список составляется по выбранной схеме. Нужны резисторы, конденсаторы, высокочастотные диоды, самодельные катушки индуктивности (или дросселя вместо них), ВЧ-транзисторы малой и средней мощности. Сборка на микросхемах сделает устройство малогабаритным – меньше смартфона, чего не скажешь о транзисторной модели. В последнем случае потребуется разъём стандарта на 3,5 мм для наушников.
  2. Диэлектрическая пластина для печатной платы – из подручных материалов, не проводящих ток.
  3. Винты с гайками и гровер-шайбами.
  4. Корпус – например, от старой колонки. Деревянный корпус изготавливается из фанеры – для него также понадобятся мебельные уголки.
  5. Антенна. Телескопическая (лучше использовать готовую), но подойдёт и кусок изолированного провода. Магнитная – наматывается на ферритовый сердечник самостоятельно.
  6. Обмоточный провод двух разных сечений. Тонким проводом наматывается магнитная антенна, толстым – катушки колебательных контуров.
  7. Сетевой шнур.
  8. Трансформатор, диодный мост и стабилизатор на микросхеме – при питании от сетевого напряжения. Для питания от аккумуляторов размером с обыкновенную батарейку встроенный адаптер питания не нужен.
  9. Провода для внутреннего монтажа.

Инструменты:

  • пассатижи;
  • бокорезы;
  • набор отвёрток для мелкого ремонта;
  • ножовка по дереву;
  • ручной лобзик.

Потребуется и паяльник, а также подставка для него, припой, канифоль и паяльный флюс.

Электрическая схема радиоприемника

макетирования работать у меня не стала. В процессе отладки отказался от рефлексной схемы. С одним ВЧ транзистором и повторенным как на оригинале схемой УНЧ приёмник заработал в 10км от передающего центра. Эксперименты с питанием приёмника пониженным напряжением, как у земляной батареи (0.5 Вольта), показали недостаточную мощность усилителей для громкоговорящего приема. Решено было поднять напряжение до 0.8-2.0 Вольт. Результат был положительный. Такая схема приемника была спаяна и в двух диапазонном варианте установлена на даче в 150км от передающего центра. С подключенной внешней стационарной антенной длиной 12 метров приемник, установленный на веранде, полностью озвучивал помещение. Но при понижении температуры воздуха с наступлением осени и морозов приемник переходил в режим самовозбуждения, что вынуждало подстраивать аппарат в зависимости от температуры воздуха в помещении. Пришлось изучить теорию и внести изменения в схему. Теперь приемник устойчиво работал до температуры -15С. Плата за устойчивость работы – снижение экономичности почти в два раза, из-за увеличения токов покоя транзисторов. В виду отсутствия постоянного вещания, от диапазона ДВ отказался. Этот однодиапазонный вариант схемы и изображен на фотографии.

Как собрать простой радиоприёмник?

Есть несколько схем радиоприёмников:

  1. детекторная;
  2. прямого усиления;
  3. (супер) гетеродинная;
  4. на синтезаторе частот.

Приёмники с двойным, тройным преобразованием (2 или 3 гетеродина в схеме) применяются для профессиональной работы на предельно допустимых, сверхдальних расстояниях.

Минус детекторного приёмника – низкая избирательность: одновременно слышны сигналы нескольких радиостанций. Достоинство – нет отдельного электропитания: энергии приходящих радиоволн хватает, чтобы прослушивать эфир без электропитания всей схемы. В вашей местности должен вещать хотя бы один ретранслятор – в диапазоне длинных (148-375 килогерц) или средних (530-1710 кГц) частот. При удалении от него на 300 км и более вы вряд ли что-то услышите. Вокруг должно быть тихо – слушать передачу лучше в наушниках с высоким (сотни и тысячи ом) сопротивлением. Звук будет еле слышимым, но и речь, и музыку разобрать удастся.

Собирается детекторный приёмник следующим образом. Колебательный контур состоит из переменного конденсатора и катушки. Один его конец подключается к внешней антенне. Заземление подаётся через контур здания, трубы отопительной сети – на другой конец контура. Последовательно с контуром включён любой ВЧ диод – он выделит звуковую составляющую из ВЧ сигнала. К параллельно получившейся сборке подключается конденсатор – он сгладит пульсации. Для извлечения звуковой информации применяется капсюль – сопротивление его обмотки не менее 600 Ом.

Если отключить наушник от ДП и подать сигнал на простейший звуковой усилитель, то детекторный приёмник станет приёмником прямого усиления. Подключив на вход – к контуру – усилитель радиочастоты СВ или ДВ диапазона, вы повысите чувствительность. Можно удалиться от АМ ретранслятора до 1000 км. Приёмник с простейшим диодным детектором не работает на (У) КВ диапазоне.

Чтобы повысить селективность по соседнему каналу, замените детекторный диод на более эффективную схему.

Чтобы обеспечить селективность и по соседнему каналу, нужны гетеродин, смеситель и дополнительный усилитель. Гетеродин – местный автогенератор с переменным контуром. Схема гетеродинного приёмника работает следующим образом.

  1. Сигнал поступает с антенны на усилитель радиочастоты (УРЧ).
  2. Усиленный ВЧ сигнал проходит через смеситель. На него накладывается сигнал гетеродина. Смеситель – это вычитатель частоты: из значения входного сигнала отнимается значение гетеродина. Например, чтобы принять станцию на 106,2 МГц в FM-диапазоне, частота гетеродина должна быть 95,5 МГц (остаётся 10,7 для дальнейшей обработки). Величина 10,7 постоянна – смеситель и гетеродин настраиваются синхронно. Рассогласование этого функционального узла сразу же приведёт к неработоспособности всей схемы.
  3. Полученная промежуточная частота (ПЧ) в 10,7 МГц поступает в блок УПЧ. Сам УПЧ выполняет функцию селектора: его полосовой фильтр урезает спектр радиосигнала до полосы всего лишь в 50-100 кГц. Так обеспечивается избирательность по соседнему каналу: в плотно забитом FM-диапазоне большого города радиостанции располагаются через каждые 300-500 кГц.
  4. Усиленная ПЧ – сигнал, готовый к переносу из области радиочастот в область звуковых. Амплитудный детектор преобразует AM-сигнал в звуковой, выделяя НЧ огибающую радиосигнала.
  5. Полученный звуковой сигнал поступает на усилитель низкой частоты (УНЧ) – и далее на динамик (или наушники).

Достоинство схемы (супер) гетеродинного приёмника – удовлетворительная чувствительность. Можно удаляться от FM-передатчика на десятки километров. Селективность по соседнему каналу позволит слушать понравившуюся радиостанцию, а не одновременную какофонию из нескольких радиопередач. Недостаток – вся схема требует питания – несколько вольт и до десятков миллиампер постоянного тока.

Есть и избирательность по зеркальному каналу. У AM-приёмников (ДВ, СВ, КВ диапазонов) ПЧ равна 465 кГц. Если в СВ диапазоне приёмник настроен на частоту 1551 кГц, то эту же частоту он «поймает» и на 621 кГц. Зеркальная частота равна удвоенному значению ПЧ, отнятому от значения частоты передатчика. У FM (ЧМ) приёмников, работающих с диапазоном УКВ (66-108 МГц), ПЧ равна 10,7 МГц.

Так, сигнал от авиационной рации («комарика»), работающей на 121,5 мегагерцах, примется при настройке приёмника на 100,1 МГц (минус 21,4 МГц). Чтобы устранить приём помехи в виде «зеркальной» частоты, между УРЧ и антенной включается входной контур – один или несколько колебательных контуров (катушка и конденсатор, соединённые параллельно). Недостаток многоконтурной входной цепи – снижение чувствительности, а с ней и дальности приёма, что требует подключения антенны с дополнительным усилителем.

FM-приёмник оснащён особым каскадом, преобразующим ЧМ в АМ колебания.

Недостаток гетеродинных приёмников – сигнал от гетеродина без входного контура и при наличии обратной связи УРЧ попадает в антенну и переизлучается в эфир. Если включить два таких приёмника, настроив их на одну и ту же радиостанцию, и расположить рядом, вплотную – в динамиках у обоих появится лёгкое посвистывание меняющегося тона. В схеме на основе синтезатора частот гетеродин не применяется.

В стереоприёмниках FM после УПЧ и детектора располагается стереодекодер. Кодирование стереосигнала на передатчике и декодирование на приёмнике осуществляется по пилот-тональной технологии. После стереодекодера ставят стереоусилитель и два динамика (по одному для каждого канала).

Приёмники, не обладающие функцией стереодекодирования, принимают стереотрансляцию в монофоническом режиме.

Чтобы собрать электронику приёмника, сделайте следующее.

  1. Высверлите отверстия в заготовке под радиоплату, сверяясь с чертежами (топология, расположение элементов).
  2. Разместите радиоэлементы.
  3. Намотайте катушки контуров и магнитную антенну. Разместите их согласно схеме.
  4. Выполните дорожки на плате, сверяясь с топологией из чертежа. Дорожки выполняют как прорезыванием, так и травлением.
  5. Спаяйте на плате детали. Проверьте правильность произведённого монтажа.
  6. Припаяйте провода на вход антенны, питания и на выход для динамика.
  7. Установите регуляторы и переключатели. Многодиапазонная модель потребует многопозиционный переключатель.
  8. Подключите динамик и антенну. Включите блок питания.
  9. В динамике появится шум ненастроенного приёмника. Покрутите ручку настройки. Настройтесь на одну из доступных станций. Звук радиосигнала должен быть без хрипов и шумов. Подключите внешнюю антенну. Нужны подстройка катушек, сдвиг диапазона. Дроссельные катушки настраиваются вращением сердечника, бескаркасные – растяжением и сжатием витков. Для них нужна диэлектрическая отвёртка.
  10. Выберите на FM-модуляторе крайнюю частоту (например, 108 МГц) и подвигайте витки гетеродинной катушки (она располагается рядом с переменным конденсатором), чтобы верхний край диапазона приёмника устойчиво принял сигнал модулятора.

Соберите корпус:

  1. Разметьте и распилите фанеру или пластик на 6 граней будущего корпуса.
  2. Разметьте и просверлите отверстия под уголки.
  3. Выпилите круглый большой зазор для динамика.
  4. Сверху и/или сбоку выпилите щели под регулятор громкости, выключатель питания, переключатель диапазонов, антенну и ручку настройки частоты, ориентируясь по сборочному чертежу.
  5. Установите радиоплату на одной из стенок с помощью винтовых стоек «свайного» типа. Соотнесите органы управления с технологическими отверстиями на соседних гранях корпуса.
  6. Смонтируйте блок питания – или USB-плату с литий-ионной батареей (для мини-радио) – в стороне от основной платы.
  7. Подключите радиоплату к плате блока питания (или к контроллеру USB и аккумулятору).
  8. Подключите и закрепите магнитную антенну для AM и телескопическую для FM. Все соединения проводов надёжно заизолируйте.
  9. Если изготавливается громкоговорящая модель, установите динамик на переднюю грань корпуса.
  10. С помощью уголков соедините все грани корпуса между собой.

Для шкалы проградуируйте ручку настройки, поставьте рядом с ней на корпусе отметку в виде стрелки. Установите светодиод для подсветки.

Монтаж радиоприемника

Самодельная печатная плата приемника сделана под схему оригинала и уже дорабатывалась в полевых условиях для предотвращения самовозбуждения. Плата установлена на шасси при помощи термоклея. Для экранировки дросселя L3 применен алюминиевый экран подключенный к общему проводу. Магнитная антенна в первых вариантах шасси устанавливалась в верхней части приемника. Но периодически на приемник клались металлические предметы и сотовые телефоны, которые нарушали работу аппарата, поэтому магнитную антенну поместил в подвал шасси, просто приклеив ее к панели. КПЕ с воздушным диэлектриком установлен при помощи винтов на панель шкалы, там же закреплен регулятор громкости. Выходной трансформатор применен готовый от лампового магнитофона, допускаю, что для замены подойдет любой трансформатор от китайского блока питания. Выключатель питания на приемнике не предусмотрен. Регулятор громкости обязателен. В ночное время и на «свежих батареях» приемник начинает звучать громко, но из-за примитивной конструкции УНЧ при воспроизведении начинаются искажения, устраняющиеся снижением громкости. Шкала приемника изготовлена спонтанно. Внешний вид шкалы составлен при помощи программы VISIO, с последующим переводом изображения в негативный вид. Готовая шкала печаталась на плотной бумаге лазерным принтером. Шкалу обязательно надо печатать на плотной бумаге, при перепаде температур и влажности офисная бумага пойдет волнами и прежний вид не восстановит. Шкала полностью приклеивается к панели. В качестве стрелки применена медная обмоточная проволока. В моем варианте это красивая обмоточная проволока от сгоревшего китайского трансформатора. Стрелка фиксируется на оси при помощи клея. Ручки настройки сделаны от крышек газированных напитков. Ручка нужного диаметра просто при помощи термоклея приклеивается в крышку.

Плата с элементами Контейнер с батареями

Как говорилось выше, «земляной » вариант питания не пошел. В качестве альтернативных источников решено использовать севшие батареи формата «А» и «АА». В хозяйстве постоянно накапливаются севшие батарейки от фонарей и различных гаджетов. Севшие батареи с напряжением ниже одного вольта и стали источниками питания. Первый вариант приемника отработал 8 месяцев на одной батарее формата «А» с сентября по май. Специально для питания от батарей формата «АА» на задней стенке приклеен контейнер. Малое потребление тока предполагает питание приемника от солнечных батарей садовых фонарей, но пока этот вопрос неактуален из-за достатка источников питания формата «АА». Организация питания бросовыми батареями и послужило присвоению названия «Рециклер-1».

Какие есть виды антенн

Радиоантенны делятся по назначению:

  • для домашних детекторных приемников и музыкальных центров;
  • автомобильные;
  • авиационные;
  • специальные (спутниковой связи, военные).

Улавливающие устройства отличаются диапазоном — от КНЧ (крайне низкие частоты) с длиной волны 10000 км и более) до ГВЧ (гипервысокие частоты) с размером колебаний 0,1-1 мм.

Для эфирного вещания используются частоты 148,5 кГц — 108 МГц.

FM-радиостанции захватывают 88-108 МГц (ультракороткие 3-метровые волны).

В быту используют следующие конструкции:

  • устройства с разворотом — апертурная антенна;
  • изделия с бегущей волной;
  • линейные приборы.

Антенны классифицируют по форме и материалу на:

  • телескопические;
  • рамочные;
  • штыревые;
  • проволочные;
  • стержневые;
  • фольгированные;
  • коаксиальные.

Особенности распространения радиоволн

Ультракороткие волны с частотной модуляцией — frequency modulation (FM) — не огибают препятствия, имеющие размеры больше нескольких метров. Ионосфера земли для них прозрачна. Поэтому считается, что УКВ распространяются только в пределах прямой видимости. В помещениях радиоприемник улавливает в большинстве случаев неоднократно отраженный от разных объектов сигнал.

На качество передачи информации влияют осадки в виде снега и дождя, а также источники электромагнитных помех:

  • распределительные подстанции;
  • линии электропередачи;
  • работающий у дома крупногабаритный транспорт.

Например, однотонный низкочастотный звук в магнитоле — следствие работы расположенного недалеко генератора переменного тока.

Дальность распространения волны зависит от мощности радиостанции.

Картина распределения волн для выбранного места определяет диаграмму направленности антенны, которая нужна, чтобы обеспечить качественный прием.

Создаем антенну

Для устойчивой работы приемного устройства требуется обеспечить следующие параметры:

  • минимально допустимую высоту;
  • линейную поляризацию;
  • небольшое электрическое сопротивление;
  • диапазон частот — 88-108 МГц;
  • диаграмму направленности — чаще всего условно-круговую;
  • максимальный коэффициент усиления;
  • приемлемый вес и размер.

Наиболее простая схема у полуволнового вибратора, который подойдет для мобильных аппаратов, но не отличается направленностью и помехозащищенностью.

Если нужна антенна для стационарного радио, а расположение передающей станции точно скоординировано, лучше выбрать изделие по типу волнового канала. Узкий луч такой конструкции обеспечивает избирательный прием с минимальным захватом посторонних шумов и помех.

Когда требуется расширить диапазон у имеющейся антенны, можно добавить параллельно несколько вибраторов, пересчитав длину по специальной таблице.

Трубная антенна

Чтобы сделать устройство для приема радиоволн, задействовав контур отопления или водопровода в доме, нужно предварительно подготовить остальные элементы самодельного приспособления:

  1. Ферритовый сердечник. Например, можно взять деталь от трансформатора черно-белого телевизора, собранного на лампах, из схемы строчной развертки.
  2. 2 м медного провода диаметром 0,25 кв. мм для монтажа.
  3. Фольгу из латуни или меди хорошего качества.
  4. Изоленту и клей. Подойдет ПВА.
  5. Разъем для подсоединения готового изделия к радиоприемнику.

Порядок сборки антенны:

  1. На одну половину ферритового сердечника наматывают катушку индуктивности. Для этого бумага в 2 слоя укладывается на сердечник и закрепляется изолентой.
  2. Оставляется 1 см перекрытия, прокладывается один слой фольги. Стороны витка изолируются липкой лентой.
  3. На металлизированную поверхность наматывается катушка из 25 колец провода.
  4. На 25, 12 и 7 витке делаются выводы.
  5. Вся конструкция вновь накрывается металлизированным экраном.
  6. 25 и 12 контакты контура подключаются ко входу приемника, а с 7 вывод заземляют. Если будет нужна дополнительная настройка качества сигнала, то подбирают обмотки в связном контуре.

Антенна из фольги

Для УКВ-диапазона можно изготовить антенну из металлической фольги.

Понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • припой, флюс, паяльник;
  • разъем для соединения с радиоприемником;
  • кусок экранированного кабеля с R = 50-75 Ом;
  • квадратный отрез металлизированного материала (лучше медного);
  • диэлектрик — текстолит, ДВП, сухая доска по размеру изделия.
  1. Нужно вырезать рамку из фольги в форме незамкнутого квадрата шириной 1,5 см со сторонами 13-15,5 см.
  2. Внизу рамки делают прорезь 1-1,5 см.
  3. На ровный жесткий диэлектрик клеят изготовленную ранее рамку.
  4. Зачищают 3-4 см провода и припаивают жилу и экран к нижним сторонам рамки возле разреза.
  5. С другого конца подсоединяют разъем так, чтобы металл соединялся с “землей” приемника, а жила — с антенным входом.

Устройство можно разместить в помещении или на открытом воздухе. Для улучшения качества сигнала подбирают высоту и угол поворота самодельной антенны.

Всенаправленная FM-антенна из коаксиального кабеля

Почти круговая диаграмма направленности получается у приспособления для приема радиоволн, сделанного из коаксиального кабеля.

Чтобы самому собрать устройство, понадобятся:

  1. Мачта (из дерева или другого диэлектрика).
  2. Труба полихлорвиниловая диаметром 20-24 мм и длиной 1,5-2 м.
  3. Не менее 1,5 м РК (для телевизора).

Изделие, рассчитанное на работу в диапазоне 87,5-108 МГц, собирается в следующем порядке:

  1. С одной стороны коаксиального кабеля длиной 75 см аккуратно удаляют изоляцию без повреждения экранирующей оплетки.
  2. Экран немного сжимают, как пружину. Когда он станет свободней двигаться, выворачивают его на изолированный участок наизнанку. Вывернутая часть согласует антенну с РК по волновому сопротивлению и одновременно служит противовесом.
  3. Получившийся штырь помещают в ПВХ-трубу и крепят к мачте.
  4. Центральную жилу подключают ко входу приемника. Если он отсутствует, то к металлической телескопической антенне, например у магнитолы.
  5. Экран соединяют с “землей” или минусом батареи.

Экранированный кабель хорошо работает в условиях помех. Для настройки качества сигнала меняют высоту и месторасположение конструкции. Так как длина антенны — 75 см, она считается четвертьволновой — 1\4 часть от 3 м (приблизительная длина принимаемой волны).

Проволочная антенна

Простая формула для расчета длины волны: 300/частоту (МГц). Для радиостанций FM — 2,7-3,4 м.

На основе этой информации можно сделать для дома антенну из проволоки.

Понадобится изготовить рамку в соотношении 1,01-1,02 к величине волны:

  1. Если материал диаметром 3 мм и толще, то выбирают пропорцию 1.01. Стороны прямоугольника должны относится друг к другу как 2,02:1.
  2. Диаграмма направленности проволочного рамного приемного устройства — в форме восьмерки. В том случае, когда в помещении можно задействовать окно, которое расположено в направлении радиостанции, рамку крепят скотчем к стеклу.
  3. Концы рамки соединяют с радиоприемником экранированным кабелем с сопротивлением 50-75 Ом. На вход магнитолы подключают центральную жилу, а экран — к общему проводу.

Сделанное своими руками изделие часто работает лучше покупных дипольных приборов.

Все соединения лучше пропаять, чтобы обеспечить хорошее качество сигнала.

Если конструкция расположена на траверсе или мачте, то середину рамки — точку с нулевым потенциалом — можно заземлить. Это обезопасит работу прибора во время грозы и улучшит электростатические характеристики антенны.

Итог

Хочется сказать, что собранный приёмник, имея небольшую чувствительность, не подвержен воздействию радио помех

от телевизоров и импульсных источников питания, а качество воспроизведения звука от промышленных АМ приемников отличается
чистотой
и насыщенностью. Во время всяких энергетических аварий приёмник остаётся единственным источником прослушивания программ. Конечно схема приемника примитивная, есть схемы более качественных аппаратов с экономичным питанием, но этот сделанный своими руками приемник работает и со своими «обязанностями» справляется. Отработанные батареи исправно дожигаются. Шкала приемника сделана с юмором и приколами — этого никто не замечает почему-то!

Итоговый видеоролик

Радиоприемник в стиле стимпанк своими руками. Продолжим тему второй жизни устаревших гаджетов. В свое время были популярны FM радиоприемники с простой электронной настройкой состоящей из двух кнопок «Scan» и «Reset». Такой приемник может стать основой для интересной конструкции громкоговорящего приемника, очень удачного для использования на рабочем месте, благодаря своим компактным размерам и локальной озвучкой именно рабочего места. Самое сложное в работе радиолюбителя не всегда является изготовление электронной начинки, а изготовление крепкого и удачного корпуса для помещения спаянной вещи. Для придания второй жизни приемнику предпринята попытка сделать корпус в стиле steampunk. Что из этого получилось смотрим ниже.

Подключение антенны

Даже правильно рассчитанная и хорошо сделанная антенна будет работать плохо, если допустить ошибки в подключении.

Нужно соблюдать следующие условия:

  1. Использовать экранированный кабель.
  2. Надежно пропаивать контакты и разъемы.
  3. Следить за плотным соединением жилы и экрана с входной группой радио.
  4. Заземлять антенну.
  5. При наличии помех при питании радиоприемника от сети, когда нет заземляющего провода в розетке, магнитолу или транзистор лучше соединить с землей. Для этого в большинстве аппаратов предусмотрено специальное гнездо или клемма.

Если качество приема не устраивает, а изменение расположения и направления антенны не помогает, придется ставить усилитель.

Несложная и малозатратная схема такого устройства собирается, например, на микросхеме фирмы RFMD SPF5043Z. Достоинство конструкции — плату можно сделать без химии на 2-стороннем текстолите размером 15-20 мм и разместить в экранированный корпус.

Причины затухания сигнала

Цифровые и аналоговые сигналы постепенно затухают при движении в передающей среде. Снижение амплитуды указывается в дБ — децибелах. Ослабление ЭМВ в 2 раза соответствует потерям в 6 дБ.

Величина затухания зависит от:

  • расстояния, которое проходит электромагнитная волна;
  • несущей частоты передатчика (чем выше, тем больше потери) или длины волны;
  • состояния и материала проводящей среды;
  • наличия помех на пути распространения ЭМВ;
  • качества регенерации и коррекции;
  • формы сигнала.

Цифровой дискретный радиосигнал, проходя через повторитель, чаще всего полностью восстанавливается без потери информации.

Аналоговые сообщения при усилении сохраняют все приобретенные искажения и шумы. Соотношение сигнал\шум постепенно ухудшается, и в некоторый момент усиление теряет смысл, т. к. невозможно восстановить информацию.

Наиболее характерная форма помех для линий передач — перекрестная наводка. Причиной появления искажений могут быть неисправности оборудования, трещины изоляции. При передаче сигналов по проводам для устранения помех пары перевивают.

Экранирующие свойства материалов стен и отделки зданий также способны ослабить радиосигнал. Сильный экран — металлический сайдинг, алюминиевые сэндвич-панели, крыши из профлиста, металлочерепицы и т.д.

(голосов: 5, средняя оценка: 2,00 из 5)

Схема радиоприёмника

Делать цифровую настройку не умею, поэтому будет просто переменным резистором, для данного блока УКВ достаточно 4,6 вольт для полного перекрытия 87-108 мГц. Изначально хотел вставить УНЧ на транзисторах П213, раз уж «ретро» собрал и отстроил, но он оказался слишком громоздкий, решил не выпендриваться.

Ну и сетевой фильтр установлен, конечно не помешает.

Стрелочного индикатора подходящего не нашлось, точнее имелся, но было жалко ставить — всего 2 осталось, поэтому решил переделать один из ненужных М476 (как в Океан-209) — разогнул стрелку, сделал шкалу.

Подсветка — светодиодная лента. Верньер собран из деталей разных радиоприемников, от ламповых до Китая. Вся шкала с механизмом вынимается, её корпус склеен из многих деревянных деталей, жесткости придает текстолит, на который наклеена шкала и все это притянуто к корпусу приемника, попутно дополнительно прижимая передние панели (те, что с сеточкой), которые также при желании снимаются.

Шкала под стеклом. Ручки настройки с какого-то радиоприемника со свалки, подкрашены.

В целом, полет фантазии. Давно хотел испробовать кривизну своих рук, соорудив что-то подобное. А тут как раз и делать было совсем нечего, и обрезки фанеры с ремонта остались, и сеточка подвернулась.

Корпус радиоприемника, декоративные и защитные элементы

Акустические характеристики радиоприемника обусловливаются не только частотными характеристиками низкочастотного тракта и громкоговорителя, но в значительной мере зависят от объема и формы самого корпуса. Корпус радиоприемника является одним из звеньев акустического тракта. Как бы хороши ни были электроакустические параметры усилителя низкой частоты и громкоговорителя, все их достоинства будут снижены, если корпус радиоприемника неудачно сконструирован. Следует иметь в виду, что корпус радиовещательного приемника в тоже время является декоративным элементом конструкции. С этой целью передняя часть корпуса закрывается радиотканью или декоративной решеткой. Наконец, для защиты радиослушателя от случайных повреждений при прикосновении к токопроводящим деталям шасси радиоприемника в корпусе защищается задней стенкой, на которой устанавливается блокировка цепи питания. Следовательно, декоративные и защитные элементы конструкции, являющиеся элементами акустического тракта, а также способы их механического крепления, могут оказать существенное влияние на качество воспроизведения звуковых программ. Поэтому рассмотрим каждый элемент конструкции корпуса радиовещательного приемника в отдельности.

Корпус радиоприемника

должен удовлетворять следующим основным требованиям: его конструкция не должна ограничивать частотный диапазон, регламентируемый ГОСТ 5651-64; процесс изготовления и сборки должен соответствовать требованиям механизированного производства; себестоимость изготовления должна быть низкой; внешнее оформление- высокохудожественным.

Для удовлетворения первого требования корпус должен обеспечивать хорошее воспроизведение низких и высоких частот звукового диапазона радиоприемника. С этой- целью необходимо производить предварительные расчеты формы корпуса. Окончательное определение его размеров и объема проверяется по результатам испытаний в акустической камере.

В акустических расчетах диффузор громкоговорителя рассматривается как колеблющийся в воздушной среде поршень, создающий при прямом и обратном движении области повышенного и пониженного атмосферного давления. Поэтому далеко не безразлично, в каком корпусе размещен громкоговоритель: с открытой или закрытой задней стенкой. В корпусе с открытой задней стенкой сгущения и разрежения воздуха, возникающие от движения задней и передней поверхностей диффузора, огибая стенки корпуса, накладываются друг на друга. В том случае, когда разность фаз этих колебаний равняется я, звуковое давление в плоскости диффузора снижается до нуля.

Увеличение глубины корпуса по конструктивным требованиям вполне допустимо. Размеры корпусов радиоприемников, имеющих несколько громкоговорителей, по вышеприведенным формулам рассчитывать нельзя. Практически размеры корпусов с несколькими громкоговорителями определяются экспериментально по результатам акустических испытаний.

Конструкции корпусов радиовещательных приемников в настольном исполнении с закрытой задней стенкой обычно не применяются. Объясняется это тем, что конструировать корпусы радиоприемников с замкнутым объемом весьма сложно и нецелесообразно, так как ухудшается режим теплообмена радиодеталей. С другой стороны, корпусы с плотно закрытой задней стенкой вызывают повышение резонансной частоты громкоговорителя и появление неравномерности частотной характеристики на более высоких частотах. Для уменьшения неравномерности частотной характеристики на высоких частотах внутренняя сторона корпуса обивается звукопоглощающим материалом. Естественно, что подобное усложнение конструкции возможно допустить только в радиоприемниках высших классов, в мебельном оформлении с выносными акустическими системами.

Для выполнения второго требования, предъявляемого к корпусам, необходимо руководствоваться следующими соображениями: при выборе материала для корпуса желательно учитывать нормы, рекомендуемые ГОСТ 5651-64 на тракты усиления по звуковому давлению, приведенные в табл. 3.

Таблица 3

Нормы по классам
Параметры
Высший
Частотная характери­ КВ, 60-6 ООО 80-4000 100-4 ООО
Стика всего тракта СВ,
Усиления по звуко­ Дв
Вому давлению УКВ 60-15 ООО 80-12 000 200-10000
Параметры Диапазон Нормы по классам
Частотная характери­ КВ, 150-3500 200-3000
Стика всего тракта СВ,
Усиления по звуко­ Дв
Вому давлению УКВ 150-7000 400-6000

Как видно из табл. 3, в зависимости от класса радиоприемника изменяются и нормы частотного диапазона всего тракта усиления по звуковому давлению. Поэтому не всегда целесообразно для всех классов радиоприемников выбирать высококачественные материалы, обладающие хорошими акустическими свойствами. В ряде случаев это не приводит к улучшению акустических характеристик приемников, а повышает их стоимость, так как громкоговоритель выбирается в соответствии с нормами ГОСТ, что и определяет диапазон воспроизводимых частот. По этим причинам и нет необходимости улучшать акустические характеристики корпуса, когда сам источник звука не обеспечивает возможности их реализации. С другой стороны, низкочастотный тракт, имеющий более узкий частотный диапазон, дает возможность удешевления конструкции усилителя низкой частоты.

По статистическим данным, стоимость деревянного корпуса составляет от 30-50% от общей стоимости основных узлов приемника. Относительно высокая стоимость корпуса требует от конструктора внимательного отношения к выбору его конструкции. Что является допустимым при конструировании радиоприемников высшего класса, совершенно неприменимо для приемников IV классов, рассчитанных на широкий круг потребителей. Например, в радиоприемниках высшего и первого классов в ряде случаев стенки корпуса для улучшения воспроизведения звука изготовляются из отдельных сосновых досок, проложенных между двумя тонкими листами фанеры. Лицевые стороны корпуса оклеиваются шпоном ценных пород дерева, покрываются лаком и полируются. В то же время для изготовления корпусов радиоприемников III и IV классов используются дешевая фанера, недефицитный древесный шпон, текстуирован-ная бумага или пластмассы. Металлические корпуса в настоящее время не применяются вследствие не-

удовлетворительных акустических качеств и возникновения неприятных для слуха обертонов.

Для анализа конструкции целесообразно пользоваться так называемой удельной стоимостью, т. е. стоимостью единицы объема или веса материала. В каждом конкретном случае, зная стоимость корпуса и объем затраченного материала, можно определить удельную стоимость. Вне зависимости от объема материала, затраченного на изготовление корпуса для определенного технологического процесса его внешней отделки, удельная стоимость имеет постоянную конкретную величину. Например, при изготовлении корпусов приемников на специализированном предприятии или в цехах удельная стоимость составляет 0,11 коп. Эта величина удельной стоимости учитывает и накладные расходы: стоимость материала, его обработку, отделку, заработную плату. Следует иметь в виду, что значение удельной стоимости корпуса соответствует вполне определенным материалам и технологическим процессам. Величина 0,11 коп. относится к корпусам, изготовленным из фанеры, оклеенным дешевым шпоном (дубовым, буковым и т. п.) и покрытых лаком без последующей полировки. Для корпусов, тщательно отполированных и оклеенных более ценными породами дерева, удельная стоимость увеличивается приблизительно на 60%- Таким образом, для определения стоимости деревянного корпуса радиоприемника необходимо умножить величину удельной стоимости на объем затраченного материала (фанеры).

Процесс оклейки корпуса радиоприемника ценными породами дерева и последующей полировки достаточно трудоемкий, так как содержит много ручных операций, требует больших площадей для его обработки и туннельных печей для сушки обработанных поверхностей. Ради экономии шпона, который для ряда предприятий является дефицитным, его заменяют текстуированной бумагой, на которой нанесен рисунок волокон древесной породы. Однако оклейка корпусов радиоприемников текстуированной бумагой не улучшает положение, так как для создания хорошего товарного вида требуется многократное покрытие лаком (5-6 раз) с последующей сушкой в туннельных печах. Кроме этого, вводится дополнительная операция — окраска углов корпуса, где стыкуются листы текстуированной бумаги. Стоимость корпусов, отделанных подобным способом, не снижается вследствие большой трудоемкости работ.

Выбор толщины материала для стенок корпуса должен производиться с учетом технических требований, предъявляемых к акустической системе радиоприемника. К сожалению, в технической литературе отсутствуют подробные сведения о выборе сорта материала и его влиянии на акустические параметры приемников. Поэтому при конструировании корпусов можно лишь руководствоваться краткими сведениями, изложенными в работе . Например, в радиоприемниках высшего класса для воспроизведения низких частот 40-50 гц со звуковым давлением 2,0-2,5 н!м2 толщина стенок, изготовляемых из фанеры или столярной доски, должна быть не менее 10-20 мм. Для радиоприемников I и II классов при воспроизведении низких частот 80-100 гц и звуковом давлении порядка 0,8-1,5 н/м2 допускается толщина фанеры 8-10 мм. Корпуса для акустических систем радиоприемников III и IV классов, имеющих граничную частоту 150-200 гц и звуковое давление до 0,6 н/м2, могут иметь толщину стенок 5-6 мм. Естественно, что выполнять деревянные корпуса с толщиной стенок 5-6 мм весьма затруднительно, так как невозможно обеспечить достаточную прочность конструкции. Корпуса с малой толщиной стенок обычно изготовляются из пластмассы, однако и в этом случае для устранения вибраций стенок корпуса должны быть предусмотрены ребра жесткости.

Изготовление пластмассовых корпусов радиоприемников по экономическим соображениям более выгодно, чем деревянных. Несмотря на технологические и экономические достоинства пластических масс для изготовления корпусов, применение их ограничивается для радиовещательных приемников, имеющих большие габариты и высокие акустические характеристики.

Общеизвестно, что дерево обладает хорошими акустическими свойствами, поэтому радиоприемники

высших классов, как правило, имеют деревянные корпуса. По этим соображениям корпуса из пластических масс изготовляются только для радиоприемников IV класса и очень редко — для аппаратов III класса.

Корпус радиоприемника должен обладать достаточной прочностью конструкции, выдерживать механические испытания на ударную прочность, виброустойчивость и прочность при транспортировке. Применение методов, принятых в мебельной промышленности, т. е. осуществление стыковых связей с помощью шиповых соединений, не оправдывается экономическими соображениями, так как усложняется технологический процесс изготовления, а следовательно, увеличивается нормативное время на обработку и сборочные операции. Обычно угловые сопряжения стенок корпусов радиовещательных приемников выполняются более простыми методами, которые не вызывают технологических производственных затруднений. Например, стенки корпуса связываются брусками или угольниками, вклеиваемыми в угловые стыки, или с помощью деревянных планок, вставляемых на клею в прорези соединяемых деталей. Деревянные стенки можно соединять металлическими угольниками, скобами, планками и т. д. И все же, несмотря на меры, принимаемые с целью упрощения технологических процессов изготовления деревянных корпусов, их стоимость остается относительно высокой.

Наиболее трудоемкими технологическими процессами являются оклейка древесным шпоном, лакировка и полировка поверхностей корпуса. Процесс полировки собранного корпуса особенно затрудняется в угловых соединениях, так как в этих случаях невозможно избежать ручных операций. Естественно, поэтому, что усилия конструкторов и технологов должны быть направлены на создание такой конструкции корпуса, изготовление деталей которого и сборочные процессы возможно было бы максимально механизировать. Наиболее рациональной в этом отношении является сборная конструкция корпуса, когда отдельные детали простой формы проходят окончательную обработку и отделку, а затем

механически объединяются в общую конструкцию.

Рис. 37. Конструкция сборного корпуса.

Существуют и иные конструкции разборных корпусов. Одним из отечественных радиозаводов разработана конструкция, в которой боковые стенки связываются металлическими панелями с помощью болтовых соединений. В этом случае шасси радиоприемника является самостоятельным узлом, не зависимым от конструкции корпуса.

Естественно, что приведенными примерами не исчерпываются все возможности разработки конструктивных оформлений разъемных корпусов. Одно очевидно — подобные конструкции наиболее просты и дешевы.

Необходимые первые шаги до открытия

Первое, с чего стоит начать – это с оформления необходимой документации. Прежде всего нужно открыть юридическое лицо, например, фирму, в уставе которой будут указаны следующие виды деятельности:

  • создание телевизионных и радио-проектов;
  • рекламы коммерческого и политического характера;
  • теле- и радиовещание;
  • деятельность, связанная со средствами массовой информации;
  • возможность приобретения студийных помещений радиостанций и различных средств, используемых для радиовещания.

Подготовка к деятельности

В этом пункте расскажем, как создать свое радио. Когда необходимые документы будут оформлены, самое время зарегистрировать средство массовой информации и приняться за разработку частоты. Для этого нужно будет написать заявление на ее предоставление. На всех этих этапах желательно консультироваться с юристом в целях принятия оптимального решения.

Перед тем как предпринимать попытки получения частоты, необходимо подготовить информацию относительно того, какой мощности передатчик будет использоваться, где его намерены расположить и где будет находиться сама радиостанция.

Рассчитывая возможные перспективы, стоит учитывать тот факт, что купить радиочастоту нельзя, так как она является государственным ресурсом. Она не продается как товар, а разыгрывается в конкурсе между претендентами. В связи с этим может случиться так, что частоту получит кто-то другой.

Если такое произойдет, не стоит отчаиваться. Иногда в конкурсе побеждает тот, кто на данный момент не планирует осуществлять собственное вещание на полученной частоте. В этом случае актуальным будет разговор о ее аренде.

Спрос и предложение

Нужно понимать, что радиостанция – это информационный продукт, и заработать на нем можно будет только в том случае, если он понравится слушателям. Если этого не произойдет, то о какой-либо перспективе говорить не приходится.

Перед тем как создать свое радио, нужно продумать, какой будет радиостанция (стиль, наполнение эфира, пресловутая изюминка). Чем она будет отличаться от конкурентов? Чем больше будет уникальных элементов в новой радиостанции, тем больше у нее шансов стать одной из самых популярных или хотя бы рентабельных.

Всем понравиться невозможно!

Современные радиостанции, как правило, выбирают конкретный формат, направленный на определенную целевую аудиторию: молодежь, на тех, кому за 40, на прогрессивных людей немногим старше тридцати, любителей клубной музыки и т. д. Понравиться всем не получится, поэтому нужно понять, какова целевая аудитория новой станции — для кого будут вещать ведущие на ее волнах и какой жанр музыки будет приоритетным.

Момент спроса является достаточно важным, техническая сторона — сопутствующей. Чтобы понять, в каком направлении лучше пустить эфир, нужно задаться вопросом, чего люди хотят, но не получают. Ответив на него, нужно превратить радиостанцию в удовлетворение желаний целевой группы радиослушателей.

Необходимые затраты на оборудование

Перейдем к самому важному вопросу о том, сколько стоит создать радиостанцию. Одними из основных будут затраты, связанные с получением частоты и регистрацией СМИ.

Для того чтобы станция могла начать вещание, потребуется приобрести или арендовать помещение, в котором можно будет обустроить студию, место для диджея и гостей (в эфире должны периодически мелькать интересные личности).

Также не обойтись без комнаты для оборудования, где будут созданы все условия для комфортной работы звукорежиссера. При этом понадобится еще кандидатура на должность секретаря и менеджера, в обязанности которого будут входить некоторые административные вопросы и продвижение станции (нужные контакты, переговоры по поводу продажи рекламного времени и т. п.).

Что касается оборудования, то для нормальной работы станции нужно приобрести компьютер, необходимое программное обеспечение для быстрой работы с музыкой, передатчик, антенны, хорошую гарнитуру и микрофоны.

В среднем, на создание своего собственного радио потребуется порядка 500 тысяч рублей. Однако многое будет зависеть от того города, в котором было решено начать свою деятельность. Чем больше населенный пункт, тем и сумма первоначального капитала будет выше.

Оригинальный усилитель «Ретро» своими руками

Оригинальный усилитель «Ретро» своими руками

Как то в один прекрасный момент меня наконец то достали хрипы, хрюканье и дикие искажения от не серьёзных компьютерных колонок.

Краткое описание усилителя и его характеристик: Мощность усилителя 2х25W, сделан на микросхемах TDA 7265 — это основной усилок, TDA 1517 — это усилок для наушников 2х5W,это основные. Превосходства его конечно очевидны хотя бы уже в показателях выходной мощности. Но я его делал не только для ушей, подобные экземпляры которые есть в продаже не соответствуют моим запросам вообще…. и в том числе по удобству эксплуатации. Например чтобы подключить наушники с толстым штекером Jack 6,3 мм это ваще целая эпопея с переходниками и прочей ерундой, не говоря о том что они не могут в полной мере с приличным качеством просто напросто такие наушники прокачать. Внешний вид у покупных изделий оставляет желать лучшего и такие коробочки хочется убрать под стол, чтобы их не видеть ни когда, где неудобно их включать, данный усилитель лишён этого недостатка, потому что он включается и выключается синхронно с компьютером. Вся подсветка отключается кнопкой на задней стенке дабы не мешать пользоваться компьютером в темноте, после очередного включения она автоматически включается опять. Кнопки на лицевой панели «СЕТЬ» и отключение и включение АС. Индикатор хотелось сделать похожим на индикаторы знаменитых усилков моей молодости. Вдохновившись воспоминаниями о бурных временах, приступил к работе. Стильный индикатор, который хотелось бы, не представлялось возможным приобрести. Было решено исполнить его самому, из специально купленных китайских тестеров. Из них извлечены миллиамперметры, красные стрелки перекрашены в чёрный цвет. Шкала нарисована в программе Фронт Дизайнер, с последующей доработкой в Корел Драв, потому что первая фигово дружит с разными шрифтами, а нужно было написать поинтереснее.
Примерка индикаторов. Потом они убраны подальше до конечной сборки прибора (очень нежные детали, легко можно испортить). Для управления спаян усилитель напряжения чтобы не было влияния на звуковой тракт и работа была корректной. Проверяем — всё зашибись, работает отлично. Схема найдена в сети от какого то совкового советского мафона, по моему Весна я не запоминал. Вот и шкала, надпись mr. Kolesov — это моя фамилия от скромности не умру… да и хотелось какое то название сделать..копировать какие то бренды по моему глупо. А так необычно ну и друзей приколоть можно… Регулятор конечно хотелось сделать классический, большой круглый,обязательно не кнопочный.. Чтобы при соприкосновении и вращении чувствовалось что маешь вещь, а не какое нибудь игрушечное китайское барахло… На энкодере регулировка у меня отпала сама собой, нужна была подсветка положения на ручке, а бесконечно вращать с проводом её не получится. Вообщем я не стал заморачиваться и решил сделать на переменном резисторе. В конце концов если начнёт шкрипеть его поменять 5 сек. И так к вашему вниманию — очередной изврат.. Пошукав по дому наткнулся на тюбик с кремом. После переговоров с женой, она презентовала мне от него крышку для последующего растерзания. По задумке планировалась подсветка на ручке для того чтобы можно было легко и быстро определить положение регулятора (особенно это актуально в темноте). Просверлено отверстие 1мм,позади в дальнейшем приделаю светик. На эпоксидку садим светодиод,предварительно обклеив его фольгой (он очень яркий я не хотел чтобы он просвечивал насквозь стенки ручки), заодно вытекшие в отверстие излишки смолы образовали некий световод,подтёки шкурятся и поверзность совершенно гладкая,очень сложно угадать где отверстие, пока не зажгёшь светик. Шкала сделана в программе Фронт Дизайнер а надпись и символы в Корел Драв. В дизайнере так не получится мало опций. Напечатаная на глянцевой бумаге шкала помещена между 2мя листами органики, всё соединено для последующих этапов работ. Получилось не плохо. Впринципе что хотел — всё получилось. Опоры для сего изделия решено сделать в классическом стиле дизайна радиоаппаратуры — хромированные, но с небольшой изюминкой аля НЛО. У основания ножек планировалась голубая подсветка. Делалось из того — что нашлось так же на балконе в куче хлама. Хромированная мебельная труба 25мм, органика 3мм (подогнал корефан), светики конечно ходил покупал + клей (суперклей и эпоксидную смолу). Заготовки порезаны склеены и в них вклеены светики, неправильно для передачи светового потока, но об этом потом.. Слой органики круглой формы предусмотрен для того — чтобы потом при заливке не вытекла эпоксидка….Заготовка из трубы плотно одевается на основание. Детали высохли. Произведена обработка.Лишнее оргстекло удалено,края аккуратно отшлифованы дабы не испортить хром на металлической части ножки. Пробное включение светиков не впечатлило и было принято решение сделать рассеивающую линзу….Свет попадает на неё и рассеевается в разные стороны. На этом комбинированном фото виднен эффект рассеивания, сделанный простой манипуляцией сверлом… В заключительном этапе были сделаны резиновые прокладки из велосипедной камеры… на прокладку наклеена алюминевая фольга с внутренней стороны, (для отражения света) всё склеено на прозрачный момент. Выключателей и разъёмов минимум, только самое необходимое. Зачем усилку мощности лишние прибамбасы? Все настройки есть в звуковой карте компа. Выключатель «Сеть». Выключатель акустических систем, сигнал на наушники постоянный независимый от того включены колонки, или нет — это тоже часть задуманного плана. Сейчас не найдёшь усилителя с такой схемой, даже серьёзные рессиверы делают по принципу «воткнул наушники и нет сигнала на АС», а раньше все усилки делались именно по такой схеме, как сделал я. Не знаю кому то может удобно и наоборот,но для меня такая схема распределения сигналов очень актуальна. Отверстия под выключатели выбраны коронками по дереву. Так же коронкой большего диаметра выбрана юбка вокруг отверстия, для того чтобы подсветкой подчеркнуть выключатели (царапанная и необработанная поверхность органики приламляет свет). Установлены так же разъёмы для наушников. Причём обязательно разных диаметров Jack 3,5 мм и Jack 6.3 мм чтобы потом не париться со всякими переходниками. С каким штекером есть наушники с таким и спокойно без заморочек втыкаешь. Покраска сначала серебрянкой для равномерного рассеивания света и потом краской чтобы не подсвечивать всё что находится вокруг панельки. 4 светика и вот конечный результат, внутрь гнёзд для наушников тоже по светодиоду для общей картины. Фактически вся электронная мелочь нашлась дома, специально покупались только микросхемы усилителей и выключатели с разъёмами для наушников. Платы делал и разрабатывал сам, кроме той — что для индикатора, эту я нашёл в сети. Так как у меня уже есть небольшой опыт в постройке электронных устройств, то для меня это не составило особого труда. Даже я бы сказал было интересно вспомнить молодость. Смонтирован усилитель, микросхема TDA 7265 схема собрана но дашиту с небольшими доработками для своих нужд, лупит честных 2х25W не HI — END конечно но для компа чтобы ухи были довольны вполне достаточно, в конце концов если захочется чего посерьёзнее то в компе есть цифровой выход, и его можно сконектить с рессивером. Реле коммутирует АС (кнопка на панели только включает релюшку). Это не безосновательно обусловлено тем — что контакт у реле более надёжный,чем у переключателя. Это я знаю уже по своему опыту…. Для наушников сделан отдельный небольшой усилок 2х5W чуток великоват по мощности конечно, но зато на 100% прокачает любые наушники, прослушивание мощных больших наушников оставило положительные впечатления, микросхема нагревается на большой громкости достаточно сильно так что потом при конечной сборке я думаю наклеить небольшой радиатор от греха. Отдельный усилок я сделал потому что не хотел чтобы в звуковом тракте присутствовали ограничители типа резисторов и т.п. которые пришлось бы ставить если брать сигнал от основного усилителя. А тут сигнал сразу после усиления поступает на звукоизлучатели без ограничения, что положительно сказывается на качестве безусловно. Набор деталей бля блока питания. Корпус от какого то принтера найденный к «полезных вещах» дома, трансформатор подогнал корефан ( кстати ему отдельное офигительное спасибо за такой элемент..транс не смотря на свои небольшие размеры при прозвонке показал неожиданные результаты : при 25V он стабильно без нагрева фигачил 10А!!!) На фото также выделяется реле стартёра от автомобиля. Тоже найдено дома,им предпологается включать усилитель с помощью компьютера.Берём с компа 12V и вуаля..Это чтобы не париться каждый раз с включением и выключением усилка,он будет управляться с компа и работать синхронно с ним. Для обычной работы без компа поставлю на задней стенке выключатель который коротит контакты реле и исключает его из схемы. С корпусом пришлось повозиться, но так как это лицо изделия то оно того стоило. Плита ДСП найдена опять же в куче хлама на балконе, оставшаяся от какой то старой мебели и оставленная как вешь полезная и может пригодиться…что собственно и произошло. Напилив детали по размерам, скрутил всё на саморезы. Стыки перед сборкой промазал клеем для надёжности. Вырезал отверстия для установки элементов управления и индикации. Необработанные края смотрятся не очень. Ручным фрезером произведена обработка торцов. Обрабатывать пришлось в несколько заходов чтобы получить идеальную равномерность всех граней. Для крепления задней стенки установлены бруски, большой отступ от края был сделан для того — чтобы скрыть радиатор охлажения и все элементы коммутации провода и т.п. За счёт этого усилитель можно поставить близко к стене. Пройдены этапы шпатлёвки и покраски, шпатлевание произведено полимерной шпатлёвкой с добавлением клея ПВА для хорошего удержания на поверхности, грунт после каждого слоя конечно же. Покраска краской НЦ потом лакирование лаком НЦ. Последующая полировка покрытия полировочной пастой и финишной полиролью для кузова авто. В итоге получилать красивая полированная поверхность, которая получилась круче чем на рояле или пианино.

Необходимые затраты на рекламу

Расходов также потребует и этот пункт. Стоит отвлечься и сказать, что при помощи своего радио вы сможете зарабатывать, размещая чью-то рекламу. Если посмотреть, к примеру, сколько стоит реклама на радио в Москве, то можно увидеть внушительные цены, которые вас как будущего владельца не могут не порадовать. Вернемся назад.

Итак, к моменту начала эфира нужно подготовить необходимые ролики нового радио, стильную заставку, которая бы сделала радиостанцию узнаваемой. Также необходимо будет разместить рекламу в популярных изданиях и на местном телевидении.

Заявить о себе можно и при помощи рекламы в Яндексе, Google, а также в социальных сетях. Последними, к слову, не стоит пренебрегать. Дело в том, что десятки тысяч жителей города, в котором будет открываться новое радио, посещают социальные сети. Хорошая новость в том, что администрация того же сайта «ВКонтакте» предоставляет возможность рекламы, которая к тому же будет высвечиваться исключительно на страницах представителей конкретной целевой аудитории (жителей определенного города, имеющих актуальный для радиостанции возраст).

Поскольку самостоятельно наполнять эфир каждый день в течение 24 часов вряд ли получится сразу, возникнет необходимость заключения договора, позволяющего транслировать передачи региональной радиостанции. Небольшой совет: все расходы нужно подсчитать перед тем, как создать свое радио.

Как сделать корпус в стиле стимпанк

Прошу строго не судить — это первая попытка. Кроме разработки стильного корпуса для радиоприемника преследовалась цель минимизации затрат и применения доступных комплектующих и материалов. Причем материалов легких в обработке.

Перед началам работ изучим органы управления приемника, которые необходимо будет вынести на корпус. Как упомянуто выше это две кнопки настройки «Scan» — осуществляет настройку на станции после каждого нажатия от последней радиостанции к следующей радиостанции выше по диапазону. При настройке на самую последнюю радиостанцию возврат к началу диапазона проводится нажатием на кнопку «Reset». В оригинальном приемнике третья кнопка включает фонарик (это был не светодиод а лампочка!) и в данной конструкции не используется. Громкость приема станций регулируется потенциометром совмещенным с выключателем питания. звуковой сигнал поступает на наушники, конечно ни а каком стерео сигнале в таком приемнике речи нет. Шнур наушников одновременно является антенной для радиоприемника. Органы управления можно купить в магазине или использовать от старой аппаратуры. В данную конструкцию органы управления были куплены, общая цена двух кнопок, включателя, антенной клеммы и потенциометра (30 кОм) с ручкой не превысила 150 рублей (2013 год). В качестве громкоговорителя использован чувствительный громкоговоритель извлеченный из малогабаритной колонки. Сопротивление головки 8 Ом.

Колонка — донор Громкоговоритель

1. За основу корпуса взят кусок листа белого полистирола размером 200х130 мм толщиной 1,5мм. На лист нанесена разметка для органов управления и изгибов корпуса для формирования дух боковых стенок высотой 40 мм. Возможны варианты использования в качестве корпуса пластмассовые распределительные коробки купленные в магазине электро товаров.

2. С внутренней стороны по разметке изгиба стенок делаются небольшие прорезы, например острым концом ножниц или ножа на 1/4 — 1/3 толщины пластмассы.

3. Газовой зажигалкой равномерно

прогреваем все место изгиба до размягчения пластмассы и формируем боковую стенку. Пламя не должно доходить до места изгиба 10-15 мм. так получится самый интенсивный нагрев. Проделываем такую же операцию и со второй стенкой. Полученный «П» — образный корпус должен опираться всеми торцами боковых стенок на поверхность.
Детали корпуса Разметка заготовки
4. После изготовления корпуса можно сделать отверстия. Звук от динамика будет передаваться в сторону слушателя через раструб. В качестве раструба взят сифон для удаления воды с пола (производство Испания:)). Отверстие под динамик — раструб можно высверлить тонким сверлом, а затем подровнять ножом.

5. Передняя и задние стенки вырезаются своими руками портновскими ножницами также из листового полистирола и приклеиваются клеем для склейки пластмассовых моделей.

6. Швы склейки обрабатываем тонкой наждачной шкуркой для выравнивания краев.

7. Слив изготовлен из непонятной пластмассы и приклеить его не удалось. Для сохранения стиля использован идущий в комплекте резьбовой хомут, который был прикреплен к корпусу термоклем с внутренней стороны. Заодно термоклеем закрепляем громкоговоритель.

Отверстия в корпусе Хомут закреплен Корпус приемника

8. В получившийся корпус устанавливаем элементы управления. От старого приемника используем батарейный отсек, от которого удаляем ненужную пластмассу.

9. Из платы приемника паяльником аккуратно удаляем потенциометр и подпаиваем удлиняющие проводники для:

— кнопок настройки;

— громкоговорителя;

— потенциометра регулировки громкости;

— выключателя питания;

— питания приемника, минус к выключателю, плус к батарейному отсеку;

— антенны, антенный провод лучше намотать на карандаш и слегка растянутый поместить в корпусе приемника, так может не потребуется подключать внешнюю антенну.

10. Подпаиваем проводники к органам управления. Вставляем батарейки. Проверяем работу приемника, если нигде не ошиблись, то электроника сразу заработает.

11. Закрепляем плату, батарейный отсек и антенну внутри корпуса термоклеем. Смотри фото. Вырезаем из гофрокартона нижнюю крышку. Ретро радиоприемник готов.

Плата подключена Подвал приемника

В черте города радиоприемник принимает практически все станции, в пригородах количество принимаемых станций может уменьшится и потребуется подключение внешней антенны, куска провода длиной до метра должно хватить. Не ждите большой громкости от приемника, если потребуется увеличить громкость, то надо встраивать усилитель. Пример усилителя приведен

Когда-то давно мы собирали свои первые простенькие радиоприемники в школьном возрасте из наборов. Сегодня, в силу развития модульного конструирования, собрать цифровой радиоприемник не составит труда даже людям, крайне далеким от радиолюбительства. Дизайн этого приемника основан на впечатляющем радио AWA 1935 года, на которое автор наткнулся в книге «Deco Radio: The Most Beautiful Radios Ever Made». Автор так был впечатлен его дизайном, что захотел иметь собственный аналог.

В конструкции использован ЖК-дисплей Nokia 5110 для отображения частоты и энкодер для её выбора. Громкость регулируется встроенным в усилитель переменным резистором. Что бы подчеркнуть дизайн автор так же использовал для вывода информации на дисплей шрифт в стиле ар-деко. В коде ардуино заложена функция запоминания последней прослушиваемой станции (которая прослушивалась более пяти минут).

Шаг 1: Компоненты

  • Arduino Pro Mini
  • Программатор FTDI
  • Модуль FM-радио TEA5767
  • Динамик 3 Вт
  • Модуль усилителя PAM8403
  • Энкодер
  • ЖК-дисплей Nokia 5110
  • Плата заряда и защиты аккумулятора
  • Аккумулятор 18650
  • Держатель 18650
  • Переключатель
  • Макетная плата 5×7 см
  • Соединительные провода
  • Ткань для динамика

Прежде всего, если Вы не имеете большого опыта в работе с ардуино, следует сначала собрать схему, используя беспечатную макетную плату. При этом, для удобства, можно использовать Arduino Nano или UNO. Лично я на стадии отладки схем использую Arduino UNO, так как ее вместе с макетной платой удобно использовать для соединения необходимых компонентов, практически не используя при этом пайку. При включении устройства на экране несколько секунд должен отображаться логотип, после чего из памяти EEPROM загружается частота последней прослушиваемой станции. Поворачивая ручку энкодера можно настраивать частоту, меняя станции.

Когда на макете все работает хорошо, можно переходить к основной сборке, используя уже более компактную и дешевую Arduino PRO Mini, которая, к тому же, имеет и более низкое потребление. Но перед этим посмотрим, как все будет располагаться в корпусе.

Шаг 3: Проектирование корпуса

Трехмерная модель была разработана в бесплатной, но довольно мощной программе Fusion 360.

Шаг 4: 3D-печать и обработка

Для печати использовался «деревянный» пластик FormFutura. Это довольно необычный пластик, особенность которого заключается в том, что после печати детали имеют вид, схожий с деревом. Однако при печати этим пластиком автор столкнулся с рядом проблем. Мелкие детали распечатались без проблем, однако корпус, самая крупная деталь, распечатался не с первого раза. При попытках его печати постоянно забивалось сопло, ситуацию усугубляли регулярные сбои с электроснабжением, из-за чего автору даже пришлось приобрести ИБП для принтера. В конечном итоге корпус был допечатан поверх недопечатанной заготовки. Такое решение, однако, не совсем решение проблемы, лишь разовый выход из ситуации, так что вопрос остается открытым. Так как отпечатать удачно так и не получилось, дальше автор решил зашлифовать корпус, прошпаклевать шпатлевкой для дерева и покрыть лаком. Да, этот пластик не просто похож на дерево, по сути это мелкая древесная пыль, смешанная с вяжущим пластификатором, так что детали напечатанные им практически и есть деревянные, и поддаются методам обработки для обычного дерева.

Шаг 5: Собираем все вместе

Следующим шагом является установка электроники в корпус. Поскольку все уже было смоделировано в Fusion 360, проблем с этим не возникнет. Как видите, каждый компонент имеет свое положение в корпусе. Первым делом была распаяна Arduino Pro Mini, после чего в нее загружен код. Следующий шаг источник питания. В проекте была использована очень удобная и компактная плата Wemos, которая одновременно ответственна за зарядку аккумулятора, его защиту, а так же повышает напряжение для потребителей до необходимых 5-ти вольт. Вместо нее можно использовать обычный модуль заряда и защиты, а напряжение повышать отдельным DC/DC преобразователем (например TP4056 + MT3608).

Далее припаиваются остальные компоненты, динамик, дисплей, усилитель. Так же, хоть на модуле усилителя и есть конденсаторы по питанию, желательно добавить еще один (автор поставил на 330 мкФ, но можно и на 1000). Качество (если 10% КНИ можно назвать качеством) звучания усилителя PAM8403 очень сильно зависит от питания, как и работа радио модуля. Когда все спаяно и протестировано можно начинать окончательную сборку. Первым делом автор приклеил решетку, сверху на нее радиоткань.

От себя. Радиоткань штука специфическая, и в каждом ларьке ее не продают. Однако в каждом магазине женского рукоделия можно купить такую штуку, как канва (ткань для вышивки крестиком). Стоит она недорого и очень хорошо подходит как замена радиоткани, бывает разных цветов. Берите натуральную (не синтетическую) и с самой крупной ячейкой. К слову, к дизайну этого радио она подойдет как нельзя к стати.

Все остальные платы крепятся на свои места при помощи термоклея. Можно много плеваться на термоклей, но для этих целей он действительно хорошо подходит, учитывая что большинство модулей не имеет отверстий для крепления. Хотя я предпочитаю использовать двусторонний «автомобильный» скотч для этих целей.

Шаг 6: Прошивка

Этот шаг стоило расположить выше, так как прошивать нужно ещё на стадии отладки. Основная идея кода такая: когда поворачивается ручка энкодера, происходит перебор частоты, когда ручка энкодера остается на одном и том же положении более 1 секунды — эта частота устанавливается для модуля FM приемника.

If(currentMillis — previousMillis > interval) { if(frequency!=previous_frequency) { previous_frequency = frequency; radio.selectFrequency(frequency); seconds = 0; }else

Радиомодулю FM требуется около 1 секунды, чтобы настроиться на новую частоту, по этому не получится менять частоту в реальном времени поворотом ручки энкодера, т.к. в таком случае настойка приемника будет очень медленной.

Этот самодельный УКВ приемник попробовал сделать в стиле «ретро». Front End от автомагнитолы. Маркировка KSE. Далее блок ПЧ на KIA 6040, УНЧ на tda2006, динамик 3ГД-40, перед которым режектор на 4-5 кГц, точно не знаю, подбирал на слух.

Выход в интернет

Говорить о том, что интернет – это неотъемлемая часть жизни современного общества, излишне. Поэтому не задействовать всемирную сеть для продвижения собственной радиостанции будет глобальной ошибкой. Достаточно много молодежи и фрилансеров, которые, работая дома за компьютером, не прочь послушать хорошую музыку, давно забыли про обычный радиоприемник. Такие домоседы (а их немало) слушают радио через интернет.

Поэтому для того чтобы максимально быстро привлечь наибольшее количество постоянных слушателей, нужно вывести радиостанцию в интернет-пространство. Для этого можно использовать Winamp, некоторые интернет-сервисы и сервер, при помощи которых пользователи смогут слушать радиостанцию. В интернете есть немало пошаговых инструкций, в которых подробно описано, что и где нажимать.

Желательно, чтобы у радиостанции был свой сайт с возможностью скачивания плагина, позволяющего слушать радио без входа в интернет-браузер. Конкуренция в данном виде деятельности находится на достаточно высоком уровне, поэтому придется приложить максимум усилий и создать качественный продукт, который окажется достойным симпатий тысяч слушателей. В будущем, когда ваша радиостанция будет развиваться, можно рассмотреть вопрос о том, как организовать радиовещание по франшизе.

Изготовление шасси

На фотографиях показан третий вариант шасси. Дощечка крепления шкалы дорабатывается для помещения во внутренний объем ящика. После доработки на дощечке отмечаются и проделываются необходимые отверстия для органов управления. Шасси собирается при помощи четырех деревянных брусков сечением 25 мм на 10 мм. Бруски скрепляют заднюю стенку ящика и панель крепления шкалы. Для крепления применены почтовые гвозди и клей. К нижним брускам и стенкам шасси приклеена горизонтальная панель шасси с заранее сделанными вырезами для помещения конденсатора переменной ёмкости, регулятора громкости и отверстиями для установки выходного трансформатора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]