Простой способ изготовления деревянной посуды самому

Все больше людей следят за своим здоровьем. И дело здесь не только в диетах и правильном питании. Немаловажную роль играет то, из чего мы едим и пьем. Например, многие следя за водным балансом, приобретают бутылочки из экологически чистого материала.

За последние семь лет в России стало популярным направление hand made. Тренд последних лет — это посуда из дерева своими руками. Все больше и больше начинают говорить о возвращении к истокам. На это есть много причин.

Как сделать деревянную посуду своими руками?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Плюсы и минусы деревянной посуды
  2. Материал для изготовления
  3. Как и из чего делали посуду древние славяне
  4. Необходимые инструменты
  5. Особенности технологии

Не только оригинальный внешний вид и приятный природный аромат деревянной самодельной посуды делает её ценной и предпочтительной – не менее важно, что она может нести в себе положительной заряд энергии, делать пищу более вкусной и полезной, а в некоторых случаях менять отношение человека ко многим вещам.

Плюсы и минусы деревянной посуды

Тарелки, миски и чашки из дерева имеют ряд преимуществ, о которых нельзя не упомянуть:

  • они полезны для употребления уже потому, что создаются из экологически чистого природного материала;
  • древесина обладает высокой механической прочностью и в то же время легка по весу, кроме того, такой материал способен продолжительное время сохранять пищу свежей;
  • само по себе дерево отличается эстетичным внешним видом, и, в зависимости от породы, имеет оригинальный натуральный орнамент – подобная посуда становится настоящим украшением стола, и из неё приятно есть, но даже в качестве декоративного элемента столь необычный атрибут смотрится прекрасно;
  • благодаря тому, что дерево не проводит тепло, об него невозможно обжечься, а пища долго остаётся горячей.

Ещё одним достоинством деревянной посуды, сделанной своими руками, является возможность создания любых задуманных форм по самым необычным эскизам. При этом сам материал стоит не слишком дорого, поэтому самостоятельное изготовление считается выгодным в финансовом отношении.

Минусы деревянных изделий состоят в меньшем сроке их эксплуатации по сравнению с посудой из стекла и полимерного волокна, древесина может темнеть и растрескиваться, если она неправильно используется и хранится. Чтобы вещь прослужила как можно дольше, за ней нужен грамотный уход и периодическая реставрация.

Декоративные деревянные тарелки: исполнение

Декоративные тарелки, выточенные из ценных пород древесины с выразительной текстурой и цветом, представляют ценность сами по себе, поэтому не нуждаются в дополнительном декоре

. Они могут быть украшены разве что резными деталями. Для выполнения росписи или декупажа на декоративных блюдах берут специальные заготовки, изготовленные из недорогой породы дерева: сосны, ели, липы, ольхи.

Виды декоративных тарелок из дерева:

  • Резные тарелки из дерева. Декоративные блюда могут быть покрыты рельефной резьбой как по внутренней, так и по наружной плоскости. Мотив при этом выбирают орнаментальный (повторяющийся с определенным шагом) либо акцентный (симметричный или асимметричный).
  • Расписные деревянные тарелки. Роспись деревянной посуды красками – это способ придания утвари яркого образа
    . Традиционные виды росписи по дереву: мезенская (охристо-красный орнамент с глубоким символическим подтекстом), городецкая (птицы, лошади, розы), хохломская (пышные узоры, веточки, листочки на золотом фоне или золотом по темному фону), жостовская роспись (цветочные букеты).
  • Деревянные тарелки с декупажем. Рисунок для декупажа декоративных блюд желательно подбирать в той стилистике и цветовой гамме, в которой оформлен интерьер. Стиль кантри предполагает более яркую палитру красок в дизайне посуды, Прованс, шебби-шик и винтаж – чуть блеклый, будтоприпыленный набор пастельных оттенков.

Материал для изготовления

Основные требования к материалу для производства деревянной посуды:

  • качественная и пластичная древесина с высокими прочностными характеристиками, а таковой она бывает, когда заготовлена недавно, то есть ещё сохраняет свежесть;
  • дерево должно быть первого или второго сорта, на нём присутствует минимальное число сучков;
  • недопустимым браком считается наличие трещин, сколов, гнили и синевы;
  • при производстве посуды для еды используется только живой лес, а сухостойные заготовки для этого не подходят, тем более что они могут быть заражены жуками-короедами;
  • для мастера, изготавливающего изделия, также важен большой диаметр дерева, поскольку он даёт возможность производства большого количества столовых аксессуаров.

Мягкие сорта более гибкие и пластичные, они хорошо режутся при обработке, но не применяются из-за отсутствия достаточной твёрдости и прочности.

Чаще всего для изготовления используются такие породы, как вяз, дуб, берёза, клён, рябина, можжевельник, кедр, лиственница или осина, подходящим материалом считается олива и бамбук.

Простой способ изготовления тарелки из обрезков древесины

Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!

После валки или обрезки деревьев, особенно в своем саду, часто остаются хорошие поленья. Обычно такие дрова из фруктовых деревьев оставляют для приготовления шашлыков. Однако, если у Вас есть возможность хорошенько просушить такие заготовки, то из них можно будет сделать красивые изделия.

В данной статье Владимир, автор YouTube канала «Владимир Натынчик DIY» расскажет Вам, как он сделал простенькую тарелку. Она сгодится для печенья, конфет, орешков или фруктов.

При изготовлении этой самоделки мастер использовал минимум инструментов.

Материалы , необходимые для самоделки. — Толстый обрезок доски — Губка, льняное или минеральное масло.

Эта заготовка уже прошла процесс сушки, и ее влажность можно измерить при помощи контактного гигрометра . Это одна из разновидностей таких приборов, и для замера нужно воткнуть два щупа в толщу древесины. Щупы достаточно сложно воткнуть глубоко в материал, и измерение происходит на внешнем слое, что выльется в погрешность.

Намного информативнее оказывается индукционный гигрометр — он позволяет проводить измерения на определенной глубине бесконтактным способом.

Дальнейшая обработка выполняется с помощью дисковой шлифовальной насадки . Она может быть установлена как на болгарку, так и на шуруповерт.

Устранение следов оставленных прошлым диском в углублении, выполняется наждачной бумагой 40-й зернистости.

Благодарю Владимира за мастер-класс по изготовлению простой и красивой тарелки из обрезков древесины.

Всем хорошего настроения, крепкого здоровья, и интересных идей! Подписывайтесь на телеграм-канал

сайта, чтобы не пропустить новые статьи.

Авторское видео можно посмотреть здесь.

Источник

Как и из чего делали посуду древние славяне

В далёком прошлом наши предки изготавливали разные виды посуды – резаную, точёную, долблёную либо бондарную, которая собиралась из клёпок, а затем скреплялась обручами. Самой востребованной на Руси являлась точёная деревянная посуда – таким методом производили тарелки, кружки, ступки и стаканы, а также столовые приборы (пестики, ложки, черпаки). Кроме того, древние мастера придавали немалое значение целебным и магическим свойствам отдельных пород деревьев, именно поэтому брали для своей работы:

  • берёзу, посуда из которой предназначалась в основном для женщин, так как могла вылечить от бесплодия;
  • орех, помогающий обретать преданных друзей и давать жизненную энергию взамен потраченных сил;
  • олива способствовала устранению мигрени, открывала новые возможности;
  • дуб, символизирующий сильное мужское начало, помогал избавить от недугов мочеполовых органов и печени;
  • девушки, желающие быстрее выйти замуж, старались есть из посуды, сделанной из ствола яблони – существовало мнение, что женское дерево поможет найти вторую половину.

Возможно, и современным мастерам стоит пользоваться методами русичей и создавать изделия, способные не только служить в качестве столовых принадлежностей, но и излечивать от болезней, менять судьбу человека в лучшую сторону.

Необходимые инструменты

Если предусматривается производство большой партии деревянной посуды, лучше всего делать её на токарном станке. Однако перед этим понадобятся подготовительные работы, включающие заготовку материала, желательно, высокого качества, в связи с чем потребуется:

  • осмотреть пиломатериалы;
  • удалить лишние сучки и незначительные дефекты;
  • провести раскряжёвку древесины – поделить поперечно очищенные хлысты на кратные части, в соответствии с необходимой длиной заготовок.

После вытачивания на шлифовальном или токарном устройстве изделия надо будет покрыть лаком (при желании – рисунком).

Но если предполагается изготовление небольшого количества изделий или штучный экземпляр, при выполнении ручных работ можно обойтись минимумом инструментария:

  • строгальное устройство для обработки деревянной поверхности – рубанок;
  • для распиливания заготовки понадобится лобзик;
  • набор ножовок разных размеров c различными зубьями;
  • несколько стамесок (режущий ручной инструмент);
  • комплект резцов, необходимый для долбёжных и строгальных работ;
  • наждачное полотно для шлифования древесины.

В качестве материала выбирается полноценный брус, доски, но использованы могут быть и отходы, подходящие по габаритам. Для выполнения работы может применяться гораздо меньше инструментов, если мастер хорошо знаком с ручным процессом изготовления.

Необходимое оборудование

Прежде чем закупать оборудование, необходимо определиться с местом, где будет мастерская. Оборудование занимает немало места. Подойдет сарай, гараж или просторная комната. Комнатную температуру необходимо поддерживать на уровне 18-22°С тепла.

В комплект необходимого оборудования входят:

  • шлифовальное приспособление;
  • сверлильный станок;
  • токарный станок;
  • циркулярная пила;
  • электрический рубанок;
  • набор резцов;
  • стамески;
  • надфили;
  • напильники;
  • лобзики;
  • плотницкий рубанок.

Это профессиональный набор, который предполагает собственное производство. Стоить такое устройство будет порядка 40 000 рублей.

Особенности технологии

Для тех, кто только начинает осваивать производство посуды из дерева, лучше начинать с изделий несложной формы.

Этапы работы.

  • Сначала делают требуемую заготовку, отсекая ненужную часть от пиломатериала, но оставляя запас, поскольку древесину ещё придётся обработать. Если это тарелка, то лучше брать спил дерева необходимого диаметра.
  • На заготовку маркером наносится разметка будущей вещи.
  • После этого заготовку закрепляют при помощи тисков и отсекают лишние части, включая углубления и особый рельеф.
  • После разметки боковых контуров приступают к более тонкому процессу, используя стамеску либо фигурные резцы.
  • Неопытным мастерам желательно надёжно закреплять заготовку и работать осторожно, поскольку любое неаккуратное движение может привести к удалению лишнего слоя.

В результате тарелка обретает свою изначально задуманную форму, но её ещё нужно как следует отшлифовать при помощи наждачного камня и бумаги (полотно используется для обработки криволинейных и внутренних поверхностей).

Если предполагается рисунок (орнамент, точечная роспись), то делать его следует сразу до пропитывания и покрытия лаком либо красящим составом.

Защитный слой необходим, поскольку посуда предназначена для еды, а значит, пища может быть горячей или жидкой. Это может отрицательно сказываться на древесине. Но антисептические средства, обычно применяемые для этого в строительстве, токсичны, поэтому для этих целей используется льняное масло. Им нужно пропитать изделие и подождать не меньше 24 часов, пока оно полностью не проникнет в его структуру. Делается это просто – готовая принадлежность на несколько секунд погружается в закипевшее масло, два раза подряд.

Другой вариант покрытия – специальный пищевой лак, который не подвергается воздействию ультрафиолета, воды, грибковых микроорганизмов и насекомых. Это долговечное средство, которое поможет защищать деревянную утварь от низких и высоких температур, диапазон его использования — от -30 до +60 градусов. Если для росписи использовались такие краски, как акрил или гуашь, лак наносится сверху и прекрасно сохраняет орнамент. Также дерево допускается покрывать специальным клеем, представляющим собой пропитку из растительного масла и пчелиного воска.

Технология производства: выбор за вами

Тарелки могут либо изготавливаться из цельного куска древесины, либо быть склеенной из отдельных частей древесины. Многие считают, что посуда из древесного массива лучше, и действительно, у нее есть неоспоримые плюсы.

  • Экологичность. Даже обработанные специальным антисептиком цельные тарелки не оказывают никакого вредного влияния на здоровье людей.
  • Пластичность. Дерево куда более практично в домашних условиях: если стекло и камень при падении может разбиться, то с тарелками из дерева этого не случится никогда.
  • Эстетика. Изящный внешний вид древесного спила даст фору любому весьма искусно расписанному металлу и керамике.

Однако мы считаем, что для применения деревянных тарелок в утилитарных целях стоит выбирать тарелки из плотно спрессованных и склеенных частиц дерева, ибо у них есть свои преимущества.

  • Такие тарелки, в отличие от цельно-массивных, не подвержены влиянию влаги и температуры.
  • Они более прочны и практичны.
  • Клееные тарелки обрабатываются специальными составами, которые предотвращают гниение, разбухание, потемнение и позволяют таким тарелкам жить практически вечно.

Какие бы тарелки вы ни выбрали, они подарят радость всем – и хозяевам, и гостям дома. Однако деревянные тарелки могут использоваться не только для бытовых нужд.

Самодельная деревянная тарелка из многослойной заготовки

Скорее всего, у каждого мастера возникал вопрос о том, куда девать немалое количество кусков досок всяких пород дерева, которые выбрасывать не хочется, но куда их использовать – тоже не так уж просто сообразить.

Мы будем изучать технику создания деревянного блюда, его как раз можно сделать из этих обрезков, которые никак не удается куда-либо пристроить, а выбрасывать жалко. Самодельная деревянная тарелка будет создаваться из многослойной заготовки, иметь форму овала, диаметр ее 320 мм. В ней можно подавать блюда, использовать как декоративное украшение и т.д.

Подготовка сборного щита из досок.

Сначала будем делать щит, который станет заготовкой для блюда. В нем склеена не одна порода дерева. Есть лесной орех, бук, акация, дуб, вишня, груша. Для выбора пород, которые будут фигурировать в вашей заготовке – ваша фантазия и те обрезки досок, которые есть в вашей мастерской. Разумеется, для кого-то деревянные блюда станут не тем изделием, которое следует изготавливать из вторсырья. Тогда можно делать шедевры столярного мастерства, основываясь на самых высоких стандартах дизайна. Но даже из бросовых дощечек можно сделать отличное изделие, которое при удачном сочетании пород дерева, лежащих в его основе, станет прекрасным украшением любой, даже изысканной, кухни.

Часть брусков в представленной заготовке склеена вертикально, остальные набраны из отдельных пакетов и потом уже прогнаны через рейсмус и вклеены в общий пакет. Что касается пестроты получаемого изделия – это на любителя. В данном видео-уроке будет изготовлено более-менее однородное блюдо из двух пород – акации и дуба.

Сначала нужно прогнать досочки через рейсмус для обеспечения параллельности плоскостей. После этого нужно будет напилить заготовки нужной длины и склеим их в один пакет.

После того, как на каждой доске один край будет проструган, нужно напилить по ширине каждую из них. Потом нужно будет из склеить.

Сразу промаркируем нижнюю сторону. Склеивать будем щит на листе ламинированного ДСП. Это нужно для того, чтобы весь пакет случайно не приклеился к верстаку. Далее все брусочки раскладываем на одну сторону по порядку.

Теперь наносим клей на каждый брусок. Теперь начинаем складывать бруски и прижимаем. Стягиваем пакет струбцинами. Сначала усилие должно быть не очень большое, за это время успеет распределиться клей. После того как струбцины установлены, затягиваем.

Когда бруски уже стянуты, убираем остатки клея. Теперь осталось дождаться полного высыхания. Пока пакет будет сохнуть, есть время заняться другой заготовкой, которая была склеена ранее. Она успела хорошо просохнуть и готова для обработки.

Нужно отметить, что более эффектно смотрится блюдо, которое имеет большую глубину. Блюдо может иметь изогнутую в основании полусферическую поверхность. Но может быть и более простой вариант. Самое главное обеспечить устойчивость блюдо на столе.

Приступаем к обработке заготовки.

Начнем с фрезерования вогнутой сферической поверхности. Фрезеровать будем при помощи нехитрого приспособления. Состоит оно из нижнего шаблона с круглым вырезом. В него вставляется приспособление. Это диск с двумя стойками, в котором подвешен на двух осях маятник. В этот маятник устанавливается фрезер. Для фрезерования мы совершаем возвратно-поступательные движения маятника и понемножку проворачиваем основание. В результате получаем полусферическую вогнутую поверхность. Более подробно о маятнике здесь.

Радиус кривизны регулируется перестановкой оси в нижнее положение. Чем ниже расположена ось, тем меньше радиус кривизны. Сначала шаблон нужно прикрепить саморезами к пакету. А теперь установим Фрезер в маятник.

Фрезерование внутренней части заготовки.

Устанавливаем во фрезер прямую фрезу. Далее помещаем фрезер в отверстие. Вставляем штанги, фиксируем винтами. Теперь установим маятник в основание. Максимального радиуса кривизны начнем фрезерование с максимального радиуса кривизны, поэтому устанавливаем ось в самое верхнее отверстие. Опускаем фрезер до касания с поверхностью и фиксируем.

Фрезерование наружной части заготовки.

Сначала нужно выпилить будущую чашу по периметру. Совершенно не имеет значения, насколько ровный получился наружный край. Главное, чтобы была ровная окантовка. Поэтому тут сомнений быть не может.

Последний штрих — и готово!

В конце останется только покрыть готовые изделия лаком или, например, воском. Получившиеся тарелки (скорее даже — чаши) можно использовать для подачи конфет, печенья или орехов.

Подробно о том, как изготовить деревянные тарелки своими руками в условиях домашней мастерской, можно посмотреть в видеоролике на нашем сайте.

Источник

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки.

Сегодня покажу как я занимаюсь резьбой по дереву. Это мой первый мастер-класс, надеюсь на понимание и вашу поддержку Многим интересен процесс и я кратко его изложу в своей публикации.

1. заготовка из дерева,

5. морилка неводная «Дуб»

6.лак для дерева,

Мои помощники — резцы.

неводная морилка «Дуб», аэрограф, наждачки 2-х видов (нулевка и более грубая)

Чтобы вырезать тарелку, нам нужна заготовка из дерева. Сейчас много умельцев предлагают на продажу заготовки.Мне сделал заготовку из кедра знакомый мастер. Затем думаем над эскизом, у меня уральская природа и глухарь.

1. Делаем рисунок карандашом.

2. А затем берем резцы и начинаем вырезать. Я обычно тарелки начинаю с окантовки, здесь у меня кедровые ветви и шишки. Стараюсь резать сразу чисто, так что наждачка практически не понадобится. Только в конце, чтобы придать чистый вид изделию, убрать оставшийся карандаш с дерева. А так же наждачка понадобится при покраске работы, но об этом позднее. Соблюдаем осторожность при резьбе, бережем пальцы. Еще когда будете вырезать разные изделия отметите, что тарелку вырезать удобнее в плане уборки.

В основном вся стружка будет внутри работы

3. Сверяюсь с рисунком, который я напечатала для наглядности. Сначала я прорабатываю ветви, а потом перехожу к шишкам. Хотя здесь последовательность не так важна, можно выполнить по вашему желанию.

4. Затем перехожу к резьбе глухаря вырезаю контур и убираю фон.

5. Занимаюсь опереньем птицы. Вот в результате получается такая тарелочка.

6. Слегка прохожусь наждачкой и готовлюсь к покраске. Хотя мне дерево в последнее время больше нравится не тонированное, чистое. Так больше в нем природной красоты. Но дерево надо защищать от многих факторов, пыли, влаги. Поэтому я делаю покрытие. Хочу в ближайшее время попробовать воском покрывать работы.

На данный момент тонирую неводной морилкой дуб и покрываю лаком для дерева. Может быть и глянцевый лак и матовый на ваш вкус. Затем щеткой смахиваю древесную пыль, готовлю к покраске. Тонирую аэрографом. Так как я еще его не приобрела пока, тонировала у знакомого, у меня нет этих фото. Но процесс тонировки таков:

1.Покрываю общим тоном из аэрографа.

фото компрессора к которому присоединяем аэрограф и красим.

2.Шлифую тарелку, краска остается только в резьбе.

3. Затем покрываю изделией лаком с одной стороны, оно должно высохнуть. Время зависит от выбранного вами лака, может высохнуть за день, а нитра вообще за 1,2 часа высыхает.

4. Затем покрываю обратную сторону тарелки. Жду когда высохнет.

5. Окончательно просохшее изделие шлифую.Так как после лака немного вздыбливается дерево, становится местами шероховатым его нужно будет снова шлифовать и лакировать . Если есть подтеки убираем наждачкой.

Тарелки и миски из дерева своими руками (мастер класс с фото)

Миски из дерева вырезаю давно, попробуйте, может и вам понадобится такая экологичная посуда.

Для того чтобы сделать деревянные тарелки своими руками нам понадобится

Березовая заготовка размером 200x160x70 мм нож верстак стамеска струг клюкарза стамеска с киянкой карандаш газеты наждачная шкурка льняное масло полиэтиленовый пакет.

Вырезаем деревянную тарелку своими руками

Заготовку из сырой березы зажимаем в тисках, вычерчиваем карандашом контуры донца и верха будущей миски. Долбим верхнюю полость стамеской с киянкой и вырезаем клюкарзой (фото 1). Убираем углы заготовки (фото 2) срезаем ее торцы широкой стамеской, оставляя ручки (фото 3)

Донце по краям обрабатываем широкой отлогой стамеской, прижав заготовку к верстаку (фото 4) Чтобы придать миске устойчивость на столе, вырезаем стамеской небольшое круглое углубление снаружи ее дна (фото 5). Скругляем снаружи заготовку стругом (фото 6) Срезаем ножом фасочки с боков (фото 7)

Простой способ изготовления деревянной посуды самому

Во время приема пищи люди привыкли использовать посуду из современных материалов, чаще всего это керамика и различные сплавы металла. Но в старину у большинства населения не было возможности приобретать дорогостоящую утварь, поэтому они пользовались простой посудой из дерева и глины. Изготавливалась посуда из дерева своими руками, и многие мастера очень преуспели в этом деле.

Что бы понимать, как правильно работать с древесиной и как использовать свои навыки в изготовлении посуды, следует разобраться в особенностях разных ее сортов.

Деревянные тарелки для еды

Тарелки из древесины бывают различными по форме

: круглыми, овальными, квадратными и прямоугольными, причудливыми. В то же время, они могут быть мелкие, глубокие и совсем плоские. Чаще всего форма тарелки подбирается под ту пищу, которая будет в нее помещена. Например, для выкладки пиццы и стейков используют плоские деревянные «блины», для рыбы или ассорти (овощного, фруктового, мясного) – удлиненные емкости в виде ладьи, выполненные в виде резных тарелок из дерева с
выразительным объемным орнаментом
.

Экзотично смотрятся тарелки, вырезанные из древесины кокосовой пальмы, – азиатские мастера придают им порой замысловатые формы, а пестрое дерево с темными вкраплениями оригинально дополняет необычный дизайн посуды. Форма деревянных тарелок может быть не обязательно круглой – структура дерева позволяет вырезать посуду с любыми очертаниями, напоминающими природные линии листьев, цветов, камней. Нередко само дерево задает форму будущему изделию

– естественные изгибы, трещины и сучки становятся декоративными элементами тарелок.

Иногда для изготовления тарелок применяют ветви и корни дерева, переплетая их во влажном виде или собирая, как конструктор, после сушки. При вытачивании тарелок из дерева часто оставляют нетронутыми фрагменты коры, а отверстия жуков-древоточцев, заболонь или разломы в сердцевине ствола придают такой посуде уникальный колорит.

Из какого дерева делают посуду?

В современной жизни роль древесины потеснили в сторону другие материалы, они в значительной степени заняли ниши строительства и мебельной индустрии, посуду для кухни потеснили значительно сильнее. Хотя для ее изготовления не требуются высочайшие характеристики качества, тем не менее, мягкие сорта деревьев применять не рекомендуют.

Немаловажным фактором остается лечебное свойство древесины, у каждого сорта они своеобразны:

  1. Яблоня – женское дерево, считается, что оно помогает девушкам в поисках суженого;
  2. Олива — посуда из оливкового дерева способствует новым начинанием и избавляет от головных болей и мигрени;
  3. Орех – восстанавливает утраченные силы и помогает обрести верных друзей;
  4. Липа – помогает восстановить энергетическую оболочку, людям страдающими болезнями желудка рекомендовано есть из липовой посуды;
  5. Дуб – мужское дерево, характеризует силу мужского начала, посуда из дуба помогает в лечении заболеваний печени и мочеполовой системы. Состояние зубов так же улучшится, если кушать дубовой ложкой;
  6. Береза – эта древесина хороша при изготовлении посуды для женщин, она помогает бороться с бесплодием;
  7. Абрикос – посуда из этого дерева спасет от энергетических потерь и поможет избежать предательства.

Какую древесину можно использовать

На Руси в ходу была утварь из березы, сосны, ели, туи и осины. А мягкая липа подходила для изготовления ковшей и ложек. Выбор материала определялся на основании лечебных свойств. Спустя века предпочтения не изменились. Все также используют березу, липу, осину, грушу и можжевельник.

Береза

Славянский народ верил, что она служит оберегом, заряжает энергией и является даром от Бога. «Белая невеста» была призвана защищать русского человека от разных напастей. Ходило поверье, что дерево впитывает в себя всю боль и немощь. Не даром крестьяне носили лапти из бересты. Она сохраняла их здоровье и предотвращала ревматизм в суставах. Также помогала в лечении нервной и мочевыводящей системы.

Современные люди полезные свойства также не отрицают. Многим известно общеукрепляющее действие березового сока на иммунитет. Кора оказывает бактерицидный эффект. Поэтому толченную бересту присыпали на раны во избежание нагноения.

На Руси повсеместно плели корзины из бересты. Ее отличает гибкость, прочность и устойчивость к гниению. В них хранилась мука и крупы. Из бересты в основном делают лукошки, солонки, туесы. В туесах молочные продукты не портятся даже в самую жаркую погоду.

Красивый стакан из бересты станет незабываемым подарком. Летом его можно использовать за городом или в деревне. А зимой стакан будет напоминать о проведенном лете. Пьют из берестяного стакана исключительно холодные напитки. От горячего предмет просто деформируется.

Липа

Цветки обладают противовоспалительным свойством. Не случайно ее рекомендуют в период простуд. Кроме того, липа доставляет для клеток организмы витамин С, глюкозу и другие микроэлементы.

Производят тарелки, половники, кружки и т.д. Липовый аромат создает атмосферу уюта на кухне. А вкус продуктов и пищи сохраняется надолго, не теряются полезные свойства.

Осина

Древесина довольно плотная. Представлена белым, серо-белым и зеленым цветом. Из-за твердости материала ее сложно резать вручную. Для это потребуется сделать предварительную обработку кипящей водой. Продержав некоторое время под воздействием высоких температур, она смягчается и становится податливой.

Из осины делают мешалки, ковши, чаши и разные столовые приборы. Тем, кто занимается сбором трав (зверобой, ромашка и т.д.), пригодятся в хозяйстве осиновые баночки или бочонки.

Груша

Из-за прочности и твердости ее используют для изготовления мелких предметов декора: вазы, сувениры, а также для кухонных принадлежностей: ложек и вилок. В чашах и тарелках подаются только сухие продукты: фрукты, овощи, хлебобулочные изделия.

Недостатки грушевой древесины:

  • не любит влагу;
  • склонна к гниению;
  • повреждается насекомыми.

Можжевельник

Можжевельник относят к хвойным породам. Ценится специалистами по тонкой резьбе. Ручная работа из можжевельника прослужит долгий срок. Предметы декора интерьера наполняют воздух ароматами эфирных масел хвойных пород. Удобно хранить молочные продукты. Можжевельник сохраняет их свежесть.

Свойства можжевельника:

  • легко поддается обработке;
  • не деформируется;
  • не трескается.

Какое оборудование понадобится?

В случае серийного или массового производства деревянной утвари, вам понадобится столярная мастерская, с большим количеством станков, которые помогут в выполнении заготовительных операций.

  1. Но для самого процесса резьбы по дереву и других ручных операций можно обойтись и небольшим набором инструмента. Вот необходимый минимум:
  2. Набор пил – ножовки должны быть разных габаритов и с отличимыми размерами зубьев;
  3. Стамески – желательно наличие нескольких стамесок, как с ровной рабочей частью, так и с фигурной, всего их бывает 12 видов;
  4. Резцы – для качественной резьбы по дереву необходимо иметь в наличии несколько резцов отличающихся по размеру и форме режущего элемента;
  5. Рубанок – их в идеале тоже должно быть несколько;
  6. Лобзик.

Хотя деревянные изделия более простой конструкции, такие как разделочная доска из оливкового дерева могут быть изготовлены с применением половины из перечисленных инструментов.

Вот и все что может пригодиться, ведь в древности были мастера вырезавшие посуду из дерева, имея в наличии 1-2 инструмента, но их произведения считались шедеврами. Сегодня таких умельцев тоже можно отыскать.

Технологические особенности

Деревянная посуда может быть разнообразной, но приведенный пример рассматривает выполнение тарелки или ложки из заготовок дерева.

  • Первым что необходимо сделать, это подобрать или вырезать заготовку нужного размера, для ложек это будет брусок размером 300х50х50 мм, а для тарелки подойдет спил дерева нужного диаметра;
  • В зависимости от имеющегося в наличии инструмента заготовке придаются первоначальные очертания, и делается углубление, где это необходимо. Для этого применяется сперва ровная, а затем фигурная стамеска.

Совет! Если вы раньше не работали с деревом, или ваш опыт невелик, то лучше всего во время обработки, зажать заготовку в тиски, это лишит ее подвижности и поможет вам правильнее расходовать силы.

  • Нанесение рисунка – он может быть вырезан так же при помощи резца, если вы никогда этого не делали, то следует начать с простого орнамента, состоящего из прямых линий;
  • Совет! Перед началом процедуры резки узора, надо нанести его очертание на место реза карандашом, профессиональные резчики этого не делают, но для начинающего такой контур сильно поможет.

  • Нанесение защитного слоя – посуда имеет постоянный контакт с жидкими и горячими блюдами, они оказывают на дерево негативное влияние, что бы его умерить, применяют защитные покрытия.

Важно знать! Использовать в качестве защитных материалов обычные антисептики для посуды из дерева категорически запрещено, они вызовут химическое отравление.

  • Как материал для вскрытия применяется натуральное масло, чаще всего льняное. После того как масло впитается, а должно пройти не менее суток можно приступать к следующему шагу;
  • Для максимально глубокой пропитки ложку или тарелку следует окунуть на несколько секунд в кипящее масло, эту процедуру лучше повторить дважды.

Уже готовая деревянная посуда имеет название «белье» это означает, что все черновые операции выполнены, и можно приступать к росписи. Роспись это творческий процесс, выполнять который должны люди, имеющие художественные таланты, но никто вам не запрещает попрактиковаться в этом искусстве на деревянной посуде изготовленной собственноручно. Для полного погружения в процесс росписи необходимо изучить основные стили, которыми расписывалась кухонная утварь в старину.

Выше изложены основные принципы работы с деревянной посудой, изучив их, вы сможете сделать первые шаги на пути к обретению новых навыков, возможно, найдете новое хобби для себя.

Художественная отделка тарелок: фантазии нет предела

Коллекционные деревянные тарелки, которые не планируется использовать по прямому назначению, могут быть самыми разнообразными. Их формы (квадратные, многоугольные, несимметричны) вызывают подчас удивление даже у знатоков, а их отделка превращает блюдо в настоящее произведение искусства.

  • Резные тарелки покрываются рельефным узором в основном снаружи. При этом рисунок может быть орнаментальным (с повторяющимся узором) и ассиметричным.
  • Расписные тарелки известны во всем мире благодаря народным промыслам. Хохломская, мезенская, городецкая росписи придают каждому изделию неповторимый вид.
  • Тарелки с лазерной гравировкой эффектны не только на столике кафе или за стеклом буфета, но и в интерьере солидных компаний, ведь нанесенные на внешнюю поверхность тарелки фирменного логотипа или эмблемы сразу повышает статус заведения

Магазин «Drevoshop» с радостью готов предложить Вам не только готовые тарелки из дерева, но и услуги по нанесению лазерной гравировки. Причем это будет значительно дешевле, чем у посредников, ибо мы не накручиваем цены. Ассортимент наших тарелок чрезвычайно велик, а варианты резьбы и гравировки действительно не ограничены – мы можем изготовить тарелку любой формы с уникальной надписью. Лучшие образцы наших изделий вы можете посмотреть и оценить сами.

Подготовьте материал для блюд и их оснований

Ленточной пилой выпилите круглые заготовки для каждого блюда и основания, добавив припуск около 6 мм (см. «Список материалов»).

На одной стороне каждой заготовки сделайте направляющее отверстие для резьбового центра токарного станка.

Примечание. Отверстие глубиной 22 мм, соответствующее длине резьбового центра нашего станка с четырехкулачковым патроном, почти доходит до дна малого блюда. Поэтому мы сверлили в этой заготовке только на глубину 16 мм, а перед установкой ее на резьбовой центр добавили фанерную шайбу толщиной 6 мм.

Сделайте копии профильных шаблонов, наклейте их на плотный картон, используя аэрозольный клей, и аккуратно вырежьте по линиям контура. Техника точения всех блюд и оснований одинаковая, изменяются лишь размеры. На шаблонах обозначены размеры, соответствующие литерам, указанным на рисунках и в тексте.

Основные этапы работ

Первым делом подбираем полено нужного диаметра. Фиксируем его струбциной к столу и отпиливаем от него донышки для будущих тарелок.

Далее мастер отрезает подходящий по длине кусок полена, сверлит по центру заготовки продольное сквозное отверстие, после чего в ход идет балеринка. Можно также кольцевую пилу использовать.

На следующем этапе необходимо будет склеить основную часть тарелки с дном. Потом изделия надо будет обработать шлифовальной машинкой.

Обточите основание снаружи

Инструменты: желобчатый резец шириной 10 мм, отрезной резец.

Частота вращения: 600-1000 об/мин.

Закрепите в патроне токарного станка резьбовой центр и установите заготовку основания, навернув ее центральным отверстием. Вращая заготовку, разметьте на ней радиус А, указанный на соответствующем шаблоне. Используя желобчатый резец, уменьшите диаметр заготовки до линии разметки. Установите подручник перпендикулярно оси точения и выровняйте торцевую сторону заготовки. Разметьте 5-милли- метровый выступ, высоту основания (размер В) и диаметр выступа (размер С).

Снова установите подручник параллельно оси точения. Отрезным резцом сформируйте выступ, начиная от края. Чтобы сделать плоские плечики, прижимайте боковую грань резца к только что срезанной части детали, продвигая его к центру. Выключите станок и убедитесь, что плечики выступа получились плоскими (см. «Советмастера» внизу). Включив станок, разметьте ширину плечиков (6 мм). Передвигая резец от низа к выступу, обточите боковую поверхность основания. В ходе работы контролируйте форму основания шаблоном. Закончив точение, отшлифуйте криволинейную поверхность наждачными бумагами различной зернистости, начиная от № 150 и заканчивая № 320. Не шлифуйте выступ.

Совет мастера

Проверяйте плоскость и глубину линейкой

Небольшая стальная линейка поможет контролировать работу при выравнивании плоского участка и выборке полости. Прижмите ребро линейки к торцу заготовки, чтобы проверить его плоскостность. Если он обточен неровно, линейка будет либо покачиваться на самом высоком месте у выступа, либо вы увидите под ней в этом месте зазор.

А при выборке углублений в блюде и основании проверить глубину и правильность формы помогает шаблон, но его лучше применять в конце операции. Для контроля в ходе работы прикладывайте к детали обрезок с прямой кромкой. Измеряйте расстояние от его нижней кромки до дна выемки, чтобы узнать глубину и сравнить ее с окончательной (размеры D или Н), которая указана на шаблоне.

Выберите полость в основании

Инструменты: желобчатый резец шириной 10 мм

Частота вращения: 800-1200 об/мин

Снимите основание с резьбового центра и удалите резьбовой центр. Зажмите выступ основания в кулачках патрона. Выровняйте низ основания, придавая детали окончательную высоту. Разметьте с краю ободок шириной б мм и начинайте выбирать углубление, работая резцом от края к центру. Время от времени выключайте станок и контролируйте результат, сравнивая размер D и форму выемки с шаблоном. Окончательно выточив полость, отшлифуйте поверхности наждачной бумагой № 320. Выключите станок и нанесите отделочное покрытие изнутри и снаружи. (Мы обильно покрыли деталь льняной олифой с помощью кисти, а затем включили станок на самых низких оборотах и стерли излишки бумажными салфетками. Затем остановили вращение и отполировали поверхности мягкой тканью, повторив эту процедуру четыре раза.) Снимите основание со станка и отложите его в сторону.

Обточите низ блюда

Инструменты: желобчатый резец шириной 10 мм, отрезной резец, косой резец-мейсель

Частота вращения: 600-1000 об/мин

Снова закрепите в патроне станка резьбовой центр и установите на него заготовку блюда. Найдите центр заготовки и с помощью соответствующего шаблона разметьте внешний диаметр (радиус Е). Обточите периметр заготовки до этой линии, затем выровняйте торцевую сторону. Разметьте углубление (радиус F). Начните формировать углубление отрезным резцом, не доходя до линии разметки, чтобы сделать углубление чуть меньшего диаметра. Возьмите косой резец-мейсель и выровняйте дно углубления. Проверьте, входит ли в него выступ готового основания. Понемногу растачивайте края углубления, добиваясь плотной посадки выступа.

Краткий совет! Работайте с допусками не больше толщины бумаги. Наклейте на верх выступа два слоя малярного скотча и используйте выступ как шаблон для контроля глубины. Когда плечики выступа будут почти касаться нижней стороны блюда, требуемая глубина достигнута. Удалите скотч после завершения точения.

Разметьте форму нижней стороны блюда, поставив метки с отступом 6 мм от края углубления, показывающие начало закругления. Отложите размер G, обозначающий конец дуги, и разметьте толщину ободка 5 мм, следующую за размером G. Обточите нижнюю сторону по форме, обрабатывая сначала участок между двумя первыми метками и сверяя результате шаблоном. Отшлифуйте нижнюю сторону наждачной бумагой № 320 и нанесите отделку так же, как и на основание. Не наносите покрытие в углубление.

Точение полости блюда

Инструменты: желобчатый резец шириной 10 мм

Частота вращения: 800-1200 об/мин

Переверните заготовку, удалив резьбовой центр, и закрепите ее кулачками патрона изнутри углубления. Выровняйте верхнюю сторону и придайте блюду окончательную высоту. (Толщину ободка вы разметили на предыдущем этапе.) Начните выборку полости, работая резцом от краев к центру, постепенно увеличивая внутренний диаметр, пока не достигнете линии внешнего диаметра. Продолжайте удалять материал от краев к центру, пока профиль полости не совпадет с контуром шаблона. (В «Совете мастера» внизу описывается, как делается полость большого блюда.) Отшлифуйте внутреннюю сторону детали наждачной бумагой № 1 50; 220 и 320. Нанесите такую же отделку, как и раньше. Когда покрытие высохнет, приклейте к каждому блюду соответствующее основание, положив в блюдо груз (например, небольшое пластиковое ведро с водой), чтобы плотно сжать склейку. Когда клей высохнет, нанесите кистью заключительный слой масляного покрытия, сотрите излишки и тщательно высушите, прежде чем класть в блюдо пищевые продукты.

Совет мастера

Как придать стабильность большому блюду? Точение и шлифовка самого большого блюда требуют внимания, и лучше делать эти операции поэтапно, работая от краев к центру. Если пытаться сразу обточить стенки до окончательной толщины, они могут начать изгибаться, когда вы будете шлифовать ободок.

Чтобы этого избежать, обточите сначала только внешнюю треть диаметра, придав стенкам требуемую толщину. Затем окончательно отшлифуйте эту часть блюда, придерживая ободок левой рукой, чтобы обеспечить тонким краям поддержку. Закончите точение полости, снимая тончайшую стружку по направлению к центру, и доведите толщину стенок до требуемой, обеспечивая плавный переход, чтобы внешняя часть сливалась с внутренней. Затем окончательно отшлифуйте центральную часть полости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]