Любому велосипедисту важно, чтобы его велобайк работал слаженно и без поломок, но для этого надо регулярно проводить техосмотр для своевременного выявления неполадок. Это относится и к тормозам, только от них зависит быстрое и плавное (модуляция) снижение скорости, а значит и безопасность движения. Велосипедные тормозные колодки и их обслуживание рассмотрим подробнее далее.
При выборе новых колодок нужно обратить внимание на следующие важные параметры:
1. Под какие колодки рассчитан ваш ротор (если вы конечно не планируете заменить и его)
2. Какой стандарт колодок используется сейчас – размерная характеристика
3. Какой материал используется для колодок, которые установлены на велосипеде сейчас
Колодки, что это такое и с чем его едят?
Тормозные колодки (ТК) это часть тормозной системы велосипеда, они являются основной составляющей. За счет соприкосновения ТК с поверхностью обода колеса или диска создается тормозное ускорение. Благодаря этому появляется возможность регулирования (замедления) скорости движения велотранспорта. Система торможения на велосипеде, в зависимости от разновидности, состоит из:
- зажимной клешни или поршней;
- троса регулировки или гидролинии;
- основного корпуса, на котором фиксируются прижимные составляющие, калипера.
В случае с механическими тормозами, при нажатии на ручку регулировки торможения на руле, трос натягивается и приводит в рабочее состояние основной корпус – он сжимается. Сжавшись, колодки касаются обода или ротора (тормозного диска). От того с какой силой они сжимаются, зависит величина и время тормозного пути. При сильном и резком сжатии колодок происходит мгновенная остановка, при плавном и слабом нажатии – более размеренная, медленная. Профессионалы рекомендуют научиться правильно пользоваться системой торможения велобайка и не выжимать из колодок «все соки» без необходимости. Это приводит к их скорейшему износу.
Что можно сделать из старых автомобильных колодок?
По мере того, как тормозные колодки на автомобиле подвергаются процессу механического износа, их толщина становится намного меньше.
Сжатие суппорта. Это приводит к тому, что поршень, давящий на них, постепенно выходит за пределы собственного «гнезда». И для получения возможности установки новых тормозных колодок, его обязательно следует вдавить обратно. Здесь и поможет специальное приспособление, назначением которого становится сжатие суппорта.
Для того, чтобы изготовить такое приспособление, необходимо иметь две колодки от передних тормозов дискового типа, один болт, диаметр которого равен 12 мм, а длина — 120 мм, гайка М12, один болт диаметром 6 мм и длиной 30, и небольшой отрезок стальной цепи.
Главные этапы работ. В первую очередь, с подобранных колодок стоит удалить оставшийся на них фрикционный материал. Это можно выполнить при помощи УШМ. В центральной части пластин после окончания процедуры зачистки, необходимо просверлить отверстия диаметром 6 мм. После этого в одной из колодок такое отверстие следует рассверлить до 12 мм. Далее стоит вставить в него болт, а уже на него накрутить гайку. Эта гайка приваривается к пластине от тормозной колодки. Для предотвращения повреждения резьбы в процессе сварки, стоит надеть на нее подходящий кусок трубки из металла. По окончанию сварочных работ трубка снимается, и в центральной части болта просверливается отверстие диаметром 5 мм. После этого необходимо при помощи метчика нарезать резьбу под болт М6.
Используя болгарку, следует срезать уши-зацепы, расположенные на тормозных колодках. Чтобы придать детали более эстетичный вид, необходимо покрасить готовое изделие краской из баллончика. От заранее приготовленного куска цепи отсоединяется три звена, и скрепляются между собой с использованием сварки, а по центру всей конструкции приваривается болт. Самодельная конструкция полностью готова к работе. Но это не единственное приспособление, которое можно сделать из тормозных колодок.
Струбцина своими руками. Это приспособление является совершенно необходимым при выполнении любых работ в гараже либо мастерской. Но тратить деньги на ее приобретение совершенно не обязательно. Струбцину высокой надежности можно сделать и собственными руками. Для этого отличными материалами станут старые тормозные колодки от автомобиля.
Для начала необходимо соединить между собой две тормозные колодки таким образом, чтобы они стали похожи на букву С, после чего обварить. Далее следует зачистить полученные швы при помощи болгарки, на которую устанавливается лепестковый тип круга. Это позволит придать ему большую степень эстетичности.
Далее понадобятся две гайки М12 увеличенной длины, а также кусок шпильки диаметром 12 мм требуемой длины. Гайки накручиваются на шпильку, после чего привариваются по краям рамы будущего изделия.
Главные этапы работ. Следующей необходимой деталью станет гайка с прессшайбой. Она зажимается в тиски, а отверстие рассверливается до требуемого диаметра. После этого туда вставляется винт М5, кладется обыкновенная шайба и вся это конструкция обваривается. На выбранном конце шпильки сверлится отверстие для болта М6, и при помощи болгарки от нее отрезается небольшой кусок и приваривается к его торцу гайка.
Остается только произвести доработку основной шпильки, после чего можно приступать к сборке данного самодельного устройства.
Итог. Не стоит торопиться выбрасывать пришедшие в негодность автомобильные тормозные колодки. Из них можно сделать несколько видов приспособлений, которые будут достаточно полезными как в обслуживании автомобиля, так и при выполнении других работ в доме или гараже.
Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками
Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.
Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий, что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в случае использования твердых колодок.
Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить фрикционные свойства колодок.
При выборе колодок изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.
Единственный источник информации обычно – это или официальный сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства велосипедных магазинов лучше не доверять. Замученный жизнью работник магазина лупит всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно. Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов попросту отсутствует подобная характеристика. В этом случае логично будет приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках часто тоже есть маркировка.
Есть и более изощренные способы, например, измерить твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма сложный, да и такая точность редко бывает необходима.
Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.
Итак, модуляция тормоза – это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и не всегда соответствует описанной закономерности. Напротив, некоторые колодки при сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на дешевых материалах может вообще начать проскальзывать. Соответственно, тип и материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.
Стандарт колодок и размерная характеристика
Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок не возникнет.
Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.
Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.
Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие. Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным.
РАЗНОВИДНОСТИ ТОРМОЗОВ
Колодки могут быть нескольких типов или видов, конструкций и различаться в цене. Чем дороже система торможения, тем у нее выше качество, эффективнее торможение и она надежнее.
Виды велосипедных тормозов бывают:
- педальные или барабанные;
- стремянные;
- роллерные;
- ободные;
- дисковые.
БАРАБАННЫЕ
Тормозной механизм располагается во втулке заднего колеса велосипеда и представляет собой барабан с тормозными колодками. Они могут быть с ручным и ножным приводом. В настоящее время практически не встречается барабанный вид ручного типа. Он достаточно тяжелый, не совместим с переключением скоростей велосипеда.
Ножной тип еще встречается в городских, прогулочных вариантах. Но у него невысокая мощность и при неудачном расположении педалей экстренная остановка не получится. Если цепь спадет, то при отсутствии ручной системы, велосипед нельзя остановить. Также они отличаются большой массой и снижением маневренности при езде.
Из плюсов этого вида:
- неприхотливость;
- редкое техобслуживание;
- стойкость к грязи, пыли и непогоде;
- возможность торможения при искривлении колеса «восьмеркой» (в отличии от клещевых, ободных систем).
МАТЕРИАЛЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Велоколодки для велосипедов изготавливают из разных материалов, и соответственно качество и срок службы у них тоже будет разный. Резина или органика может использоваться на ободных и дисковых тормозных системах, а вот металлические колодки исключительно на дисках. Для экстремального катания последний вид просто необходим. Он отлично справится с затяжными торможениями на сложных трассах, где присутствует вода, грязь, камни и при любой непогоде.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБОДНОЙ СИСТЕМЫ
В этом случае используется только органика, резина:
- Одноразовые тормозные колодки для велосипеда состоят из пластинки металлической и резиновой составляющей с болтами. Они дешевые, имеют низкий уровень шума, но быстро изнашиваются;
- В картриджных версиях имеются дополнительные накладки. Толщина рабочей силы увеличивается, срок эксплуатации становится более продолжительным. Рекомендуется использовать трехцветные накладки.
Тормозные колодки велосипеда разделяют на предназначение по погоде:
- универсальные;
- для сухой погоды;
- для влажной погоды.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИСКОВОЙ СИСТЕМЫ
Тормозные колодки для дискового тормоза велосипеда бывают следующих видов:
- Органические – они легкие, недорогие, обеспечивают отличное сцепление, но недолговечны. При непогоде эффективность падает, плохо поддаются очистке. Состав материала – металлическая стружка до 30% и органика – резина, смола;
- Металлические – имеют в составе крошку или стружку из металлов – стали или меди. Обладают износостойкостью, повышенной надежностью и качеством. Дают мгновенное торможение велобайку, при любой погоде. Модуляция средняя, не требуют постоянной просушки, подходят для тяжелых моделей велосипедов. Имеют некоторые минусы: больший вес, более высокие цены, издают скрежет металла об металл;
- Полуметаллические – имеют в составе до 65% металлических составляющих и органический компаунд (смолы, резина и другие компоненты). Этот материал является золотой серединой между органикой и металлом. Используются в непогоду, имеют хорошую модуляцию, эффективно тормозят велосипед, медленнее изнашиваются, чем органические;
- Керамика – обладающая повышенными фрикционными свойствами. Редко, но встречается, имеет высокую цену, подходит только под специальный ротор. Самый высокий ресурс из всех вышеперечисленных материалов. В непогоду свойства ухудшаются, фрикцион может раскрошиться.
ВЫБОР КОЛОДОК ДЛЯ ПОКУПКИ
Если появилась необходимость в замене тормозных элементов, перед покупкой следует правильно определиться с выбором:
- какой был тип тормозов на велосипеде – современные диски, обода, или барабанный;
- из какого материала можно и нужно выбирать тормозную систему;
- в зависимости от того, какая модель велосипеда и тип катания можно отдать предпочтение той или иной системе, если возможен выбор;
- необходимо учитывать в какую погоду и по каким маршрутам, трассам будет эксплуатироваться велосипед.
Тормозные колодки для дисков должны подбираться в зависимости от модели тормозящей системы – это можно определить визуально по внешнему виду и форме.
Часто бывает уместным использовать один тип колодок на одном колесе и другой на втором, например:
- заднее колесо – металлический вариант для торможения при повышенной нагрузке в более «грязных» условиях. Так как распределение веса в экстремальных дисциплинах таково, что вес райдера зачастую смещен за седло и припадает как раз на заднее колесо;
- переднее колесо – органика, она уместна потому что нагрузки на перед немногим меньше.
Мангалы, печи
Одна из самых распространенных конструкций, изготавливаемых из б/у дисков – мангалы в различных исполнениях. В простейшем варианте в диск просто укладываются угли, а поверх – решетка под мясо или шампуры. Сам диск может как стоять на земле/камнях, так и на ножках. Мангал с ножками при наличии болгарки и сварочного аппарата соорудить не сложно, но, кроме инструмента и основы, понадобится металлическая профильная труба для станины.
Диск зачищается от ржавчины, с одной стороны вырезается перегородка, в днище приваривается заглушка. Три ножки ввариваются либо в днище, либо по бокам, оптимальная длина ножек 40-45 см – мангал такой высоты удобен в эксплуатации. Также можно сразу зафиксировать решетку для гриля и ручки для транспортировки.
Два диска, поставленных один на другой, можно использовать без ножек, а если прорезать дверцу, получится не только мангал, но и буржуйка.
Если нужна буржуйка побольше, для гаража, теплицы или других нужд, можно сварить двойную – из четырех дисков, с раздельной загрузкой.
Оснастив станину домкратом, можно регулировать интенсивность термической обработки и менять комплектующие в зависимости от желаемого блюда.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Чтобы тормозная система работала исправно надо регулярно проводить техосмотр велосипеда. Профессионалы рекомендуют проверять настройку системы в идеале перед каждым выездом. Если вдруг система сбивается, слетает, то только одна из колодок может зажимать обод. Если этому не придать значения – это может привести к плачевным последствиям на трассе или выходу тормозов из строя. То же касается и дисковой системы. Обязательно надо содержать велосипед в чистоте.
Скрип тормозов клещевого типа (V-brake)
Ободные тормоза могут скрипеть по следующим причинам, описанным ниже.
- Обратите внимание на материал, из которого выполнены сами колодки. Ключевым моментом является твердость резины. Если она мягкая, то скрип маловероятен, но у таких изделий малый срок службы. Они скорее истираются. Если колодки сделаны из твердых сортов резины, они более долговечны, но скрипят сильнее.
- Обод колеса. Он скрипит по двум причинам: произошло сильное загрязнение поверхности, к которой прижимается колодка, либо он сильно износился. Иногда обод, служивший много лет и выполненный из низкокачественной стали, может просто развалиться из-за этого.
- Положение колодок относительно обода. Они должны быть строго параллельны, без видимого перекоса. Прилегание материала колодок к ободу должно быть по всей площади. Это помогает убрать скрип и продлить срок службы.
- Сами колодки отсырели. Как правило, в теплую, сухую погоду их скрип – значительно более редкое явление, чем в дождливую.
- Механика, с помощью которой происходит процесс торможения велосипеда. Здесь все гораздо проще: тормоз скрипит даже тогда, когда колесо снято. Поэтому нужно тщательно почистить и смазать механизм, а также смазать с помощью жидкости WD-40 тросики тормозного привода.
Ротор [ править | править код ]
Ротор — кольцеобразная поверхность, с которой контактируют тормозные колодки в момент торможения. Это самая большая и тяжёлая деталь дискового тормоза. Обычно изготавливаются из чугуна из-за высоких показателей трения и низкого износа материала.
Чтобы улучшить охлаждение, диски делают вентилируемыми. Вентилируемые диски между двумя поверхностями ротора содержат радиальные полости, по которым циркулируют потоки воздуха от центра к краям.
Центральная часть диска [ править | править код ]
Ротор крепится на центральную часть диска, которая, в свою очередь, крепится на ступицу колеса. Центральная часть ротора препятствует передаче тепла от тормозящей поверхности до колесных подшипников, благодаря чему подшипники не нагреваются.
Центральная часть диска делается из чугуна или более лёгких материалов, например, из алюминия.
Бывают двух видов: спаянные с ротором и в виде отдельных частей. В автомобилях массового производства центральные части обычно изготовлены из чугуна и составляют с ротором одно целое. В большинстве гоночных автомобилей центральная часть диска — отдельная деталь и сделана из алюминиевых и титановых сплавов, композитных материалов или керамики. [1]
Скрип колодок дисковых тормозов
Скрип дисковых тормозов, в силу особенности их конструкции, зависит от колодок. Здесь соотношение между твердостью и уровнем скрипа точно такое же, как и у ободных колодок: чем тверже материал, тем выше уровень скрипа и даже писка. Не стоит забывать о том, чтобы задний и передний дисковый тормоз содержались в чистоте, особенно роторы. Если они исцарапаны, то скрип будет усиливаться. Также важно, из какой стали выполнен ротор: чем мягче сталь, тем скрип меньше. Если роторы выполнены из жесткой каленой стали, шансы на скрип повышаются.
- Металлизированные колодки – наиболее жесткие, они не дымят при перегреве, но при мощном торможении, особенно в сырую погоду, они могут издавать пищащие звуки. Поскольку они обеспечивают большую силу прижатия, их лучше использовать на местности с пересеченным рельефом. Такой дисковый тормоз полезен, например, при занятии горным туризмом. Они износостойкие и отличаются большим сроком эксплуатации. Они способны схватить «намертво», это иногда необходимо. Самый большой их минус в том, что они сильнее изнашивают ротор, так как по структуре подобны абразивному материалу. Изношенные колодки выглядят так:
- Если колодки сделаны из материала «Organic», то, скорее всего, они будут бесшумными. Но если они установлены на вашем велосипеде, то их нужно чаще менять, и лучше даже иметь их с собой в запасе. Их хорошая черта – быстрая «схватываемость».
- Синтетические колодки – «хватают» не очень хорошо, но живут долго и не так сильно изнашивают ротор.
- Еще одна из возможных причин – непараллельное положение дисков и колодок.
Как восстановить тормозные колодки квадроцикла
Я достаточно долгое время покупал родные передние тормозные колодки для мотовездехода, пока они стоили более-менее приемлемых денег: 370 руб за пару. Тоже цена бредовая, конечно, за пару-то убогих китайских железок, но… Однако после кризиса, когда народ перестал покупать квадроциклы по заоблачным ценам, компания-поставщик придумала гениальную идею: раз не берут квадроциклы по цене самолёта, так давайте наживаться на запчастях!
Конечно, куда же денутся те, кто уже купил квадроцикл. Пусть платят. И вот на сегодняшний день картина с ценами на колодки следующая:
Да-да, это не шутка, китайские колодки на китайский квадроцикл по мнению поставщика должны стоить дороже, чем японские – на японский автомобиль. Причём ресурс – в десятки раз меньше.
Поэтому я с огромным удовольствием говорю «Нет» гениальным коммерсантам и перехожу на самостоятельное изготовление тормозных накладок простым методом, который давно опробовали многие квадроциклисты.
Для того чтобы восстановить использованные тормозные колодки, нам понадобятся старые истёртые колодки, эпоксидный клей и накладка от диска сцепления грузового автомобиля – КАМАЗа, ЗИЛа и т.д.
Например, я купил накладку от 130-го ЗИЛа за 105 рублей. Толщина данной накладки – 4 мм, как и у колодок.
Она представляет собой фрикционный материал, схожий по свойствам с материалом накладок тормозных колодок. Хотя, наверное, материал этот более мягкий, потому что металлической крошки тут точно меньше. С другой стороны, он более плотный (как мне субъективно показалось), его отвёрткой не поковыряешь.
Используя колодку как шаблон, нужно разметить и выпилить ножовкой или лобзиком необходимое количество заготовок.
С лобзиком на 4 накладки у меня ушло 4 минуты с фотографированием. Лучше сразу выпиливать заготовки максимально приближённые по форме к оригиналу. Вот что получилось.
До идеальной формы их можно довести с помощью точила (или напильника). Точить нужно обязательно с использованием противопылевой маски. И руки при работе с точилом должны быть без перчаток, чтобы не дай бог они не попали во вращающийся диск.
Ещё 5 минут – и всё готово.
Со старой колодки нужно удалить старый тормозной слой. Он удаляется механически – например, стамеской или абразивным кругом-насадкой на болгарку или дрель. Но у меня от трёх колодок он отодрался руками. Плохой был старый клей, значит, раз тут такая ржавчина. (Правда, это не родные колодки CFMOTO, так что не буду их ругать).
Ну, и конечно же, надо зачистить металл от коррозии и грязи. Это дело минутное.
Когда всё будет зачищено, необходимо крупнозернистым наждаком нанести риски на поверхность металла. Они нужны для лучшей адгезии эпоксидного клея.
Наконец, все поверхности следует тщательно обезжирить. И металлической основы, и накладок. Это финальный шаг перед приклеиванием.
Для приклеивания тормозных накладок можно воспользоваться эпоксидным клеем, причём желательно выбирать максимально термостойкий. Конечно, тормоза квадроцикла почти не разогреваются, но всё-таки нужна термостойкость хотя бы до +100 градусов. Клеёв в продаже очень много («холодная сварка», «быстрая сталь» и т.д.). Температурный режим популярного «Поксипола» – до 120 °C. Температурный режим обычной «эпоксидки» (эпоксидный клей ЭДП) – 100-120 °C. Ну, а поскольку эпоксидка – самое дешёвое, что только может быть, ей и буду пользоваться. Чем ещё она хороша – застывает медленно, что даёт время намазать все колодки без спешки.
Итак, наносим подготовленный клей на поверхности.
Готово.
И для лучшего эффекта оставляем застывать в тисках.
Применять заклёпки для фиксации накладок не обязательно, клей держит прочнее заклёпок.
Чем эпоксидка плоха – ей обязательно перемажешься с ног до головы, как бы ни старался быть аккуратнее. Обязательно работайте в перчатках. Это такой клей, что просто достаточно рядом постоять – и ты уже измазался. Лучше даже поменьше о ней думать ;). И наверняка колодки вы измажете в эпоксидке, особенно при фиксации в тисках, когда полезет лишний клей. Но это не страшно. Пока эпоксидка не затвердела, она замечательно удаляется растворителем или ацетоном.
Я поначалу решил схалявить, лень было идти за тисками – попытался зажать этот боекомплект струбциной. Плохая идея, это неудобно, и колодки проворачиваются, из-за чего накладки сдвигаются относительно основы. Поэтому самое удобное – это тиски. А чтобы было удобно закреплять колодки в тисках, я взял два карандаша (см. фото выше) – получилось установить ровно и без сдвигов. Ну, и разумеется, возможности тисков как пресса гораздо выше, чем у струбцины.
В итоге, когда клей застынет, у нас получатся вот такие замечательные колодки.
Вот крупным планом фото тормозного слоя. В нём видны различные включения, крупинки меди и т.д.
По ощущениям, он менее абразивный (и более мелкозернистый), чем слой родных колодок.
Конечно же, я не буду утверждать, что замена получилась равноценной. Всё-таки материал тормозных колодок и материал диска сцепления – это разные вещи. И это надо понимать. По эффективности торможения ничего особо сказать не могу, квадр и со штатными никогда не шёл юзом, и с этими тоже. Ну, а на сколько их хватит, я скоро (или не очень скоро) узнаю и дополню эту статью.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Причины скрипов колодок
Скрип тормозов – довольно распространённая проблема у многих велолюбителей. Чаще всего проблема состоит в колодках. Причин, почему они скрипят, может быть довольно много. Например, влажные тормоза могут привести к подобным звукам при торможении. В мокрую погоду ободные тормоза очень сильно скрипят и плохо тормозят. Также поверхность может быть грязной, и это тоже может привести к скрипу. Даже небольшое количество масла, пыли или прочей грязи может повлиять на условия торможения.
Ещё одна причина скрипящих звуков – неправильная установка тормозов. Если они находятся хотя бы немного под углом и не симметричны, это очень сильно влияет на их работу и на звуки, которые они производят. Они должны быть установлены под определённым углом, и сделано это должно быть предельно точно и аккуратно. Эта проблема является довольно распространённой, но легко решаемой в ближайшем сервисном центре или же самостоятельно.Очень часто причиной скрипа при торможении также являются очень сильно изношенные тормоза.
Ещё одной причиной скрипа тормозов может быть деформация тормозного диска, «восьмерка» обода или же некоторые шероховатости на поверхности.
Рабочие характеристики [ править | править код ]
К рабочим характеристикам тормозных дисков можно отнести
- износ диска;
- температурный режим;
- геометрические размеры.
Износ [ править | править код ]
Диски работают 100—150 тысяч километров при спокойном вождении. При резком и агрессивном вождении срок сокращается до 30-40 тысяч. Минимальная толщина тормозных дисков указывается на тормозном диске. Износ проверяют штангенциркулем. Максимальный износ составляет 2-3 мм от начальной толщины диска. Ширина трещин и сколов — не больше 0, 01 мм. Если ширина трещин и сколов больше, диски следует заменить.
Что с этим делать?
Если колодки скрипят из-за влаги, единственный способ это исправить – просушить их. Естественно, в мокрую погоду это вряд ли получится, поэтому придётся привыкнуть к подобному звуку, однако лучше всё-таки избегать прогулок в дождь.
Если на поверхности скопилось слишком много грязи, их можно почистить. Для начала, их следует обезжирить при помощи любого доступного растворителя, например, бензина или уайт-спирита. Это позволит убрать накопившийся резиновый битум и случайно попавшее масло.Стоит не забывать, что после того, как колодки были очищены, стоит также протереть растворителем поверхность обода или тормозного диска, чтобы также удалить масло и грязь. Многие велолюбители советуют использовать средство для мытья посуды для протирки колодок, так как оно прекрасно удаляет жир и масло.
Если это не помогло, можно очистить поверхность канцелярским ножом, аккуратно срезав слой испортившейся колодки. Однако лучше всего такое делать при помощи наждачной бумаги со средним зерном. Она прекрасно счистит всё лишнее, скопившееся на колодках.
Ещё один способ очистить – это хорошенько прокалить. Это осуществляется постоянным притормаживанием при скатывании с горы. Таким образом, сжигается всё лишнее, что накопилось за всё время эксплуатации.
При неправильной установке колодок их следует перенастроить. Это можно сделать в ближайшем сервисном центре или же самостоятельно.
- Для того, чтобы настроить тормоза своими руками следует для начала отрегулировать длину тросика. Показателем оптимальной длины является зазор в 3-4 мм между колодками.
- Настройка осуществляется при помощи маленького винтика. Результат регулировки заключён в том, чтобы просвет между колодкой и ободом было абсолютно одинаковым с двух сторон. Чтобы увеличить расстояние между ободом и колодкой, следует крутить по часовой стрелке, если необходимо уменьшить – против. Не стоит забывать, что при закручивании винтика с одной стороны на 1 оборот, с другой стороны он так же выкручивается на 1 оборот.
- Точно таким же способом регулируются и задние тормоза.
- Если всё сделано правильно, то колодки больше не должны скрипеть.
Советы по устранению скрипа
Для того чтобы устранить скрип, для ободных тормозов велосипеда существует ряд советов:
- держать обод в чистоте. Чаще всего его протирают растворителем, бензином или уайт-спиритом. Смысл протирки в том, чтобы растворить ту резину от истершихся колодок, которая «прикипела» к поверхности обода, и увеличить силу трения. Если это помогло не полностью, то нужно воспользоваться наждачкой со средним или мелким зерном и зачистить обод. Это позволит избавиться от надоедливых звуков;
- своевременно чистить колодки. Это можно делать механически: можно скоблить ножом, можно обработать наждачной бумагой.
Чтобы не скрипели гидравлические тормоза, требуется:
- контроль правильности установки колодки дисковых тормозов относительно ротора. Кроме того, сами поверхности колодок также можно чистить;
- дисковые тормоза чувствительны к чистоте роторов. Их также необходимо своевременно обезжиривать, особенно задний ротор по причине большей частоты использования.
Тактика вождения
Кроме того, можно дать ряд советов по тактике вождения:
- по возможности, предугадывайте длину тормозного пути, чтобы тормозить короче и прижимать колодки интенсивней;
- для колодок выбирайте только качественный материал. Это касается и дисковых тормозов, и V-брейков;
- дисковые тормоза перестают сильно скрипеть обычно после того, как их просушивают. Для этого можно сделать два-три экстренных торможения. Почему исчезает скрип? При серии экстренных торможений колодки сильно нагреваются, и вода испаряется.
Таким образом, несмотря на различия, существуют общие причины, по которым могут скрипеть исправные тормоза: сырая погода и зимнее время года (тогда колодки всегда сырые), установка новых колодок и материал, из которых они сделаны.
Изготовление пресса
У старой тормозной колодки нужно срезать верхнее ушко.
Затем по ее центру сверлится отверстие диаметром 14 мм под болт. Поскольку сталь толстая, то лучше начать с тонкого сверла, и уже потом расширять отверстие до требуемого размера.
Далее нужно приварить к колодке гайку вокруг проделанного отверстия.
Чтобы все получилось ровно, следует навернуть на болт одну гайку, вставить его в отверстие и зажать второй гайкой. После этого одна из них тщательно обваривается.
В дальнейшем на сварку будет оказываться нагрузка, поэтому точечной прихватки будет недостаточно. Если же в наличии имеется метчик М14, тогда в колодке до сварочных работ лучше нарезать еще и резьбу, конечно перед этим отверстие в ней делается сверлом 12 мм.
Болт и вторая гайка снимаются, и на нем затачивается начало резьбы под конус.
Затем к его головке привариваются 2 гайки, чтобы получить широкую рукоятку для удобного закручивания пальцами. Если лишних гаек не будет, то можно просто вращать болт ключом.
Доработанный болт вкручивается в колодку, и пресс готов.
Единственное, что при примерке может оказаться, что колодка слишком широкая, тогда ее понадобиться обрезать по краям, но это решается за 2 минуты.
Чтобы воспользоваться прессом, нужно использовать подкладку, в качестве которой подойдет еще одна старая колодка. Приспособление устанавливается в суппорт, упирается, и через подкладку при закручивании болта вдавливает цилиндр. Утопив его до конца, пресс снимается и может устанавливаться новая колодка.
Это копеечная в плане изготовления приспособа, собирающаяся за 30-40 мин, которой потом можно пользоваться годами. Она подойдет для большинства автомобилей с дисковыми тормозами, за редким исключением, когда цилиндр нужно не только вдавливать, но и проворачивать.
ИТОГИ
О тормозных колодках обычно никто никогда не задумывается вплоть до того момента, когда приходит время заменять изношенные “обрубки” на новые. Зачастую только в этот момент райдеры начинают разбираться в том, какие колодки стояли у них все это время и на какие их стоит заменять. Сила торможения и модуляция влияют на поведение велосипеда на трассе. Металлические колодки лучше для использования в непогоду и для более эффективного торможения, но они более тяжелые и сильнее изнашивают ротор дисковых тормозов. Органические и полуметаллические дают более качественную модуляцию торможения и не издают скрежет металла, но скорее изнашиваются. Выбирать надо каждому самостоятельно, а при затруднении в выборе, всегда можно обратиться к специалисту в профильном магазине или веломастерской.
Раковина
Еще более оригинальный пример применения дисков не по прямому назначению. Но, опять же, если есть желание и умение, почему бы и не оформить раковину в гараже в тематическом стиле.
Не только диски, но и шины идут в переработку – из них делают резиновую плитку, а из остатков шлакоблоков получаются интересные садовые конструкции. В видео – как приготовить курицу гриль, рецепт может пригодиться тем, кто решит сделать мангал из дисков.
Вопрос/Ответ
Почему скрипят колодки на велосипеде? Погодные условия. В сырую или дождливую погоду, скрип тормозов вполне нормальное явление, так как вода препятствует плавному сцеплению поверхности с тормозной системой. Материал. Если речь идет об ободных тормозах, то ключевой момент здесь играет мягкость тормозной колодки. Мягкие аналоги практически не скрипят, но при этом имеют меньший срок эксплуатации по сравнению с колодкой, изготовленной из твердой резины. Обод колеса. Скрип может появиться при сильном загрязнении поверхности обода, либо по причине износа. Явление редкое, но так бывает, что обод в процессе многолетнего торможения попросту «протирается». Положение тормозных колодок. Визуальный осмотр позволяет определить перекос колодки относительно обода. Несложная регулировка позволит исправить этот недочет, который может быть причиной скрипа. Помните, колодка должна располагаться строго параллельно поверхности обода.
Как избавится от скрипа тормозов на велосипеде? 1. Снимаем тормозные колодки, предварительно выкрутив блокирующую шпильку. 2. Откручиваем от колеса тормозной диск (ротор) 3. Очищаем ротор спец. Жидкостью и вытираем техническими салфетками. 4. Теперь когда диск чистый, необходимо его отшлифовать наждачной бумагой. Положив его на ровную поверхность, делаем круговые движения наждачной, снимаем равномерно верхний слой. 5. Необходимо шлифовать тормозной диск так, чтобы не наделать на нем новых ямок и устранить старые. Необходимо сделать обе поверхности как можно ровнее. После нужного результата необходимо протереть диск чистой тряпочкой или салфеткой, нанеся на нее специальной жидкости для чистки тормоза. Отложите диск в чистое место, на тряпочку или салфетку. 6. Также обрабатываем жидкостью для чистки тормозные колодки, и вытираем насухо и кладем в чистое место. 7. Шлифуем колодки. Положив кусок наждака на ровную поверхность делаем круговые движения тормозными колодками. Снимаем совсем чуть-чуть с рабочей поверхности слой. 8. Устанавливаем ротор назад на колесо. Следует проводить операцию в перчатках, дабы не испачкать его поверхность и не сделать жирной. 9. Устанавливаем колодки, закрепляем блокирующей шпилькой. 10. Притираем дисковые тормоза вашего велосипеда. Разогнавшись до 20-30 км/ч, нажимаем на ручку тормоза с усилием до полной остановки велосипеда. Проделываем это раз 15.
Велосипедные тормозные колодки это Тормозные колодки (ТК) это часть тормозной системы велосипеда, они являются основной составляющей. За счет соприкосновения ТК с поверхностью обода колеса или диска создается тормозное ускорение. Благодаря этому появляется возможность регулирования (замедления) скорости движения велотранспорта.
Как продлить жизнь тормозным дискам в два раза
Из чего сделаны тормозные диски
Львиная доля тормозных дисков выполнена из чугуна. Чугун же — это, как известно, сплав железа с углеродом и другими элементами (кремний, марганец, сера, фосфор и др.).
Использование такого состава продиктовано функционалом. При торможении колодки зажимают диск с обеих сторон, обеспечивая замедление автомобиля.
В местах трения, соответственно, увеличивается температура. Химический состав чугунного сплава таким образом обеспечивает стойкость к высоким температурам, равно как к резкому охлаждению.
Серийные чугунные тормозные диски в среднем рассчитаны на эксплуатацию при температуре не более 250° С. В то же время на рынке представлены более стойкие и гибкие аналоги, например, керамические и композитные диски, однако цены на такие узлы, задействуемые в основном в автоспорте, кусаются. Зато в спорткарах карбоно-керамические перфорированные диски не деформируются даже при нагревании до 1200° С.
Причины экстремального износа
Главный враг тормозных дисков — резкий перепад температур. Соответственно, в зоне риска — автомобили, тормозные диски которых регулярно находятся в разогретом состоянии. Скажем, в процессе езды в агрессивной манере с частыми торможениями можно достаточно быстро «раскочегарить» чугунные тормозные диски до по сути пиковых для них 300° С. Это чревато задымлением, которое легко распознать по специфическому запаху металла.
Еще одна частая причина перегрева — использование тормозной системы на горных спусках (безопаснее тормозить двигателем, переходя на пониженные передачи), подклинивающие направляющие суппорты тормозной системы, неисправный вакуумный усилитель, использование некондиционной тормозной жидкости и некачественных, изношенных или не подходящих для данной модели тормозных колодок.
Между тем, щиток тормозного диска не защищен от воды. Поэтому при проезде луж, бродов и заснеженных участков вода попадет на раскаленный тормозной диск и из-за резкого перепада температуры спровоцирует коробление или трещины.
Как не допустить перегрева
С агрессивной ездой и активным торможением на горных спусках все понятно — если вы печетесь о долговечности тормозных механизмов, такую практику логично исключить или ограничить.
Кроме того, регулярно отправляйте машину на техосмотр и попросите сервисменов проконтролировать, адекватно ли работают поршни суппорта. Эту процедуру можно провести и самостоятельно.
Для этого поднимите автомобиль с помощью домкрата и покрутите колесо. Если проявляется характерное шуршание или скрип, или колесо вращается с трудом, скорее всего, тормозной суппорт неисправен. Кроме того, вовремя (и даже чуть раньше регламентного срока) меняйте тормозные колодки, при этом выбирайте качественные изделия от проверенных продавцов.
И самое главное — старайтесь исключить такие ситуации, когда разогретые суппорты, колодки и диски контактируют с водой. Как минимум, сведите к минимуму агрессивную езду в дождь и после него. Ну и грамотно мойте автомобиль. Перед водными процедурами дайте дискам остыть! Многие, увы, игнорируют такое простое правило.
Как выявить проблему
Покоробившийся тормозной диск на передних колесах выдает себя вибрациями на руле. Биение же задних дисков транслируется на педаль тормоза и кузов. Помимо характерных вибраций на проблему укажет и визуальный осмотр. Если диск желтый, он регулярно нагревался до рабочей температуры 150-280°С. Синий — значит температура использования достигала 300-400°С, черный — 500°С.
Серьезная деформация заявит о себе также трещинами, сколами, выщерблинами, волнообразной поверхностью и даже перекосами диска. Биение и неравномерный износ тормозных дисков может провоцировать также наличие ржавчины на диске, что, как правило, вызвано долгим простоем автомобиля. Проверить состояние диска можно также и с помощью прибора для измерения биения.
Для этого снимаем тормозной суппорт, наживляем тормозной диск при помощи гаек ступицы, устанавливаем прибор на расстоянии 5 мм от края тормозного диска и выполняем измерения. Значение не должно превышать 0,06 мм для переднего колеса и 0,08 мм для заднего колеса.
Менять или точить
При желании, а также при большой остаточной толщине тормозных дисков (допуск варьируется для разных моделей, при этом допустимая толщина тормозного диска указана на его торце) можно попытаться дать им вторую жизнь. Речь — о проточке в сервисе, которая осуществляется на специальных станках и обойдется для автомобиля массового сегмента примерно в 2 тысячи рублей за пару дисков одной оси.
Прибегнуть к проточке имеется смысл еще и потому, что заводские детали, как правило, имеют лучшее качество, чем аналоги, которые вы приобретете в специализированных магазинах. Кроме того, в Сети можно обнаружить массу отчетов о том, как автовладельцы протачивали тормозные диски самостоятельно в гараже при помощи шлифовальных кругов и даже простого напильника.
При отсутствии профессиональных навыков точить таким образом диск в гараже мы не рекомендуем, тем более что результат скорее всего вас не устроит. В любом случае после проточки следует поменять тормозные колодки, поскольку комплект, работавший с проблемным диском, имеет изъяны и повредит обработанный диск.