Бешеной собаке семь верст не крюк, или Как сделать отличный рупор за максимальное количество времени


Вступление. Как я стал писать эту статью

Всем известно, что Россия — не самая дружелюбная страна для соотечественников, делающих что-то новое (да и вообще — делающих хоть что-то). Мы с гораздо большим интересом следим за иностранными веяниями и с большИм скепсисом воспринимаем инновации от наших соплеменников, полагая, что все, что «у них» — классно, а то, что «у нас» — как минимум, сомнительно. В результате, даже хороший продукт крайне трудно донести до потребителя, если ты не олигарх и не можешь втупую угрохать на рекламу миллионы вечнозеленых.

Надо сказать, есть, конечно, и приятные исключения: несколько аудиожурналов согласилось прослушать наш сетап и написать свои впечатления — большое им за это спасибо. Кое-кто отказался сделать это бесплатно, а заказные статьи — не наш путь. С редакцией stereo.ru мы договорились устроить прослушивание в 2022 году с условием, что перед этим я напишу сагу на тему «как это было». Собственно, почему бы нет — такие примеры помогают быстрее переводить желаемое в действительное и мотивируют на подвиги. Скажу сразу, тут описывается около 1% всех экспериментов и трудностей, с которыми проекту пришлось столкнуться и преодолеть. Много тем осталось не раскрыто. Если у читателя возникнут вопросы — пишите в комментариях, постараюсь ответить каждому.

Знакомство

Итак, давайте познакомимся. Я — Константин Румянцев, инженер и зачинщик проекта Operly, который уже имеет некоторую известность в аудиофильских кругах. Мои школьные увлечения — электроника и музыка. Соответственно, имею два образования на интересующую нас тему: по первому я — физик (кафедра радиоэлектроники), а по второму — преподаватель классической гитары. Получены именно в такой последовательности. Оба образования очные — что называется, «от звонка до звонка».

Кроме того, я лет 10 занимался рок-н-роллом. Собственно, я и хотел после школы пойти в технический вуз, чтобы конструировать усилители НЧ, но именно такой специальности не нашел, поэтому ближайшее направление — кафедра радиоэлектроники. Выпустился в 1994-м. Наверное, если бы страна именно в тот период не переживала такие потрясения, я бы сразу занялся конструированием аудиотехники, но тогда такое творилось… Не до электроники. В общем, когда стало поспокойнее, я хотел попробовать реализовать свою давнишнюю мечту.

Еще одна моя мотивация — подрастала дочь, Софья. На момент старта проекта ей было 13 лет. Дети — они как губка. Что вокруг — то они и впитывают, бесполезно им что-либо втолковывать, это просто должно быть частью их жизни. Софья росла умной, технически подкованной, современной девушкой. Мне удалось привить ей правильный музыкальный вкус: Deep Purple, AC/DC, Black Sabbath, Rolling Stones — ее любимые группы. Мне хотелось, чтобы она тоже была вовлечена в процесс конструирования и изобретательства.

По себе знаю, что пока руками сам все не пройдешь — никакие самые умные книги не дадут даже примерной картины реального НИОКР. Понятно, что основную работу делал я, но и Софья мне помогала — я давал ей задания: перевести что-то на русский, поменять динамики и т.д., к тому же я с ней всегда советовался и делился соображениями, мы обсуждали новые идеи. Было приятно наблюдать, как растет ее самостоятельность и можно было поручать ей все больше и больше. В итоге, она начала проявлять инициативу, вовлекаться в процесс все больше, смотреть на проект с точки зрения предпринимательства, что не может меня не радовать.

MARK 1: динамик с обратной стороны деки лучше, чем с передней

Как-то так повелось, что технические названия своих моделей я маркирую, как Тони Старк костюмы Железного человека (это мы с дочерью так прикалываемся). Соответственно, первая модель — Марк 1. И это ни разу не рупор, и вот почему: мои размышления далеко не сразу привели меня к этому типу акустического оформления. Поначалу я, как и подавляющее большинство, мыслил категориями ЗЯ (закрытый ящик — это такая коробка) и/или ФИ (тоже коробка, но с отверстием и трубой внутри).

Итак, первая модель, она же MARK 1, была классический ЗЯ. Там была применена довольно хитрая система глушения внутри корпуса, принцип которой я взял из СВЧ-техники. Мне не хотелось на этом этапе заморачиваться с многополосной системой и я остановился на широкополосном динамике.

MARK 1 имел несколько итераций, которые дали много полезного опыта:

• Установил ШП в корпус — ну так, звук как звук, низов не густо, ничего особенного

• Укрепил корпус (особенно переднюю панель) — звук стал точнее, еще укрепил — еще точнее. Последняя итерация — стальное ребро жесткости на передней деке. В такой конфигурации точность образов, артикуляция были уже весьма приличными и по этим категориям обгоняли обычные многополоски среднего ценового диапазона. Ко мне как-то пришел владелец начальных Focal (3 000 долларов) и сказал, что я его сильно удивил.

• Пожалуй, самый важный опыт, который больше всего повлиял на мое дальнейшее развитие и который я далеко не сразу осознал. В пылу эксперементаторства я поменял динамик на более качественный, но корзина у него была немного больше. Мне было лень увеличивать на несколько миллиметров посадочное место и я, как «самый умный», прикрепил динамик с внутренней стороны корпуса, а переднюю кромку просто срезал ножом под углом. С этим динамиком звук был на голову выше, но корявый вид такого решения решительно не устраивал. В конце концов, посадочное место было выпилено по размеру корзины, все сделано аккуратно, динамик прикручен с лицевой стороны корпуса. И знаете что? Мне не понравилось!!!

Что-то неуловимое изменилось, как-то меньше волшебства стало. Нет-нет, на измерениях все было то же самое, но я не для того четыре года в училище играл на гитаре с утра до ночи, чтобы ошибаться в таких вещах. Но в то время, как и у большинства коллег, мое понимание звука крутилось вокруг АЧХ, ФЧХ, TDH и т.п. — в общем, было недостаточным, чтобы правильно сделать выводы. Я тогда так и не понял, что произошло, но этот момент у меня четко отложился в памяти.

Это теперь я понимаю, что закрепив динамик с тыльной стороны и сделав ножом расширяющийся профиль получился примитивный рупор. Тогда мне эта мысль не пришла в голову, но села занозой в голове. Мои усилия на тот момент сводились к поискам акустического оформления, позволившего поднять низ, которого откровенно не хватало.


MARK 1, динамик загружен с тыльной стороны передней панели

Поковырявшись вволю с ЗЯ и переделав его на ФИ, я понял, что максимум возможного в таком оформлении — получение результата, который уже получили другие такие же «умники», что означало встать в длиннющую очередь к сердцу потребителя. Быть стотысячным в очереди мне не хотелось и я решил продолжить поиски.

Кстати, был тут и еще один исключительно полезный опыт: когда я вносил изменения в конструкцию, я сперва собирал одну колонку, потом включал ее, и если эксперимент признавался удачным — собирал вторую, а первая, соответственно, играла, пока я ковырялся со второй. Так вот, каждый раз, когда включалась пара — это было не очень хорошо, но через какое-то время все настраивалось. Это отмечали и Софья, и ее друзья, и мои друзья, т.е. люди неподготовленные. Выводы такие: малейшая неидентичноость в колонках разваливает стереокартину, поэтому крайне важно делать максимально идентичные корпуса, а перед тестами динамики надо прогревать.

Бумажные птицы на нитке

Элегантные бумажные птицы в китайском стиле это замечательная ёлочная игрушка, украшение для комнатных цветов. На листе картона нужно нарисовать силуэт птицы:

  • Провести сначала горизонтальную линию;
  • Начертить карандашом круг, так, чтобы линия проходила точно по диаметру, делила его на две одинаковые части;
  • Рядом второй, но чуть выше, линия должна отделить приблизительно одну треть круга
  • Обвести их, вырисовывая силуэт птицы.

Ход работ:

  1. Для их изготовления хвоста и крыльев нужно два листа бумаги. Их необходим свернуть в гармошку.
  2. В силуэте из картона надо прорезать вертикально линию рядом с местом соединения окружностей и продеть один из сложенных в гармошку листов.
  3. С обеих сторон слегка расправить его. Затем прорезать ещё одну вертикальную линию в области хвоста и продеть второй лист.
  4. У основания его надо склеить, чтобы веер-хвост сильно не расправлялся, оставался похожим на пёрышки.

Такую поделку птицы своими руками совсем не сложно сделать буквально за полчаса. Ею между тем можно украсить на праздник зал, чтобы, когда придут гости, было праздничным настроение, было уютно в комнате. И притом в любой праздник такое украшение будет уместно.

Поделка Синяя птица из трафарета выполняется по тем же правилам, но при создании картонного силуэта сразу нужно нарисовать хвост из 2-3 пёрышек, украсить его затем резным узором.

Крылья делают в этом случае из ровной бумажной ленты, также украшенной резным узором.

MARK 2: прорезав отверстие в перегородке, я понял — звук перестал «зажиматься»

Работая над предыдущей моделью, я читал кучу литературы по акустическому оформлению и мой взгляд упал на оформление под название «Труба Войта», она же — TQWP. Как и большинство начинающих аудиоконструкторов, я видел идеал в идеальной АЧХ — типа «выровнял частотку и будет тебе щастье». TQWP вполне подходило на претендента, ведь она обещала не очень сложную конструкцию и превосходный (на измерениях) результат.


MARK 1: динамик с лицевой стороны панели, стальное ребро жесткости

Ну заказал я раскрой, собрал, все «по науке». Поэксперементировал с демпфирующим материалом. Вроде и баса больше, и динамики те же, но звук — невозможная плоскотня. Каждый, кто имеет музыкальное образование уровня училище/консерватория знает, что поиск «своего» звука — одно из важнейших составляющих обучения. Звук должен быть круглым, крепким, летящим.

Звук — неотъемлемая часть музыканта и произведения. Когда годами работаешь над звуком, по-другому относишься к тому, что прилетает из колонок, больше раздражаешься что ли, если звук корявый. В MARK II звук был исключительно корявый, хотя его АЧХ была намного ровнее, чем у MARK I. Парадокс, однако…


Марк 2, Труба Войта (TQWP) — стоит и поныне у приятеля

Уже сам не понимаю, как я пришел к следующему действию — будем считать, что это интуиция. Дело в том, что в TQWP есть перегородка, которая располагается за динамиком: я психанул, взял фрезу 50 мм и прорезал в перегородке отверстие прямо по оси динамика. О чудо, «плоскотня» пропала. Теперь эти колонки можно было слушать вполне нормально, без раздражения. Кстати, НЧ не изменились.

Вывод из этого эксперимента такой: за динамиком должно быть как можно больше свободного места. Всякое сжатие воздуха калечит звук.

Птица из лампочки с перьями

Если порвался старый пуховик, перегорела лампочка в люстре, значит, пора отправляться за покупками. А из пуховика и лампочки можно сделать очаровательную птицу. Понадобится для работы:

  • Лампочка;
  • Теннисный мячик;
  • Силикатный клей;
  • Белая акриловая краска;
  • Цветная бумага.

Ход работы:

  1. Лампу следует покрасить в белый цвет — стеклянную часть и цоколь, если она прозрачная или только цоколь, если она сделана из матированного стекла.
  2. На цоколь нужно нанести немного клея, рядом со стеклянной частью, намотать сверху шнурок или пряжу.
  3. Сразу желательно сделать небольшую петельку, с помощью которой потом поделку можно будет подвешивать.
  4. Нужно надеть на цоколь теннисный мячик, предварительно сделав в нём отверстие, приклеить его к ниткам.
  5. На мячик приклеить гребешок из красного цвета бумаги и бумажный клюв. Нанести на всю оставшуюся площадь мячика клей и окунуть его в синтепух или пух из пуховика.
  6. Далее нужно приклеить к стеклянной части крылья из бумаги и хвост. Затем на лампу, как и на мячик, наносят клей и погружают в пух.
  7. Можно также приклеить птице бумажные лапки, смастерить подставку в виде гнезда.
  8. Для этого понадобится небольшая пластиковая ёмкость — банка из-под йогурта, из-под косметики, нижняя часть бутылки из-под минеральной воды.
  9. К ней необходимо приклеить ткань, ветки. Клей желательно использовать специальный для ткани, бесцветный или использовать двухсторонний скотч.
  10. Обязательно нужно сделать глаза из лоскутков тёмного цвета или бусинок, пайеток.
  11. Их можно также нарисовать маркером до того, как будут приклеены пёрышки на теннисный мяч.

MARK 3: еще одна неудачная идея

Так как TQWP был, в некотором смысле, обратный рупор, то почему бы не сделать настоящий обратный рупор? С математикой у меня, как можно догадаться, все в порядке — я сделал расчет сечений экспоненциального рупора с предрупорной камерой. Так как на тот момент у меня не было никаких производственных площадей — лишь взятое в аренду помещение площадью 12 кв.м. — вопрос, как сделать такую нехилую конструкцию, стоял весьма остро. Раскрой корпуса-то я заказал, но сам обратный рупор решил сделать из пенопласта. Это же очевидно: простой в обработке материал, дешевый, легко придать форму, будет относительно нетрудно пропилить в нем расширяющийся профиль и получить искомое.


MARK 3, пенопластовый рупор — дурацкая идея

Сказано — сделано. Получилась полная лажа. То есть Mark 3 был даже лучше предыдущей модели, но низ был вялый, неэнергичный, тухлый, бубнящий, хотя само его количество было отличным. Идея сделать рупор из пенопласта оказалась возмутительно дурацкой, ведь это для глаз пенопласт твердый, а для звука он вполне себе рыхлый — и чем ниже частота, тем глубже волна проникает в материал, и одному Богу понятно, что там с чем складывается и вычитается.


MARK 3 в собранном виде

Можно смело утверждать, что любая формула расчета рупора предполагает наличие абсолютно жесткой стенки. Чем дальше стенки рупора от абсолютно жестких — тем дальше звук реального рупора от расчетного. И наоборот: чем жестче — тем ближе результат к идеальному рупору. Полагаю, что основная часть недоброжелателей рупора как раз и имела опыт с недостаточно жесткой или резонирующей стенкой рупора и вместо прекрасного открытого звука получала труднопонятный микс, который многие ошибочно считают «рупорным звуком, который я не люблю».

Противопожарная безопасность. Мастер-класс «Рупор из бумаги»

Сахарова Татьяна
Противопожарная безопасность. Мастер-класс «Рупор из бумаги» Технология
«Клубный час»
по программе
«Тропинки»
на тему:
«Противопожарная безопасность»
.
Мастер-класс «Рупор из бумаги»
Задачи

1. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе, развивать любознательность, желание помогать друг другу. (“Социально-коммуникативное развитие”)

2. Закрепить представление детей о рупоре, где его можно применять и использовать. Дать простейшее представление об удивительных свойствах воздуха, о его движении (“Познавательное развитие”)

3. Развить умение высказывать своё мнение, стимулировать речевую активность (“Речевое развитие”)

4. Закрепить умение работать с бумагой, развивать творческое мышление, фантазию (“Художественно-эстетическое развитие”)

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук (“Физическое развитие”)

Материалы и оборудование

Листы бумаги формата А4, ножницы, клей, степлер, рупор металлический и бумажный для образца.

Знаете ли вы, что такое рупор? С помощью него и удивительных свойств воздуха вас сможет услышать любой человек, отошедший на расстояние более 20 шагов. «Рупор»

обозначает
«труба»
, которая расширяется. Воздух передает звук, но на небольшие расстояния. Это происходит потому, что движение воздуха, распространяясь во все стороны, постепенно слабеет и исчезает. Но из обычного листа
бумаги можно сделать приспособление, которое увеличит расстояние, на котором будет слышен голос. Плотная бумага стенок рупора хорошо отражает звук, собирая его в одном направлении.
Этапы работы:

Рупор похож на кулёк, от которого отрезали нижнюю острую часть. Сверните кулёк из бумаги, отрежьте нижнюю острую часть и склейте боковой шов. Выровняйте верхнюю часть по кругу (широкую)

и приклейте сбоку ручку.


Мастер-класс для детей младшего школьного возраста «Бабочка из бумаги» Данный мастер-класс предназначен для детей младшего школьного возраста. Цель: изготовить бабочку из бумаги Задачи: • Образовательные:.
Мастер-класс «Безопасность на дороге» «Безопасность на дороге» Цель: обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения. • воспитание у детей высокой общей культуры.

Мастер-класс для педагогов «Безопасность глазами дошкольников» Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни ребёнка – одна из самых гуманных и самых.

«Безопасность глазами дошкольников». Мастер-класс для педагогов Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное и увлекательное путешествие по стране безопасного.

Мастер-класс для воспитателей «Безопасность глазами дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное и увлекательное путешествие по стране безопасного детства.

Мастер-класс по изготовлению фликера «Это моя безопасность» «Это моя безопасность!» Светоотражающие элементы на одежде детей! Вступил в силу закон, предписывающий в обязательном порядке детям иметь.

Мастер-класс по изготовлению фликеров «Фликер — это моя безопасность!» Мастер-класс по изготовлению фликера «Фликер- то моя безопасность!» Мастер-класс по изготовлению поделки фликера из ткани для детей 6-7.

Мастер-класс «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из гофрированной бумаги. Крокусы» Мастер-класс Тема: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из гофрированной бумаги» (крокусы).Цели: распространять опыт по изготовлению.

Презентация «Противопожарная безопасность» «Детям о пожарной безопасности» в образовательном процессе. Оставшись один, без поддержки взрослых, ребёнок беззащитен. Поэтому важно приложить.

Проект «Пожарная безопасность» в старшей группе Проект в старшей группе Тема: Противопожарная безопасность Автор : Лобкарева Н. В Тип проекта краткосрочный. Участники: дети старшей группы,.

Источник

MARK 4: если пенопласт рыхлый, то бетон жесткий

Действительно, бетон — превосходный материал: он дешев, акустически инертен. MARK4 я уже проектировал как коммерческую модель. 400 мм в ширину, 600 мм в глубину. Почему именно эти размеры? Потому что если читатель пойдет на сайт ИКЕА и посмотрит, какие бывают, например, столешницы и/или глубина шкафчиков, то 400-600-800 мм — самые употребительные. Полагаю, привязываться к работающим стандартам — это правильно и сильно облегчает жизнь. Вернемся к MARK IV. Как обычно, встал вопрос, как это все изготовить на 12 кв.м.

Идея была такая: я вырезаю негатив обратного рупора из пенопласта, этакую расширяющуюся колбасу, использую его как форму, «накатываю» на него стеклопластик — получается матрица-позитив рупора — а потом заполняю матрицу монтажной пеной (получается такая же «колбаса»), вынимаю из половинок, склеиваю, монтирую в деревянном корпусе, заливаю бетоном, а потом, когда застынет, просто выдираю пенопласт из бетона, получая искомый профиль расширения. Это, кстати, довольно крутая идея для самодельщиков, которая позволяет безо всяких ЧПУ, дешево и сердито, получить любую форму.


MARK 4 с прямым рупором из вспененного композита и крашенный блестками (идея дочери), которые смотрятся довольно спорно. Тут установлен тот самый 4а28

В этой модели предполагался прямой рупор из вибробетона. Однако производитель, с которым у нас был договор, потянув резину полгода, вернул деньги — пришлось делать прямой рупор самому из вспененного композита. Этот материал намного лучше пенопласта, но дорогой и тоже недостаточно жесткий.


Негатив прямого рупора для Марк 4 из шпатлевки и покрытый эпоксидкой. Видите гвоздик в центре? На него насаживался фанерный профиль рупора, и вращением получалась требуемая поверхность

MARK IV звучал уже довольно хорошо. На некоторых жанрах — превосходно. Еще бы: бетон жесткий, безрезонансный — не то что пенопласт. Чтобы вписать модель в кухонные размеры, было принято решение делать ее на 10-дюймовом динамике, и это сократило длину обратного рупора — одну из причин больших размеров всех обратных рупоров.

Проблема в том, что мне не удалось найти достаточно качественные 10-дюймовые динамики, чтобы они, во-первых, изготавливались серийно, во-вторых, имели высокие хотя бы до 17–18 кГц и приемлемо стоили. Даже купив Аудионирвану, я остался неудовлетворен. Больше всех мне понравились 4а28. Но во-первых, они уже не выпускались, а НОЭМА, которая вроде как считается наследницей, выпускает динамики совсем для других целей (их я тоже пробовал). Во-вторых, ВЧ все-таки не хватало, и в-третьих, эти динамики хорошо работали в весьма узком диапазоне громкостей: чуть погромче сделаешь — и диффузор начинало перекашивать. Опыты с коаксиалами мне тоже не понравились: измерения измерениями, но звук какой-то нецельный. У меня до сих пор в подвале несколько полок завалены 10-дюймовыми динамиками самых разных моделей.

В совокупности:

• бетон — хотя и акустически подходящий материал, к тому же дешевый, но грязный в производстве, долго набирает прочность, неудобный при работе с деревом по причине влажности и очень тяжелый. На потоке эта технология вызывала вопросы.

• сама модель имеет коротковатый рупор и выходное устье недостаточного размера — в результате дает неравномерность на НЧ.

• главное — не нашел динамик, который достаточно понравился. Оглядываясь назад, я думаю, что не дожал эту модель. Теперь я знаю ребят, которые бы сделали 10 дюймов с нормальным верхом. Возможно, я когда-нибудь вернусь к этой модели или к этой технологии, как к самой дешевой для производства рупора из возможных.

Как сделать рупор своими руками

Эта статья посвящена исключительно технологическим вопросам изготовления круглого рупора, в ней вы не найдете ни методики расчета рупоров, ни конкретных размеров, ни расхваливания получившегося рупора, а только как ее сделать дома, на коленках, с достаточной точностью и минимальными материальными затратами. Предполагается, что вы имеете набор координат, задающий ее геометрию. Мы отправляем всех, жаждущих углубить свои знания в этой области, на этот сайт. После выбора динамической головки, расчета рупора и получения всех необходимых чертежей в Автокаде, мы уставились на эти чертежи и крепко задумались. Как же изготовить такую большую деталь диаметр более полуметра , имеющую достаточно сложную форму. Вариант изготовления рупора из сегментов был отброшен сразу.

MARK 5: лаконичность, лаконичность и еще раз лаконичность

К концу 2015 года мое понимание идеальной АС описывалось следующими тезисами:

• полный рупор (прямой и обратный);

• абсолютно жесткий корпус;

• минимум сочленений — желательно, вообще без них;

• 8-дюймовый динамик. Больше размер — страдает верх, меньше — страдает низ. 8 дюймов — оптимально;

• максимальные размеры основания: ширина — 600, глубина — 800 мм. Примерно столько занимает человек, сидящий на обычном офисном стуле, если подожмет ноги — то есть весьма компактно;

• оригинальный внешний вид;

• повторяемость производства.

Посчитав математику прямого и обратного рупоров, я на новогодних праздниках засел за рисование. Прежде всего, надо было выбрать, как сворачивать обратный рупор — от этого зависели внешний вид и размеры. Нарисовав на бумажке простым карандашом рисунок, я принялся укладывать расчет в эскиз. Рисование рупора на компьютере — весьма трудозатратное дело. Возможно, кто-то делает это быстро, но лично у меня всякий раз получался какой-то крокодил — некрасивый, нелаконичный, нетехнологичный.

Это сейчас кажется, что все очевидно, что никак не возможно было иначе нарисовать. Но учитывая, что каждые 1–2 дня я начинал рисовать все заново, а первый приемлемый макет профиля, от которого меня не стошнило, появился месяца через полтора — можете сами посчитать, сколько попыток было сделано. И это только начало.


Марк 5. Эскиз карандашом, первая 3D-модель, фото готового изделия.

Когда я еще мучился над эскизом, я постоянно спотыкался вот об какой вопрос: как монтировать динамик в полном рупоре? Просматривая тысячи (ну реально тысячи!) рупорных конструкций, я не получил ответ на этот вопрос. Если бы это был просто обратный рупор, все понятно: изготавливаем обратный рупор и грузим с лицевой стороны динамик. Если бы это был только прямой, то все наоборот: монтируем с обратной стороны рупора динамик и нет проблем.

С полным рупором вечная засада: либо горло прямого рупора должно быть не диаметра диффузора динамика, как нужно при расчетах, а сильно шире, чтобы корзина динамика в него поместилась. Либо прямой рупор должен как-то монтироваться поверх корзины динамика, тогда он обязан быть съемным для целей ремонтопригодности, то есть уметь как-то пристегиваться или прикручиваться у обратному рупору. Все эти решения мне не нравились, т.к. нарушали основные правила:

• горло прямого рупора должно строго примыкать к диффузору динамика. Помните опыт с MARK 1, когда получился небольшой, буквально 2 см, рупор? Точность исполнения горла рупора — залог четкой звуковой картины и божественного рупорного звука, поэтому вариант с прямым рупором, у которого горло имеет диаметр, позволяющий поместить корзину динамика — не годится.

• не должно быть сочленений, ибо каждое сочленение калечит звук, а резьбовое соединение, на котором висит довольно тяжелый прямой рупор, при постоянной вибрации вообще непонятно как себя поведет со временем — так что прикручивать рупор поверх корзины динамика тоже не вариант.

• лаконичность внешнего вида не позволяет делать всякие фланцы под нормальные болты.

как сделать рупор своими руками из картона

Включите JavaScript для лучшей работы сайта. Рупор — это простое приспособление для усиления громкости звука. Простой рупор можно смастерить из бумажного материала. Он состоит из двух частей — раструба и горловины. Начните работу с изготовления раструба. Возьмите плотную бумагу для офисной техники.

Начертите на листе бумаги лепесток с основанием 3,2 см и длиной 22,4 см. Сторона, параллельная основанию, равна 9,5 см и имеет небольшое закругление. Каждый лепесток раструба по длине имеет не прямую линию, а плавный переход.

Вырежьте один шаблон и очертите его карандашом по контуру, чтобы получить 10 лепестков. Когда вы будете вырезать заготовки, оставьте у каждого из них с левой стороны отрезок шириной 0,5 см. Этот отрезок нужен для приклеивания следующего лепестка. Прорежьте кромку в нескольких местах, чтобы ее можно было легко отогнуть.

Используйте не обычный бумажный, а столярный клей. Лучше склеивать не цепочкой один за другим, а попарно, затем склеить пары. Дайте просохнуть каждому склеенному шву, иначе при проклейке следующих лепестков прежние швы могут расползаться. Горловина рупора имеет конусовидную форму.

Проведите прямую линию длиной 35 см. Циркуль поставьте в основание линии и проведите одну дугу радиусом 7 см, а другую — 31 см. С одной стороны оставьте кромку шириной 0,7 см для склейки. Склейте конус. После полного высыхания сделайте надрезов по 1 см длиной с узкой стороны конуса для приклеивания патрубка.

Патрубок удобно склеить на деревянной болванке диаметром 2 см. Чтобы легко снять готовый патрубок, накручивайте на болванку смазанные клеем полоски бумаги шириной по 4 см, пока толщина стенки патрубка не достигнет 1,5 мм. После высыхания снимите патрубок с болванки. Надрезы конуса смажьте клеем изнутри и вставьте патрубок. Дополнительно проклейте сверху полоской бумаги по кругу. Сложите готовые части рупора так, чтобы горловина входила в раструб изнутри на глубину 0, см.

Аккуратно подмажьте края раструба по всей окружности столярным клеем, отгибая горловину пальцем внутрь. Покройте снаружи, а после высыхания — изнутри слоем жидкого столярного клея.

Рупор станет твердым. При желании можно покрыть рупор лаком или покрасить. Он будет заметно усиливать звук. По той же схеме можно изготовить рупор из жести, только швы нужно суметь соединять пайкой или в замок. Сделать такой же прибор, скажем, для украшения интерьера в стиле первой половины двадцатого века можно и сегодня.

И он будет действительно работать. Возьмите обычные пяльцы для вышивания. Изготовьте из черной бумаги конус, имеющий диаметр, равный внутреннему диаметру пяльцев, и высоту порядка 50 миллиметров. Закрепите конус в пяльцах любым способом. Например, для этого его можно снабдить шириной, равной толщине пяльцев.

Изготовьте отрезок обычной деревянной или пластмассовой чертежной линейки, длина которого равна диаметру пяльцев. Возьмите электромагнитный телефонный капсюль с отвинчивающейся крышкой, например, типа ТК Открутите от него крышку, вытащите мембрану.

Зачистите ее середину наждачной бумагой до блеска. Поверхность залудите. Затем разогните канцелярскую скрепку, которую также залудите. Припаяйте скрепку к мембране с таким расчетом, чтобы при центровке мембраны она могла выйти через центральное отверстие крышки капсюля.

ИДЕЯ!!!

Итак, еще при разработке эскиза мне пришла идея нарушить геометрию прямого рупора на размер корзины динамика и крепить динамик прямо к обратному рупору. Это свяжет динамик с нехилой массой колонки, что есть хорошо, а нарушенную геометрию можно восстановить компенсационным кольцом, которое надевается поверх динамика и восстанавливает геометрию прямого рупора (красное кольцо поверх динамика — это оно и есть). Идея крепить поверх корзины не весь рупор, а только кольцо, которое продолжает геометрию прямого рупора и точно примыкает к диффузору, на первый взгляд очевидная, однако позволяет решить все проблемы:

• прямой рупор и обратный теперь одно целое — отпала необходимость их делать порознь и потом монтировать.

• прямой рупор четко примыкает в диффузору динамика.

• отпала нужда во всяких фланцах — теперь прямой рупор «перетекает» в обратный, все лаконично и технологично.

Дальше была длинная история, как я мучился с 3Д-дизайнером, который в конце концов нарисовал 3Д-модель, выбор цвета и длинная эпопея с изготовлением.


Самый первый, еще только компьютерный, вариант в красно-черном цвете, который мне сделал знакомый дизайнер. В этом цвете потом был исполнен первый комплект. Это цветовое решение и поныне основное.

После первого же прослушивания стало понятно, что эта версия рупоров просто обязана быть коммерчески привлекательной — она сочетала в себе все основные моменты:

• имела отличный нескомпрессированный звук. Как сказал один из покупателей, когда мы играли Винил Джеме 2022: «как будто окно открыли» — это он после прослушивания намного более дорогих сетапов, а одна женщина даже всплакнула (правда-правда).

• имела, я бы сказал, выдающийся внешний вид.

• была технологичной и повторяемой.

Эту модель уже можно было показывать широкой публике, и она получила название Intelligence, как бы намекая, что интеллигентная музыка будет звучать наилучшим образом. Под интеллигентной музыкой тут понимается классика, джаз, хор, не очень тяжелый рок, акустические жанры и т.п.

Пошаговая инструкция

  1. Птичке нужен клюв и глаза. Клюв лучше сделать из бумаги, чтобы поделка была объёмной, выразительной.
  2. Нарисовать его тоже можно, но птица будет намного менее нарядной, праздничной.
  3. Глаза можно приклеить пластиковые, как на мягких игрушках. Из бумаги, правда, удобнее.
  4. Они могут быть круглой формы, квадратной, овальной. Нужна будет бумага белого цвета и чёрного, для того чтобы они были натуралистичными.
  5. Приклеить их нужно практически у самого гребня к бумажному туловищу, чтобы птица получилась высокой, как будто вытянув шею изучала всё вокруг.
  6. Соответственно, крупные бумажные квадраты, ромбы, овалы вырезать не нужно. Они могут быть небольшими и даже разными в диаметре.
  7. Для изготовления клюва понадобятся две бумажные ленты или одна, но окрашенная в один цвет с обеих сторон. Ленты складывают и аккуратно склеивают. С обеих сторон нужно вырезать треугольники, чтобы края были образованы уже двумя треугольниками, как язык ящерицы.
  8. Клюв может также быть заострённым, закруглённым.
  9. Ленту следует сложить пополам и приклеить к рупору-туловищу. Поделка птица из бумаги практически готова.
  10. Осталось вырезать красивые крылышки с волнистыми перьями и поставить её на видное место.

Детские поделки птицы из бумаги можно выполнить этой же техникой, но рупор сделать широким, небольшим по высоте, чтобы они получились похожими на персонажей мультфильмов, игр, angry birds. Также нужно вырезать из бумаги брови, чтобы птички получились действительно злыми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]