Кораблик своими руками: из бумаги, пенопласта, пластиковой бутылки, коробки, фольги. Инструкция + фото


Чудо из чудес – корабль в бутылке. Все видели такие волшебные вещицы, которые завораживают тайной, будят в душе жажду странствий. Один лишь вопрос никак не выходит из головы. Как этот корабль, который явно намного больше, чем отверстие в бутылке, поместился в сосуде? Многие думают, что нижняя часть бутылки была сначала отрезана, а потом приклеена. Секрет в том, что корпус судна достаточно мал, чтобы легко вписаться в горлышко бутылки. Именно так основание поделки и попадает внутрь. Но паруса и лонжероны (мачты и опоры для парусов) являются разборными. Они размещаются в конце процесса с помощью приспособлений – нитей и пинцетов.

Что может пригодиться

Набор инструментов, который может понадобиться:

  • Канцелярские ножницы и канцелярский нож.
  • Плотный картон и обычная бумага.
  • Клей (ПВА или специальный силиконовый для поделок).
  • Деревянные шпажки, зубочистки, ненужные карандаши (будущие мачты).
  • Скотч.
  • Пенопласт.
  • Линейка, простой карандаш (для разметки).

Материалы

Для изготовления парусника, корабля или лодки необходимо подготовить бумагу. Подойдет любая ее разновидность. Раньше кораблики сооружали из газетной бумаги. Существенным недостатком игрушек из газет была их непрочность. Газетная бумага слишком быстро промокает, лодочки сначала теряют свой изначальный внешний вид, а затем превращаются в бесформенный кусок бумаги.

В настоящий момент от использования газетной бумаги для создания объемных игрушек можно отказаться, поскольку существуют альтернативные варианты материала, обладающие прочностью и влагостойкостью.

Помимо плотного картона рекомендуется подготовить:

  • цветной картон;
  • гофро-бумагу;
  • цветную бумагу;
  • декоративные элементы (рисунки, орнаменты, флажки, фигурки моряков, прочее).

Некоторые родители прибегают к хитрости — используют обыкновенную бумагу при создании бумажных лодочек, а готовую игрушку окунают в расплавленный воск или парафин. Благодаря такой хитрости игрушка становится водонепроницаемой.

В качестве инструментов потребуются ножницы, клей, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры или акварельные краски.

Из бумаги

Существует множество советов, как сделать бумажный кораблик своими руками без применения инструментов.

Среди них наиболее простейший способ изготовления кораблика из бумаги своими руками осуществляется с помощью техники складывания бумажного листа:

  • Для того чтобы изготовить корабль из бумаги своими руками потребуется бумажный лист формата А4, который складывается по ширине вдвое.
  • Углы полученного прямоугольника в загнутой части сводятся так, чтобы их линии соприкасались образуя равнобедренный треугольник, при оставшемся расстоянии примерно 3 см до противоположного края.
  • Две нижние части отгибаются к верху каждая со своей стороны, закрывая при этом основание треугольника. Углы загибаются по сторонам треугольника.
  • Полученный треугольник (похожий на бумажную шапочку) раздвигается и складывается поперек, образуя квадрат.
  • Свободные углы квадрата также подгибаются вновь, создав тем самым треугольник который также разгибается поперек и превращается в квадрат.
  • Уголки квадрата подгибаются не доходя вершины примерно 1 см. Затем сомкнутые части вершины попросту раздвигаются.
  • Бумажный кораблик своими руками готов. В выступающую часть (посередине) можно вставить мачту, а корпус судна раскрасить.

Паруса

Важной частью работы является изготовление парусов. Именно наполненные ветром паруса придают модели легкость и стремительность. Поэтому, к работе над ними нужно отнестись со всей серьезностью.

Как вы, должно быть уже поняли, мачты вместе с парусами проталкиваются сквозь горлышко бутылки отдельно от корпуса. Паруса при этом практически не сминаются, поэтому им смело можно придать наполненную “ветром” форму. Существует множество различных способов изготовления парусов. У каждого мастера обязательно есть свой излюбленный способ. Мы расскажем лишь об одном.

Прежде всего, нужно выбрать подходящую ткань. Лучше всего подойдет тонкая белая хлопчатобумажная ткань — батист. Однако следует помнить, что только некоторые клипера и современные суда несли белые паруса. Паруса старинных парусников имели серый или желтоватый оттенок. Поэтому, прежде всего, нужно окрасить ткань в подходящий цвет. Это можно сделать по разному. Светло-серый цвет легко получить погрузив ткань в горячую воду, слегка подкрашенную анилиновым красителем. Но более приятный цвет дает окраска обыкновенным чаем. В кипящую воду засыпают большое количество чая и кипятят 20 — 30 минут. После этого, смесь процеживают и в полученном растворе варят ткань до приобретения ею нужного цвета. Затем ткань отжимают и высушивают. Окраска чаем прочна и имеет приятный естественный цвет.

Следующая операция — нанесение на хорошо отглаженную ткань контуров парусов. Это удобно делать тонким простым карандашом по заранее приготовленным картонным выкройкам. Для того, чтобы края ткани впоследствии не сыпались, контуры парусов обводят тонкой кисточкой, смоченной сильно разбавленным клеем ПВА. Когда клей высохнет, паруса аккуратно вырезают и приклеивают или привязывают к реям. Но это еще не все. Паруса имеют различные нашивки: риф-банты, стоп-латы и т.п. Кроме них, не поленитесь сымитировать и риф-сезни.

Для изготовления нашивок нам понадобится кусочек нашей “парусины”, смоченный жидким клеем ПВА и хорошо просушенный. Из него острой бритвой вырезают тонкую полоску и наклеивают на парус с наружной стороны. Это будет риф-бант. Стоп-лат приклеивают с внутренней стороны марселя. Он служит для того, чтобы парус не перетирался о марсовую площадку.

Осуществив эти нехитрые операции, можно заняться изготовлением риф-сезней. Их пропускают сквозь отверстия, проколотые острой иглой, и закрепляют капельками клея. Разумеется, для изготовления риф-сезней понадобятся очень тонкие желательно хлопчатобумажные нитки. Но не стоит переживать, не найдя таких ниток в магазине. Они находятся буквально у вас под рукой. нужно просто взять кусок батиста из которого сделаны паруса модели, и вытянуть из него долевую нитку. Хорошо, при этом, предварительно окрасить ткань в более темный цвет. (Забегая вперед, скажем, что все нити, используемые для оснащения модели, необходимо загодя обработать жидким клеем ПВА. После такой обработки исчезает ворс, недопустимый при работе с миниатюрными моделями.) Готовые риф-сезни выравнивают ножницами.

Парус почти готов, осталось придать ему «надутую» форму. Для этой цели понадобятся специальные формы из пенопласта, дерева, гипса или любого другого подходящего материала. Из него вырезают форму, напоминающую надутый ветром парус корабля. Целесообразно, заранее приготовить формы различных размеров. Они пригодятся в дальнейшем, если ваше увлечение не ограничится постройкой одной миниатюрной модели. Для того, чтобы натянутый на форму и смоченный клеем парус не прилип к ней, нужно, между парусом и формой проложить очень тонкую пленку (такую пленку часто используют для упаковки продуктов). Парус, вместе с приклеенным реем, накладывают на форму, прижимают и обматывают леской. Леска должна ложиться именно в те места, где на чертеже паруса проходят “швы” между полотнищами. Таким образом, парус будет иметь более рельефную форму (рис. 26). Чтобы парус сохранил приданный ему формой вид, его нужно смочить жидким клеем ПВА. После полного высыхания, вы получите прекрасные «наполненные ветром » паруса для модели.


Рис. 26 Парус, вместе с приклеенным реем, накладывают на форму, прижимают и обматывают леской.

Прикрепляя паруса с реями к мачтам, нельзя забывать, что вся конструкция должна легко проходить в горлышко бутылки. Нужно стараться придать конструкции достаточную подвижность, избегая жесткого крепления рангоута. На парусных судах для крепления и подъема реев используют топенанты, фалы, ракс-бугели и т.п. Например, реи грот- и фок-мачт модели удобно прикреплять только с помощью топенантов, а реи бизань-мачты наоборот — с помощью импровизированных ракс-бугелей ( иными словами, просто привязать к мачте). Шкотовые углы парусов также должны иметь значительную свободу, иначе при попытке пропихнуть паруса в бутылку с узким горлышком, они могут сильно помяться. С этой целью шкотовые углы парусов можно не приклеивать к расположенному ниже рею вовсе. Эту операцию не сложно проделать прямо внутри бутылки. Однако можно поступить иначе, совместив функции шкота и браса в одной снасти. Для этого к ноку реи привязывают маленькую петельку и через нее пропускают снасть, прикрепленную к углу паруса. В дальнейшем эта снасть будет играть роль браса и после обтяжки позволит парусу занять правильное положение (рис. 27).

Рис. 27 Можно совместить функции шкота и браса в одной снасти.

При разработке конструкции рангоута, нужно стремиться уменьшить количество операций, которые придется делать внутри бутылки. В первую очередь, это касается схемы проводки брасов модели. Брасы нижних реев проще всего провести сквозь отверстия в фальшборте. Очень часто брасы проводят через блок, закрепленный на том или ином штаге. В этом случае, полезно объединить брасы правого и левого борта так, чтобы пройдя через блок на штаге (в роли которого может выступать маленькая петелька) снасть уже в одиночку пропускалась в очередное отверстие в фальшборте. Несколько иначе выглядят брасы бизань-мачты. Их, как правило, тянут не к корме, а к носу корабля. Поэтому, брасы можно просто укрепить на соответствующем штаге бизань-мачты (рис.28).


Рис. 28 Схема проводки брасов модели корабля в бутылке.

Хорошо выглядит корабль плывущий на всех парусах. Но все же нижние паруса, как правило, загораживают собой палубу, мешая внимательно рассмотреть все находящиеся на ней детали. Чтобы этого не случилось, нижние паруса лучше делать “убранными”, т. е. подвязанными к реям. Тут есть и еще одна хитрость, которая облегчит нам жизнь: в таком исполнении исчезает необходимость делать шкоты и галсы нижних парусов. Понятно, что это сокращает операции проводимые внутри бутылки.

Однако на парусниках 15-16 веков, несущих и без того мало парусов, нижние паруса все-таки лучше развернуть. Разумеется, шкоты и галсы тоже придется делать. Их проводка проста. Достаточно провести снасти в отверстия в фальшборте модели.

Аналогичным образом поступают и при изготовлении такелажа кливеров и стакселей. Их шкоты, по возможности, объединяют вместе и проводят через отверстие в фальшборте модели. Конструкция парусов бизань-мачты достаточно проста и не должна вызывать особых затруднений. Нет никакой необходимости делать системы крепления гафеля и гика к мачте. Можно просто приклеить гафель и гик к парусу, отступив от края (от передней шкаторины) на 1-2 мм. Парус модели достаточно жесткий, чтобы удержать гафель и гик в нужном положении. Приклеенный к мачте парус, вместе с рангоутом, получит достаточную гибкость, чтобы спокойно пройти в горлышко бутылки.

Из коробки

Еще один бумажный кораблик, как сделать пошагово:

  • Чтобы сделать кораблик из бумаги можно использовать бумажную коробку. С одной стороны небольшой коробки, желательно узкой формы, размечаются очертания носовой части будущего судна, причем, очертания лучше проводить до граней коробки.
  • Канцелярским ножом аккуратно вырезается силуэт носовой части.
  • Загнутая часть коробки «бортик» оставшийся свободным разделяется пополам и прикладывается к вырезанной носовой части. Части скрепляются скотчем и склеиваются в местах соединения с днищем.
  • В середину устанавливается основание для оснастки (мачты, бушприт, якорь) вырезанное из пенопласта. Устанавливаются мачты, и одеваются паруса из бумаги.

Поделка в форме кораблика на 23 февраля

И наконец завершает нашу подборку еще один мастер-класс, в котором мы, конечно же, тоже будем делать кораблик. Но не совсем обычный, а из бросового материала. А именно, пригодятся нам обычные губки и салфетки для уборки. Интересно, что может из этого получиться? Смотрим.

Перечень материалов:

Простой карандаш;

  • Линейка;
  • Ножницы;
  • Салфетки для уборки;
  • Шило;
  • Двухсторонняя бумага красного цвета;
  • Губки;
  • Деревянные шпажки для шашлыка;
  • Зубочистки;
  • Клей ПВА.

Этапы:

Воспользовавшись шаблоном в виде треугольничка, делаем разметку на одном конце губки и обрезаем ее так, чтобы получился нос корабля.

Теперь займемся изготовлением парусов. Для этого из салфеток нам нужно будет вырезать три прямоугольника: 5х7, 4х6 и 3х5 см.

Мачту будем делать из шпажки для шашлыка. Если вы взяли губку размером 5х8 см, желательно, чтобы длина палочки составляла не менее 15 см. Насаживаем на нее наши прямоугольнички так, как показано на фотографии.

Следующий этап – изготовление флага. Ну куда же без него?) Из красной бумаги вырезаем полоску 1.5х5 см, складываем пополам и делаем треугольный вырез со свободного края.

Приклеиваем флажок к мачте. И еще один, такой же – к зубочистке.

Теперь вставляем их в корпус нашего судна.

Вот и все. Поделка готова. Очень просто и здорово, вы согласны?

При желании поделки можно необычно украсить.

Бросовый материал дает вообще много возможностей для творчества. Например, подойдут для изготовления кораблей обычные коробочки из-под сока.

Или даже скорлупки грецких орехов.

Отличный вариант – пенопластовая основа.

Вот еще одна вариация нашей с вами поделки.

Очень интересные весенние кораблики получаются из пластиковых бутылок.

Из пенопласта

Из куска пенопласта канцелярским ножом вырезаются составные части будущего судна:

  • — корпус (для большей устойчивости должен быть широкой формы);
  • — надстройка (прямоугольник вдвое меньшей формы чем корпус);
  • — ещё один прямоугольник, но вдвое меньшей формы чем предыдущий.

На корпус сверху ближе к кормовой части приклеивается надстройка, а поверх неё самый маленький прямоугольник.

В носовую часть втыкается зубочистка – «бушприт», а в середине размещается мачта.

В самый маленький треугольник втыкается зубочистка с кусочком бумаги – флагом.

Для большей привлекательности части корабля можно немного подчистить или покрасить.

Из пластиковой бутылки

Дополнительно потребуется пластиковая бутылка (подойдет коробка из-под йогурта, сока, пластиковая канистра).

  • Примерно отступив 5 см от дна бутылки, канцелярским ножом производится надрез примерно до середины бутылки.
  • От горлышка потребуется отступить чуть меньше. Также делается надрез до середины.
  • Надрезанная часть удаляется, а в оставшуюся часть ставшую корпусом судна, устанавливается основание из пенопласта для будущей оснастки (мачт, якоря, и другого).
  • Устанавливаются мачты с парусами. Можно добавить якорь, канаты.

Из скорлупы грецкого ореха

Дополнительно потребуется скорлупа грецкого ореха, пластилин.

Как ни странно, но половинки скорлупы грецких орехов идеально подойдут для использования в качестве корпуса маленького суденышка.

  • Скорлупку необходимо полностью очистить от лишних частей не повредив при этом.
  • В очищенную часть укладывается небольшой кусочек пластилина.
  • Пластилин одновременно является и балластом придающим устойчивость и основанием под мачту, поэтому его следует равномерно распределить по всей площади днища скорлупки. Вместо пластилина можно использовать воск от свечи.
  • В основание втыкается мачта (зубочистка) с парусом.

Из упаковки для яиц

Дополнительно потребуется упаковка из-под десятка яиц. Конечно, данный вид кораблика не отличается высокими ходовыми качествами, но зато обладает высокой устойчивостью.

К тому же для этого способа изготовления потребуется не более пяти минут:

  • Верхняя, и нижняя части упаковки отделяются друг от друга.
  • Бока нижней и верхней частей подравниваются.
  • Половинки яичной упаковки вновь соединяются, но уже наружными сторонами приклеиваются друг к другу. Очень важно, чтобы контуры совпадали.
  • После склеивания корпус судна будет состоять из перевернутой верхней части (днище судна), а бывшая нижняя часть становится палубой.
  • В выступающие ребристые формы (для укладки яиц) втыкаются мачты с парусами и другие снасти.

Из пищевой фольги

Дополнительно потребуется кусок пищевой фольги – размер примерно равен листу формата А4.

  • Кусок фольги складывается вдвое, так чтобы стороны совпадали.
  • Края сторон получившегося прямоугольника подгибаются примерно на 5 мм.
  • Прямоугольник еще раз складывается, но вдоль длинной стороны, чтобы края совпадали.
  • Кончики загибаются: с одной стороны под острым углом, с другой под прямым – должны получиться очертания лодочки.
  • Сложенные края бортов лодочки раздвигаются, а днищу придается плоская форма.
  • Основанием для установки мачты послужит небольшой кусочек пенопласта.

Вообще корабль своими руками можно изготовить практически из любого подручного материала, главное, чтоб он обладал свойством держаться на поверхности воды, и тогда, дав волю фантазии, можно создать удивительные игрушки.

Рангоут и такелаж

Следующий важный этап работы по постройке модели корабля в бутылке – изготовление такелажа. За исключением нескольких нюансов, такелаж корабля в бутылке ничем не отличается от такелажа настольной модели. Точно так же, в соответствии с чертежом, делают мачты с марсовыми площадками, салингами и прочим деталями. Точно так же, ванты крепят к вант-путенсам, заранее закрепленным на русленях, имитируют юферсы и блоки. Аналогичным образом собирают и остальной такелаж. Многие приемы, используемые моделистами, работающими с настольными моделями, пригодны и здесь. (Некоторые советы по изготовлению миниатюрных деталей корабля будут даны ниже).

Но все по порядку. Мачты модели нужно сделать (впрочем как и все остальное) точно в соответствии с чертежом. Они должны быть красивые и изящные. Никаких отверстий в мачтах сверлить не придется, поэтому их можно делать достаточно тонкими не опасаясь, что они сломаются. Хорошие мачты получаются из древесины бука. Готовые мачты ставят в приготовленные для них отверстия в корпусе модели. Разумеется, приклеивать их пока не следует. Чтобы не сверлить в мачтах отверстия, для проводки снастей удобно использовать маленькие петельки из ниток. Их просто привязывают в нужном месте на мачте, бушприте или любом другом элементе модели. Проведенные сквозь петельки, нити такелажа, которые необходимо будет обтягивать внутри бутылки, смогут легко скользить.

Ванты готовят с помощью приспособления, хорошо известного моделистам (рис. 21).

Рис. 21 Приспособление для изготовления вант миниатюрной модели.

Это приспособление позволяет быстро наклеить выбленки на ванты. В конструкции вант существует лишь небольшое отличие: в том месте, где ванты сходятся вместе, нужно привязать длинную нитку. Эта вспомогательная нить будет проведена сквозь отверстие в марсовой площадке. Для этого на мачту крепят две петли по обеим сторонам, или укладывают на марсовую площадку кусочек проволоки (рис. 22, 23). Вспомогательная нить затем будет опущена вниз и выведена наружу через отверстие в руслене или корпусе модели (рис. 24).


Рис. 22 Чтобы провести вспомогательную нить, удерживающую ванты, на марсовую площадку приклеивают кусочек проволоки.

Рис. 23 … или привязывают петельки по бокам мачты.

Для удобства монтажа, установленные снасти нужно временно закрепить в том положении, в каком они будут на готовой модели. Для этой цели, можно воспользоваться кусочками проволоки с изоляцией. Изоляцию снимают, и нарезают небольшие кусочки длиной 5 — 6 мм. Такой кусочек одевают на нужную снасть и прижимают ее, вставив отрезок проволоки длиной 8 — 10 мм. Таким образом легко закрепить любую снасть. В то же время, ее можно быстро освободить, вынув проволоку наружу (рис. 24).


Рис. 24 Временно закрепить снасть можно с помощью кусочков изоляции и проволоки.

После того, как вспомогательная нить временно закреплена, ванты обтягивают, прикрепляя их к вант-путенсам по обеим сторонам корпуса корабля. Необходимо внимательно отнестись к этой процедуре, добившись равномерного натяжения вант. Установив ванты, можно сделать крошечные юферсы. Для этого, густой клей ПВА подкрашивают темно-коричневой краской, и наносят на ванты небольшие капельки. Работу удобно производить тонкой кисточкой. (При необходимости, операцию повторяют два-три раза).

При изготовлении фордунов миниатюрной модели, нужно иметь ввиду, что большое количество стоячего такелажа может испортить внешний вид модели. Поскольку, невозможно подобрать нитки, точно соответствующие масштабу модели, лучше воспроизвести лишь фордуны, идущие от брам-стеньги. Целесообразно объединить фордуны вместе внизу так, чтобы через отверстие в руслене проходила лишь одна нить (рис.24). После установки, фордуны нужно временно закрепить, зажав кусочком проволоки, как было описано выше.

Из снастей стоячего такелажа осталось прикрепить штаги. Их проводят в соответствии с чертежом модели. Однако существует небольшое отличие. Для того, чтобы уменьшить число проводок и облегчить сборку корабля внутри бутылки, удобно объединить некоторые штаги бизань, грот, и фок мачт. Например, вместо того, чтобы грот-брам-штаг закрепить на эзельгофте фор-стеньги, его пропускают через отверстие в салинге и эта снасть, превратившись уже в фор-стень-штаг, пропускается в маленькую петельку на бушприте. Подобным образом можно поступить и с другими снастями (рис. 25).

Рис. 25 Удобно объединить некоторые штаги бизань, грот, и фок мачт.

Фото корабликов из бумаги своими руками

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]