Андрей Онищук, инженер-программист из Минска, полтора года назад решил подарить сыну Ивану на день рождения детский электромобиль. Но те варианты, которые были в продаже в Беларуси, России и даже Китае, Андрея не устраивали — запас хода маленький, схожести с реальными образцами нет, а качество материалов, из которых сделаны машины, оставляет желать лучшего.
Были мысли сделать на базе такого серийного электромобиля свой. Но после детального изучения оказалось, что и электрочасть — дешевая и некачественная, потребностям инженера не удовлетворяла. Тогда-то Андрей вместе с сыном Иваном и решил создать автомобиль сам, благо специализированных сайтов единомышленников хватало. Через три месяца уменьшенный электромобиль Willys MB был готов.
«Начинал с колес, а остальное под них подгонял»
Андрей, опытный инженер-программист, начал создание подарка для сына с продумывания концепции, множества расчетов и рисования 3D-модели. Серьезным оказалось решение о принципе работы — бензиновый или электродвигатель ставить. В итоге мастер остановился на втором варианте. Все-таки это детский автомобиль, а не карт или квадроцикл. Да и использовать его чаще всего планировалось в парках культуры и отдыха. О каком бензине в таких местах может идти речь?
На проектирование кузова будущей модели в компьютерной программе у Андрея ушло всего пять дней. «Это было самое простое», — уверен инженер. А вот на рисование рамы, рулевой трапеции, задней оси, привода и других деталей пришлось потратить около трех недель. А перед этим еще две недели — на покупку необходимых комплектующих. На тот момент проект был уже в голове инженера.
— Из-за такой спешки оказалось, что я купил много лишних деталей, — вспоминает мужчина. — Потому как в голове держишь одно, затем покупаешь под это запчасти, а потом приходит другое, лучшее решение. И снова начинаешь все заново. Так может длиться до бесконечности, главное, вовремя остановиться. Труднее всего было найти подходящие по диаметру и рисунку протектора колеса. Я нашел похожие в обычном строймаркете. Они так и назывались — колеса от сельхозтехники. Не знаю, где они использовались, но мне на тот момент подходили полностью. Уже под размер этих колес создавалась рама и кузов. Фактически из-за колес масштаб машины получился один к двум. Это очень большой размер для детской игрушки.
В перерывах между основной работой Андрей Онищук варил раму, делал рулевые сошки. Все детали и узлы — почти точно скопированные с настоящих машин. Для создания кузова инженер использовал водостойкую 12-мм фанеру, резал ее гидроабразивом — струей воды под высоким давлением, и красил обычной автомобильной краской. А после того как все схемы и чертежи были готовы, а запчасти куплены, началась работа по воплощению задумки в реальность.
— Я каждую деталь максимально старался подготовить, чтобы собрать машину в максимально короткие сроки. Так и получилось — кузов и рама с механической частью были собраны за один день. С перекурами и перерывом на обед. В какой-то момент появилась мысль, что могут возникнуть проблемы при сборке, т. к. каждая деталь изготавливалась индивидуально без подгонки по месту. Но получилось здорово — сошлись все детали до миллиметра. Компьютерное проектирование — вещь!
Детская машина начала обретать схожесть с настоящим Willys. И хотя электрическая часть еще установлена не была, Ваня провел первый тест-драйв в тот же вечер. Вместо двигателя тягу обеспечивала мускульная сила папы Андрея.
Теперь автомобиль приводится в движение двумя двигателями на 36V 350W, максимальная скорость — около 12 километров в час. Задний вал разрезной, обеспечивает независимое вращение колес. Фактически это копия межосевого дифференциала полноприводных внедорожников. Есть и тумблер его блокировки. Электродвигатели соединяются с контроллером последовательно, тем самым реализуя принцип дифференциала, а с помощью вышеупомянутого тумблера их можно соединить параллельно, получив «блокировку». Также в машине есть дистанционный «родительский контроль» в виде брелка, чтобы можно было отключить питание на расстоянии до 50 метров. Источником питания служат четыре аккумулятора от блоков бесперебойного питания. Заряжать их можно, не снимая аккумуляторы с авто, с помощью переоборудованного разъема от блока питания компьютера — чтобы не перепутать полярность.
Еще автомобиль оборудован светодиодными фарами, габаритными огнями, есть даже рабочие поворотники, аварийная сигнализация и стоп-сигналы. А при движении задним ходом, кроме загорающегося света фонаря заднего хода, срабатывает звуковой зуммер.
МИНИ-ДЖИП: ТЯНУТЬ, А НЕ ТОЛКАТЬ!
Съемная часть кузова также имеет трубчатый каркас с фанерной зашивкой боковин. Однако по такой технологии невозможно отформовать обшивку крыши, которая представляет собой поверхность двойной кривизны. Чтобы создать оболочку такой формы, самодеятельные автоконструкторы, как правило, пользуются болванами или матрицами, создание которых является задачей весьма и весьма трудоемкой (такая технология чаще всего используется при изготовлении небольшой серии из нескольких машин). Для выклеивания же единственной крыши имеет смысл воспользоваться упрощенной технологией изготовления выпуклых поверхностей, о которой в свое время упоминалось в журнале «Моделист-конструктор». Повторю вкратце некоторые этапы этой любопытной технологии.
После сварки каркаса съемной части кузова верхняя его рама — та, что является периметром крыши,— затягивается полиэтиленовой пленкой и закрепляется на каркасе клеящей лентой-скотчем. Далее каркас переворачивается, и по пленке выкладываются небольшие лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидным связующим. Выкладку следует начинать из условного центра крышевой панели и вести к периферии, прижимая выклеенный участок лоскутом полиэтиленовой пленки, а поверх него — горкой сухого речного песка При этом надо все время контролировать кривизну поверхности крыши, определяемую силой тяжести и упругостью полиэтиленовой пленки, добиваясь перераспределением песка по поверхности выклейки получения оболочки желаемой формы. После отверждения эпоксидного клея пленка снимается — и крыша готова. Ее остается только окрасить. При необходимости (если крыша получилась недостаточно жесткой) оболочка усиливается вклеенным изнутри кузова стрингером из деревянной рейки сечением 20×20 мм.
Боковины съемной части кузова зашиваются фанерой точно так же, как это было сделано на главной его части — с помощью винтов с «потайной» головкой. Двери также имеют трубчатый каркас и фанерную обшивку.
Кузов изнутри оклеивается упаковочным или строительным пенопластом, а затем обтягивается искусственной кожей. Двери с внутренней стороны также заполняются пенопластом, а затем зашиваются 3-мм фанерой и искусственной кожей.
Все три сиденья автомобиля самодельные, сваренные из стальных труб диаметром 20 мм. Каркас обтянут резиновой лентой, вырезанной из старой камеры грузовика, поверх ленты приклеен поролон, и затем подушки обтянуты искусственной кожей. Правое переднее (пассажирское) сиденье закрепляется так, чтобы его можно было откидывать вперед для посадки пассажиров на задний диван.
Система управления — автомобильного типа. Рулевое управление типа СЗД, тормоза также мотоколясочные, гидравлические, с приводом на все четыре колеса. Справа от водителя смонтированы две рукоятки — переключателя коробки передач и включения заднего хода. Привод от них к соответствующим агрегатам — с помощью жестких тяг. Жесткой тягой соединяется также педаль выключения сцепления с соответствующим механизмом. Привод дроссельной заслонки карбюратора — комбинированный: жесткая тяга и трос в боуденовской оболочке.
Электрооборудование «Эльфа» выполнено по типу мотоколяски СЗД. Фары — от мотороллера «Тулица», передние подфарники («поворотники») — от мотоцикла ИЖ, задние «габариты» в совокупности с «поворотниками» и стоп-сигналами — от старого грузовика. Как оказалось, такой комплект световых приборов вполне соответствует облику прототипа моего мини-джипа — «виллиса».
Игорь КАРАМЫШЕВ, инженер
Рекомендуем почитать
- ПОСЕРЕБРЕННЫЕ ЧАЙНИКИ Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса…
- Авиационные модели – особенности создания Каждая авиамодель представляет собой кропотливую работу конструктора, а так же многочасовые тренировки по сборке. Создание и склейка авиамодели, как правило, требует немало времени и…
«Соседи думали, что я решил сэкономить»
— Родственники и знакомые отнеслись к идее создания детского электромобиля неоднозначно, — вспоминает отец-конструктор. — Были даже такие мнения: сэкономить решил и вместо хорошей фабричной машины деревянную сделать. Я лишь улыбался им в ответ. В общей сложности на изготовление мини-Willys было потрачено $ 1200. Это только стоимость запчастей и материалов. О какой экономии может идти речь? Но о конечной стоимости я не думал тогда, мне важен был контакт с ребенком в процессе работы. Заинтересованность четырехлетнего Ивана историей военной техники Победы, увлеченность — вот что гораздо важнее финансов.
После того как машина была готова, планировались выезды на ней в парки столицы. Премьера самодельного Willys MB должна была состояться 9 мая прошлого года. Но Ваня заболел, и машина осталась дожидаться своего часа в гараже у тестя.
— Мы очень сильно расстроились тогда, — вспоминает Андрей. — Военная форма фронтовая была пошита на заказ для Ванечки. А тут отит. Но тогда мы почувствовали поддержку совершенно незнакомых людей, форумчан. Я на тот момент уже создал ветку про эту машину на специализированном форуме, где рассказывал про каждый этап создания. И вот мне стали приходить сообщения, люди сожалели, что нас не будет на празднике и мы не сможем увидеться. Поэтому мы решили во что бы то ни стало приехать ко Дворцу спорта в Минске на этом Willys 3 июля, когда отмечался День независимости.
Но и тут ждали первые разочарования. Андрея, Ивана и их Willys не хотели пропускать в центр города на площадку, где шло празднование, сотрудники милиции. Они крутили-вертели машину со всех сторон, восхищались ей, но принять решение на пропуск никто не решался…
— Назад дороги не было — я сыну обещание дал, что покатаемся на празднике. Поэтому я стал действовать решительнее. Попросил пригласить старшего от милиции или провести меня к нему. Надо отдать должное тем ребятам, они пригласили своего командира. Он тоже внимательно изучил все, попросил продемонстрировать машину в движении, чтобы убедиться, что все детали рабочие и не несут никакой опасности для окружающих, и разрешил нам пропуск на праздник. А на празднике нас уже ждали виртуальные знакомые, подходили и другие люди. Все восхищались машиной, а Ваня с гордостью рассказывал детям (да и взрослым) про свою машину.
Хотя были и казусы. Например, инспекторы ГАИ, увидев машину на площадке, в шутку порекомендовали пройти техосмотр и заплатить страховку. Сказали, что такой и на дороги общего пользования не стыдно выпускать. А еще детишки вырывались от бабушек или мам и бежали к машине Онищуков. А сопровождающие хватали малышей за руки и уводили подальше от электромобиля.
— Думали, что мы деньги у них попросим за фотографию возле Willys или за катание на нем. Но мы сразу поясняли: все бесплатно! Фотографируйтесь, катайтесь на здоровье — праздник ведь! Отбоя от детей не было, а друзей сколько у Вани появилось сразу! Но счастливые глаза моего сына — самая высокая оценка моего труда. Значит, не зря мы это сделали. Вместе с ним, кстати, он мой помощник!
Знаменитый Виллис, сделанный своими руками
Сегодня публикация о не совсем обычной машине, точнее о совсем необычной. Willys MB стал легендарным автомобилем не только для американской армии. Автор публикации воссоздал его сам практически из ничего. Да так, что теперь машина участвует в ретромероприятиях и многие не могут отличить ее от оригинала. Как говорит сам владелец, хотелось творить, но на это не было ни средств, ни сил. Но в один прекрасный момент.
В то время, когда все машины были советскими
Я рос и воспитывался в то время, когда автомобиль все-таки был еще роскошью, а не средством передвижения. Хотя и в 1980-е у нас было достаточно людей, которые могли спокойно купить, например, «Волгу» (ГАЗ-24) за 16 тыс. руб., хотя средняя зарплата тогда была где-то 150—180 руб. Это у рабочих. К рабочим я себя и отношу, и поэтому моей первой машиной в далеком 1990 году был «Москвич-408», с огромным ящиком деталей и запчастей. Но когда я воткнул в него мотор от 412-го, он исправно и даже в некотором роде шустренько бегал.
Потом были «Жигули», ну а дальше всякие дешевые, не в лучшем виде иномарки. Это я к тому клоню, что все виды ремонта я делал сам, поэтапно чему-то учась, в большинстве случаев на своих же ошибках.
Тогда еще по стране шла передача «Это вы можете» (по-моему, так она называлась, хотя могу и ошибаться). Суть в том, что там показывали автомобили. Красивые и не очень, разные. Но всех их объединяло одно — они были самодельные, не такие, как все. Словом, отличались! Они были как иномарки, как автомобили будущего и построены простыми людьми, в гаражах, сараях, а некоторые даже в квартирах. Как сейчас говорят, «на коленке». Так вот ко всему сказанному хочу добавить одно: видно, где-то в то время я и заболел всем этим. Хотелось творить, ух как хотелось.
Не получалось в силу обстоятельств того времени. Но где-то в году 2004-м я начал пробовать, в смысле просто в любое свободное от работы время крутить, варить, чертить, пилить и снова варить, пока это что-то не встало на колеса и не поехало. Но получился, на мой взгляд, ужас.
Источник