Самодельный вездеход-переломка 4х4, оснащенный мотоциклетным или автомобильным ? двигателем либо мотором от сельскохозяйственной техники, способен преодолевать глубокий снег и заболоченные участки леса. Шарнирное соединение секций рамы обеспечивает повышенную маневренность и проходимость на слабых грунтах. В конструкции используются детали от автомобилей, что дополнительно снижает стоимость постройки вездехода.
Что нужно для изготовления вездехода
Планируя изготовить вездеход своими руками, необходимо заблаговременно убедиться в наличии материалов, чертежей, а также соответствующего инструмента. Для большинства соединений, особенно рамы, рекомендуется использовать сварочный аппарат, что позволит гарантировать длительный срок службы и высокую прочность конструкции.
Материалы
В качестве основы для вездехода на шинах низкого давления может быть удобно использовать мотоблок, что позволит существенно сократить затраты и упростить процесс самостоятельной сборки. Потребуется найти сразу несколько элементов, без которых сооружение караката будет невозможным:
- рама подходящей формы и размеров;
- задний мост, который будет использоваться для монтажа задних колес;
- сидение для водителя, а также средства его защиты от грязи, осадков;
- осветительные приборы, которые потребуются для движения в темное время суток.
Подобного рода устройство является одноместным, однако при желании, можно установить дополнительные сидения.
Вездеход из УАЗа
Также следует убедиться в том, что мощность двигателя мотоблока, используемого в качестве основы для транспортного средства, достаточна для выбранной конструкции. Универсальными вариантами можно считать мотоблоки Нева, МТЗ, Угра, а также прочие отечественные изделия, у которых мощность мотора больше 10 л.с.
Также стоит заблаговременно позаботиться о системе охлаждения, поскольку при движении на малой скорости ветер не сможет понизить температуру мотора до приемлемых значений.
Чертежи
Изучив чертежи вездеходов на шинах низкого давления, мастер может внести в конструкцию будущего изделия свои изменения, что позволит адаптировать его для решения конкретных задач либо улучшить технические характеристики. Примером может служить редуктор, который позволит улучшить показатели крутящего момента.
Порядок изготовления
Планируя собрать самодельный болотоход, целесообразно убедиться в наличии всего необходимого, после чего придерживаться следующей инструкции:
- Сварить раму, используя металлопрофиль квадратного/прямоугольного сечения.
- При желании можно изготовить ломающуюся раму, что станет оптимальным вариантом для поездок по местности со сложным рельефом. Для этого потребуется использовать шкворень, а также независимую подвеску для переднего и заднего моста.
- Собрать задний мост, в качестве которого можно воспользоваться аналогичной деталью от старого автомобиля, например Москвич.
- Реализовать подвеску, используя амортизаторы, мост соединить с рамой посредством болтов.
- Установить на раму мотоблок.
- Разместить сидение.
- Закрепить защиту рамы из металла или пластика.
- Установить колеса, осветительные приборы.
Также конструкция модели может предполагать наличие тормозной системы, что актуально для транспортных средств, передвигающихся с большой скоростью. В этом случае удобнее всего будет использовать старый мотоцикл и установить тормоза на этапе монтажа колес.
Рама караката
Необходимые инструменты
В инструкциях по сборке вездеходов производители дают рекомендации по работе над монтажом изделия, подробные чертежи, последовательность операций. Они прилагают список инструментов, которыми можно изготовить самодельный транспорт:
- Набор автоинструментов.
- Механический захват для мелких деталей.
- Набор стамесок.
- Мини портативная гибкая светодиодная лампа.
- Шуруповерт.
- Дрель.
- Болгарка.
- Газовый паяльник.
- Бытовой сварочный аппарат.
- Компрессор.
- Краскопульт и др.
Снегоход на основе мотоблока, лыж и запчастей от велосипеда
Прицеп для лодки пвх: как сделать своими руками, чертежи, размеры
Сельскохозяйственные работы ведутся в летний сезон. Зимой двигатель простаивающего мотоблока подойдет на роль силовой установки вездехода для езды по сугробам, который можно собрать самому. С приходом весны он возвращается на место.
Схема снегохода
Предлагается трехколесная компоновка. Спереди вместо катка устанавливается сдвоенная лыжа. Кабина отсутствует, машина предназначена для кратковременных поездок.
Что потребуется
Используются следующие комплектующие:
- Велосипедная рама.
- Камеры от грузового автомобиля, например КамАЗ.
- Лыжи пластмассовые (2 шт.).
- Редуктор от старого скутера Honda DIO.
- Двигатель мотоблока.
- Цепи для передачи вращающего момента.
- Звездочки (2 шт.).
- Бензобак.
- Пара колес от инвалидной коляски.
- Металлическая бочка объемом 200 л.
- Стальной вал с подшипниками.
- Пожарный шланг или полоса брезента.
Применяются сварочный аппарат, болгарка и слесарные инструменты. Для фиксации некоторых узлов используются болты с гайками.
Алгоритм сборки
Постройка снегохода осуществляется в таком порядке:
- Спереди к раме прикручивают двигатель от мотоблока.
- Устанавливают на свое место сиденье.
- К валу редуктора приваривают звездочки. Затем крепят механизм под сиденьем.
- Надевают на звездочки цепи.
- В заднюю втулку вставляют вал. На нем фиксируют большую звездочку. Она нужна для увеличения тягового усилия.
- Изготавливают катки, закрепив на колесах от инвалидной коляски отрезанные от бочки ободья. Их диаметры совпадают.
- Крепят катки на валу, фиксируют болтами.
- Надевают на них шины от грузовика, обвязывают пожарным шлангом.
- Устанавливают велосипедный руль с вилкой, к ней крепят двойную лыжу. Элементы управления необходимо расположить под углом к поверхности земли, иначе снегоход не будет поворачивать.
- Устанавливают бензобак.
Машина преодолевает глубокий снег, легко взбирается на крутой склон. Заменив лыжи на понтон, можно превратить ее в вездеход-амфибию.
Как сделать гусеницу своими руками
Самодельные гусеничные мини-вездеходы: как сделать, чертежи и размеры, обзоры лучших самоделок
Для изготовления гусеничной ленты требуется подготовить комплектующие и инструменты:
- ленту от транспортера;
- металлический профиль прямоугольного сечения;
- крепежи;
- сварочный агрегат;
- оборудование для обрезки деталей (например, болгарку);
- электрическую дрель;
- гаечные ключи;
- молоток;
- приспособление для установки металлических элементов в резиновую ленту.
Общий алгоритм изготовления движителя:
- Нарезать металлический профиль на отрезки, соответствующие ширине будущего движителя.
- Деформировать элементы на оправке, добиваясь формирования зацепов на концах.
- Приварить на кондукторе наклонные упоры, предотвращающие сход гусеницы при движении с опорных катков.
- Прикрепить сваркой к внешней стороне отрезок арматуры, повышающий проходимость на зыбком грунте.
- Разрезать эластичное полотно на симметричные полосы, ширина отрезка определяется на стадии проектных работ.
- Просверлить или пробить в резиновом полотне отверстия, через которые крепятся металлические детали.
- Просверлить в звеньях отверстия для фиксации к резиновому основанию.
- Прикрепить звенья болтами, предусматривая установку металлической прокладки.
- Соединить концы полученного движителя стальными накладками и винтами с гайками, а затем установить конструкцию на вездеход.
- Отрегулировать положение натяжного ролика и проверить работоспособность машины. При обнаружении повреждений провести доработку и усилить конструкцию.
Чертежи
Перед тем как изготовить движитель, необходимо разработать чертежи будущей конструкции. В схеме учитываются точки установки опорных катков и ведущего колеса. Необходимо сделать натяжитель с дополнительным катком, который позволяет компенсировать растяжение ленты из резины или композита в процессе работы. Если планируется использование ведущего колеса с цевочным зацеплением, то прорабатывается конфигурация треугольных выступов, которые будут контактировать с соответствующими окнами в гусеничной ленте.
Как сделать самодельный колесный вездеход
Как сделать сабвуфер своими руками в машину: чертежи, фото, видео
Пример чертежа вездехода на шинах низкого давления
Есть смысл оснастить базовый агрегат понижающим редуктором. Причина в том, что лучшие показатели по крутящему моменту бензиновые и дизельные двигатели имеют при частоте вращения коленчатого вала примерно в 75-85% от максимальной.
Рама вездехода
Пример чертежа рамы-переломки
Между передним и задним мостами создается рама. В основу лучше использовать профильные трубы прямоугольного или квадратного сечения. Они обеспечивают большую жесткость, чем катаные уголки, швеллеры и двутавры той же массы.
Стыковка элементов рамы колесного вездехода может быть жесткой, тогда он будет сформирован в однообъемном формате. При использовании тяжелых мотоблоков «Нева» или МТЗ такой вариант станет предпочтительным.
Как вариант, изготавливают ломающуюся раму (переломка), вариант используется для местностей со сложным профилем. Здесь сочленение выполняется через шкворень. Передний и задний мосты имеют независимую друг от друга подвеску. Такие вездеходы мастера создают на базе мотоблоков «Нева» и «Угра».
Задний мост и подвеска самодельного вездехода
Некоторые самодельщики для упрощения конструкции используют готовый задний мост от легкового автомобиля. Например, от автомобиля «Москвич-412»: его небольшая масса позволяет выполнить монтаж на легком вездеходе. Подвеска выполняется на амортизаторах для плавного хода и пониженной вибрации.
Другие мастера делают независимую подвеску на каждое заднее колесо. Такой подход реализован на мотороллере «Муравей». При движении ощущается небольшое раскачивание, в то же время колеса испытывают меньшее сопротивление на неровностях, заметно снижается расход топлива.
Соединяют задний мост с рамой длинными закаленными болтами. Для эластичного сочленения применяют резиновые вставки, например, сайлентблоки. Это улучшает эксплуатационные характеристики вездехода на базе мотоблока.
Колеса (камеры низкого давления)
Чтобы двигаться по влажному и зыбкому грунту можно применить грунтозацепы. Они обеспечивают высокое сцепление. Еще лучше ведут себя камеры низкого давления большого диаметра. Пневматики имеют минимальное давление на грунт, а наличие воздуха, заключенного в камерах вездехода, позволят создать плавающий вездеход.
Для установки на заднем мосту используют самодельные или специальные колеса для вездеходов, болотоходов и снегоходов. Приобретают их в сборе или отдельными элементами: покрышка, камера, диск. Собирается колесо просто.
- Самодельные диски под пневматики изготовляются путем сваривания обычных дисков и крепежных пластин с помощью металлических трубок. Такое расширение необходимо для того, чтобы подогнать небольшой диаметр автомобильного диска под большие камеры и лучшей их фиксации.
- На специально расширенный диск надевается большая камера – либо фирменная, либо от других агрегатов (ГАЗ 53, Урал, Камаз или другой грузовик, авиационная камера и т.п.).
- В отверстие диска выводится воздушный клапан.
- Колесо накачивается воздухом.
- Получившиеся шины устанавливаются на вездеход самоделку.
Увеличить проходимость обычного колес на камерах низкого давления можно, создав дополнительный протектор. Например, дополнительно закрепить камеры цепями, транспортерной лентой, самодельными траками или другим способом.
Другой вариант – вырезать из покрышки накладной грунтозацеп. Глубина зацепа конструкции достигает более 20-25 мм. Сопротивление перекатыванию увеличивается, в то же время резко снижается коэффициент буксования.
Сборка самодельного вездехода из мотоблока
Когда все инструменты, запчасти и комплектующие будут подготовлены, можно приступать к сборке. Это примерный план, как собрать самодельный вездеход, все зависит от выбранной конструкции.
- На сваренную или готовую раму устанавливается мотоблок.
- Монтируется задний мост и, если нужно, передний.
- На раме размещается сидение.
- Если предусмотрено чертежом и схемой, выполняется монтаж рулевого управления.
- К раме крепится защита, ее изготавливают из пластика или металлического листа.
- Будущий водитель должен опробовать удобство посадки, при необходимости предусматривают вспомогательные приспособления для регулировки посадки.
- Проверяется работоспособность тормозов.
- Устанавливаются электрические цепи и осветительные приборы.
После завершения стендовых испытаний приступают к полевым. Нужно знать, как ведет себя машина в сложных условиях.
Самодельный вездеход из готового мотоблока
Данный агрегат имеется во многих домашних хозяйствах. Универсальный механизм используется для решения целого ряда задач в зависимости от того, какое установлено сменное оборудование: отвал для расчистки дорог от снега, культиватор, плуг, мульчер и т.д. Внеся небольшие изменения в конструкцию, можно превратить сельскохозяйственное приспособление во внедорожник.
Необходимые элементы
Желающему сделать каракат из мотоблока своими руками потребуются:
- Уголок.
- Круглая и профилированная труба.
- Камеры от грузового автомобиля, например ГАЗ-53.
- Колесные диски от легковой машины ВАЗ.
- Рулевая колонка.
- Ступицы.
- Болты с гайками, саморезы.
- Арматурные стержни, стальная проволока.
Кроме слесарных инструментов, понадобятся сварочный аппарат, болгарка и дрель.
Каждый комплект сопровождается спецификацией, что упрощает подготовку материалов и оценку финансовых затрат.
Создание каркасной рамы
Прямоугольный остов собирается из профилированной трубы, усиливается уголком. Заготовки соединяют при помощи сварки. Следует точно выдержать указанные в чертежах размеры, чтобы в конструкции не было перекосов.
Если остов делают из 2 частей с поворотным кулаком между ними, то ригели задней сводят к месту перелома в виде треугольника. Это позволит увеличить угол поворота.
Блок двигателя
К раме приваривают толстую стальную пластину с предварительно высверленными отверстиями. К ней прикручивают силовую установку от мотоблока.
Рядом с мотором размещают генератор и аккумулятор.
Сборка ходовой части
Для установки резины от ГАЗ-53 требуются колеса увеличенного диаметра.
Их изготавливают в такой последовательности:
- К дискам от автомобиля ВАЗ равномерно по всей окружности приваривают 6-8 отрезков профилированной трубы, уложенных поперек (параллельно оси).
- На концы тяг наматывают арматуру в виде кольца и закрепляют сваркой.
- Во внутреннее пространство кругов помещают несколько концентрических колец, изготовленных из проволоки. Всех их объединяют в цельную конструкцию посредством спиц, ориентированных от центра колеса к краю. Точки пересечения круглых и лучевых деталей проваривают.
На получившиеся катки надевают шины от грузовика.
Далее выполняют действия:
- Крепят на раме трансмиссию от «Жигулей».
- Собирают задний мост и рулевой механизм.
- Устанавливают тормозной барабан от мотоцикла «Восход».
- Крепят колеса.
Давление в шинах подбирают опытным путем.
Финальный этап
В конце процедуры металлическую раму внедорожника ошкуривают, грунтуют и красят. Спереди прикручивают фару для езды в ночное время.
Каракат «переломка» своими руками
Особенность такой конструкции состоит в её оснащении основаниями в виде стальных рам, соединённых шарниром. Переломный узел обеспечивает вездеход возможностью маневрировать при езде. В самодельных агрегатах такого типа редко используются отклоняемые колёса и стандартное рулевое управление.
«Переломка» может быть сделана самостоятельно. Для этого потребуются чертежи с нужной моделью вездехода, которые можно создать самому или же использовать те, что были разработаны другими людьми, а также место, где будут проводиться работы по монтажу. Стоит отметить, что во время сборки может быть необходимым доработать получившуюся конструкцию, так как чертёж редко может учесть все возможные особенности используемых узлов и деталей. В приведённой ниже инструкции описаны этапы по сооружению «переломки» своими руками.
Изготовить раму
Для того чтобы изготовить раму, необходимо использовать стальной профиль, куски которого скреплены сваркой. В этом процессе нужно учитывать размеры двигателя и трансмиссии. При изготовлении рамы также потребуется установить точки, на которых будет осуществляться крепление узлов. Рама должна выдерживать массу всего оборудования, установленного на неё, а также вес дополнительных нагрузок, например, когда вездеход будет передвигаться по заболоченной или заснеженной местности.
На раме необходимо наличие торцевых пластин, в которых находятся отверстия для того, чтобы закрепить подвижный кулак – внутри него происходит проведение карданного вала. Благодаря этому снижаются риски повредить привод во время движения. Полурамы должны быть обеспечены точками для того, чтобы установить мосты с усилителями. Последним этапом работы с рамой является зачистка от признаков коррозии и покрытие кислотным грунтом – он защитит раму от дальнейшего её появления.
Установить коробку и мосты
Коробку нужно прикрепить к силовому агрегату или же произвести отдельную установку. Раздаточный вал и коробка передач требуют того, чтобы их устанавливали на подушках, имеющих резиновые вкладыши – это позволит понизить уровень вибрации. Мосты следует расположить на кронштейнах, после чего закрепить с помощью гаек и стремянок. Не стоит приваривать детали, так как это может привести к изгибам и повреждениям полуоси. Что касается карданных валов, то их следует подрезать, после чего соединить трубу и шарниры с использованием контактной сварки.
Окрасить
Окрашивайте ударостойкой краской, предназначенной для металлических конструкций. Все детали, не подлежащие покраске, должны предварительно закрываться скотчем. Панели кузова с внешней стороны можно окрасить автомобильной краской: некоторые используют алюминиевые листы, которые не подлежат гниению при воздействии природных явлений.
Установить силовой агрегат
Силовой агрегат должен находиться в передней части конструкции. Если в сооружении используется жидкостное охлаждение, то должно быть место для того, чтобы произвести монтаж радиатора. После его крепления на раме необходима установка топливного бака – он должен соединяться как с механическим насосом, так и с магистралями.
Установить колёса
Вездеход нужно обеспечить четырьмя колёсами с шинами низкого давления – они должны быть обработаны с помощью абразивного инструмента. Из шины предварительно необходимо извлечь стальной корд – это уменьшит вес и увеличит эластичность. Трубку с ниппелем следует вывести на боковую сторону диска, а затем закрыть съёмным щитком из стали. После того, как работа по сборке завершена, потребуется проверить вездеход и при необходимости доработать конструкцию.
Комплектация и цены
Несмотря на то, что сама по себе конструкция вездехода достаточно проста, в ней совсем не т сложных или дорогих деталей, стоит он немало — около $100000. Это цена неплохой квартиры в пригородах Москвы или хорошего коттеджа в посёлке там же. Поэтому доступен он далеко не всем. Многие говорят, что именно такую цель и преследует высокая цена — чтобы им владели только избранные и могли похвастаться перед другими.
Всего существует две модели данного вездехода — Шерп и Шерп-пикап.
К вездеходу можно купить автомобильный прицеп, на котором его легко транспортировать, прицепив к фаркопу легковушки, возимый прицеп для самого вездехода, волокушу, которая может служить и лодкой, и прицепом, различные комплекты ЗИП и много других вещей. Шерп отличается от Шерп-пикап тем, что первый имеет монолитный кузов, второй — съёмную заднюю часть салона. В результате на нём можно перемещать негабаритный груз, который не помещается в салон через дверь.
Как собрать болотоход
В качестве рамы могут использоваться детали мототранспорта, автомобиля, другая самодельная конструкция. Подвеску можно ставить готовую или сделать ее самостоятельно, в последнем случае транспорт будет соответствовать необходимым требованиям комфорта и проходимости.
Двигатель
Выбирая двигатель, важно учитывать его мощность и размер конструкции. Качеством и универсальностью отличаются двигатели «Лифан», часто вездеходы собирают на их базе
Для сборки машины можно использовать следующие виды моторов:
- От мотоцикла. Подойдет для транспортного средства небольшого размера. Такой двигатель требует хорошего охлаждения, может не справиться с большой нагрузкой.
- Автомобильный. Часто для сборки используются двигатели автомобилей «ЗАЗ». Они характеризуются высокой мощностью, тяговыми возможностями, выдерживают нагрузку даже в экстремальных условиях. Подойдут двигатели и от других марок автомобилей, но их применение может быть затруднено из-за отсутствия воздушного охлаждения.
- От трактора или мотоблока. Эти модели соответствуют необходимым требованиям для установки на болотоход.
Перед монтажом двигателя нужно убедиться, что устройство прошло капитальный ремонт. Также необходимо позаботиться об электропроводке, системе трансмиссии, отводе отработанных газов. Возможна установка механической или автоматической коробки передач.
Чертежи
Составление чертежей в различных проекциях — первый и важный этап в изготовлении конструкции. Любая неточность сделает работу напрасной. При отсутствии опыта для разработки конструкторского документа рекомендуется доверить этот процесс профессионалу.
Ходовая часть
Качество изготовления повлияет на комфорт при передвижении и проходимость машины. При сборке используются металлические трубы и листы, уголки
Важно учесть качество металла, влияющее на срок службы вездехода
Могут устанавливаться сцепные или сочлененные конструкции. Ломающаяся рама сложнее в реализации, но увеличивает характеристики проходимости.
Гусеница или шины
Чаще на самодельные болотоходы устанавливают шины, это связано с легким монтажом и доступностью деталей. Влияющие на выбор факторы:
- Гусеницы — более сложный тип конструкции, однако имеют больше преимуществ при перемещении в труднодоступных местах. К минусам можно отнести большой расход топлива у гусеничных машин. Все детали придется собирать вручную, т.к. на заводах такие ходовые части практически не выпускаются.
- Болотоходы на шинах низкого давления — более реалистичный и выполнимый вариант. Времени и средств на сборку тратится меньше, такая ходовая часть технически проще, не возникает проблем с приобретением запасных элементов.
Выбор между шинами и гусянкой зависит от назначения машины и личных предпочтений.
Как изготовить колеса для болотохода своими руками
Нужно подготовить покрышки от грузового транспорта. Их следует вымыть и просушить. Дальнейшие действия:
- Сделать надрез и вытянуть проволочный корд с помощью пассатижей. Белым маркером нанести рисунок (орнамент «елочка»).
- Строительным ножом сделать надрезы по периметру рисунка. Ободрать отслоившуюся резину, используя лебедку.
- Отшлифовать поверхность получившейся камеры.
- Для создания шинного каркаса сварить диски с пластинами, отшлифовать. Надеть на каркас камеру, подкачать.
Для повышения проходимости колеса можно оснастить цепями.
Как сделать прицеп
Изготовление прицепа позволит перемещать грузы. Для этой цели подойдет простая конструкция. Ее можно собрать из металлического уголка, подойдут и элементы с мотоблока. Для фиксации используется сквозной штырь с нижним замком.
Модификации Шерпа
Самоходная машина выпускается в нескольких модификациях:
- Sherp Pro — имеет легкий алюминиевый кузов, окрашенный в цвет хаки или черно-оранжевый, с люком на крыше. Модель имеет улучшенную вентиляцию двигателя и оцинкованную раму.
- Sherp Pickup — эта версия имеет конструкцию кузова типа «Пикап».
- Sherp Max — версия выпускается только по спецзаказу. Имеет увеличенный на 20 см кузов и 6-ступенчатую механическую коробку передач.
Производитель рекомендует покупать 2 распространенные версии машины.
Стандартная сборка
В стандартную версию модели входят:
- тканевый тент;
- 3 аккумуляторные батареи;
- галогенная оптика;
- ящики-рундуки;
- утепленный и изолированный от шума моторный отсек.
В стандартной комплектации кузов имеет качественное полимерное покрытие.
Кунг
За доплату комплектация может быть дополнена жестким кунгом, который защищает мягкий салон и обеспечивает хорошую теплоизоляцию.
Изготовление своими руками
При всем разнообразии изготавливаемых на заводах вездеходов довольно многих людей они не удовлетворяют. Выходом становится изготовление самодельных аппаратов. Ориентироваться вполне можно на конструкцию «Улан-3», подготовленную одним из российских энтузиастов — Александром Улановым. Для работы понадобятся только отечественные части, за одним исключением — вездеход собирают с двигателем Lifan. Оптимальная мощность привода — 22 л. с.
Гусеницы подготавливают из резиновой ленты транспортера. Чтобы сделать траки, применяют стальные уголки, части гусеницы соединяют при помощи металлической петли. Коробку передач берут от «Урала». Рекомендовано использование планетарного тормоза, имеющего число передачи 4. Общая масса конструкции достигает примерно 650 кг. Можно ориентироваться и на такой чертеж вездехода, в котором:
- ширина гусениц составляет 26 см;
- расстояние между гусеницами равно 80 см;
- высота составляет 159 см.
Вполне возможна постройка гусеничного вездехода даже из «Муравья». Начинают работу, убирая все излишнее. Раму можно соорудить просто из подручных материалов. Лапки выставляют максимально тщательно, чтобы избежать нежелательных эффектов
Особенное внимание стоит уделить вариатору, потому что его использование вызывает определенные проблемы у любителей самодельного транспорта, порой рекомендуют вовсе заменять этот аппарат на «звездочку»
Но чтобы делать все четко, нужна всегда грамотная схема сборки. Ее можно взять в готовом виде, если планируется использовать чью-то конструкцию, или составить самостоятельно — а вот обойтись без нее нельзя. За основу стоит брать конструкцию вездехода «Парма». Его линейные габариты составляют 250х175 см. Поворот производится с помощью дифференциала, имеющего задний мост.
Мотор берут бензиновый, с 2 цилиндрами, с величиной цилиндров 690 мм3. Применяется ременный вариатор и КПП с 5 ступенями. Задний классический мост берут от «Жигулей». Колеса меняют на звездочки, выполняющие роль ведущих колес для гусеницы. Вполне можно брать бывшую в употреблении балку. Ее проверяют на прямоту, отрезают лишнее и зачищают. Чистка проводится с помощью лепестковых кругов. Целесообразно применять полуоси заводского изготовления, однако, подшипники лучше заменить
Подбирая ленту, очень важно ориентироваться на ее прочность
Еще один возможный вариант устроен так:
- длина 2,9 м;
- ширина 1,5 м;
- мотор и КПП от ВАЗ 2108;
- кормовой мост от классических «Жигулей»;
- траки на базе металлического швеллера.
Кроме листового металла и профильной трубы, для сборки понадобятся швеллер и лента для конвейеров. Толщина этой ленты, применяемой для гусениц, составляет в норме 13 мм. Остов (каркас) изготавливают по «лодочному» типу. Ведущие звездочки получают, переделывая колесные диски. Металлические профили могут гнуться, и их обязательно нужно усиливать.
Некоторые любители самодельных конструкций предпочитают брать корпуса от ЗАЗ-968. В этом случае КПП, привод и мосты берут обычно с автомобилей ВАЗ разных моделей. Рекомендуется использовать автоматические редукторы с понижением. В моделях бюджетного класса можно обойтись тормозами, воздействующими только на одну сторону. Ступицы чаще всего берут с ВАЗ 2108. Особо простой гусеничный вездеход делают даже вовсе без всяких чертежей. Разумеется, для этого нужен уже определенный опыт. Раму варят из труб квадратного сечения. Кузов обваривают листовым металлом.
В следующем видео вас ждет презентация гусеничных вездеходов Riptide.
Технические характеристики
В этом разделе и далее представлены лучшие автосамоделки. Названия моделей можно использовать для поиска дополнительной информации в интернете. Авторы изобретений публикуют чертежи, советы по сборке отдельных узлов.
В следующем перечне приведены технические характеристики колесного вездехода ДИФ, созданного петербургским инженером А. Гаргашьяном:
- размеры (длина, ширина и высота), см — 340х250х230;
- дизельный мотор — Kubota V1505-t (Япония);
- количество цилиндров — 4;
- мощность, л. с — 44;
- рабочий объем, куб. см — 1498;
- скорость (максимальная/на воде/с прицепом), км/ч — 45/6/33;
- угол преодолеваемого подъема, градусов — до 35;
- грузоподъемность, кг — 1000;
- клиренс, мм — 600;
- сухая (предельно допустимая) масса, кг — 1300 (2450).
На базе конструкторской документации по согласованию с автором освоен выпуск серийной модели «Шерп».
Виды самодельных вездеходов
Легкие вездеходы, которые также называют каракаты на шинах низкого давления, пользуются высочайшим спросом, поскольку они отлично подходят для передвижения по бездорожью. Они выгодно отличаются от стандартных внедорожников, поскольку способны перемещаться при полном отсутствии дорожного покрытия в условиях пересеченной местности. Подобные изделия отличаются простой конструкцией и широкими функциональными возможностями, что делает их идеальным транспортным средством для использования в труднодоступных областях страны. Существует сразу несколько разновидностей подобного рода изделий, что позволяет каждому выбрать для себя оптимальный вариант. Среди них целесообразно упомянуть:
- пневмоходы лодочного типа, которые отличаются доступной стоимостью и простейшим устройством. Снабжаются силовым агрегатом подвесного типа, что позволяет им осуществлять передвижения по водоемам небольших размеров;
- гусеничные изделия, отлично подходящие для передвижения по болотам и водоемам с большим количеством растительности. Изготовить подобную конструкцию значительно сложнее, поскольку для этого потребуется подобрать подходящий гусеничный привод;
- болотоходы на шинах низкого давления — самый простой в изготовлении и перспективный тип, который может быть создан из подручных материалов с минимальными затратами.
Вездеходы пользуются популярностью для езды по заболоченной местности
Поскольку последняя разновидность является наиболее простой в сборке, целесообразно ознакомиться с ней подробнее. Подобные вездеходы работают по одинаковому принципу, предусматривающему использование колес большого размера для передвижения по бездорожью. Существует сразу несколько подвидов каракатов данной разновидности. Среди них следует отметить:
- полноприводные модели, предусматривающие использование КПП и ходовой от автомобилей. Отличается наличием полного привода, а также герметичным корпусом, изготовленным на основе лодки;
- трициклы — изделия с 3 колесами, собирается на основе ненужных мотоцикл, чаще всего отечественного производства;
- вездеход из мотоколяски — предполагает размещение силового агрегата под сиденьем, в качестве основы используется мотоколяска, а также детали автомобиля;
- модели, где основой выступают легковые транспортные средства либо квадроциклы.
Крайне важно перед изготовлением определиться с разновидностью вездехода, его моделью, а также раздобыть подходящие чертежи, что позволит не допустить ошибок в процессе самостоятельной сборки
Характеристики вездехода
Реальные характеристики вездехода на шинах низкого давления напрямую зависят от используемых узлов и элементов, а также разновидности устройства. Настоятельно рекомендуется использовать силовые агрегаты достаточной мощности, что позволит без каких-либо проблем преодолевать даже сложные препятствия.
Какими бывают самоделки
На стадии подготовки следует решить, будет ли техника эксплуатироваться на дорогах общего пользования.
В этом случае необходимо получить регистрационные документы и государственные номерные знаки в ГИБДД по стандартной процедуре.
Транспортное средство должно соответствовать действующим нормам безопасности, что подтверждается результатами сертификационных испытаний.
Самособранные вездеходы для передвижения по бездорожью можно зарегистрировать в Гостехнадзоре по следующей схеме:
- разрабатывают технические условия;
- собирают документы, подтверждающие права на силовой агрегат и другие функциональные узлы;
- проходят процедуру сертификации в специализированном предприятии.
Собранные документы передают для оформления паспорта самоходного транспортного средства. Отсутствие регистрации наказывается штрафом — от 1500 до 2000 руб. для физлиц.
Если не учитывать официальных требований нормативов безопасности, изготовитель самоделки вправе применять любые конструкторские решения:
- установить 10 колес или выбрать классическую формулу 4х4;
- вместо механической КПП — поставить комфортный автомат.
Высокой проходимостью отличаются вездеходы, оснащенные шнекороторными движителями.
Однако на практике чаще всего применяют 2 схемы внедорожников:
- на гусеницах;
- на пневматиках — шинах с пониженным давлением.
Для удешевления проекта и простоты обслуживания самоделку оснащают механической коробкой переключения передач, простыми приборами контроля. При создании чертежей рекомендуется объективно оценивать собственные знания и навыки, чтобы исключить ошибки вместе с чрезмерными затруднениями в процессе сборки.
На гусеничном ходу
Транспортные средства этой категории отличаются:
- хорошей проходимостью;
- ограниченными скоростными характеристиками;
- увеличенным потреблением топлива;
- сложностью изготовления.
Гусеницы подходят для оснащения тяжелого вездехода с большой грузоподъемностью.
На шинах низкого давления
Типичный колесный снегоболотоход — легкая конструкция, которую несложно собрать самому при наличии слесарных навыков. Для основы конструкции можно взять раму и двигатель дорожного мотоцикла. Штатную вилку удлиняют. При отсутствии кабины и других сложных дополнений постройка подобного транспортного средства будет выполнена за несколько месяцев при минимальных затратах.
Выбор типа болотохода
Главным назначением машины является преодоление заболоченных участков и мелководья, а также выполнение технологических операций в сложных условиях. Существуют несколько типов болотоходов, отличающихся конструктивными особенностями.
Болотоход на шинах низкого давления
Машины такого типа отличаются высокой мощностью двигателя, универсальностью системы подвески. Колеса низкого давления обладают пластичностью, обеспечивают амортизацию, что снижает вероятность проколов.
Это лучший вариант для передвижения по вязкому грунту, песку, каменистой поверхности, воде. Существуют варианты с различным приводом, например, 4х4 или 4х2.
Лодка болотоход
Без такого транспортного средства не обойтись при рыбной ловле или охоте на водоемах. Конструкция лодки рассчитана на преодоление заболоченных мест, растительности, подводных препятствий (водоросли, тина, ил, коряги, каменистая отмель).
Главной особенностью является мощный тяговый двигатель, крепящийся на свободной подвеске (при самостоятельной сборке важную роль играет установка дейдвуда соответствующей длины). Корпус таких моделей отличается прочностью и долговечностью.