Обзор инструментов для беспокрасочного ремонта вмятин

Бес­по­кра­соч­ный ремонт вмя­тин (Paintless Dent Repair — PDR) — это тех­но­ло­гия ремон­та вмя­тин кузо­ва при сохра­не­нии ори­ги­наль­но­го лако­кра­соч­но­го покры­тия авто­мо­би­ля. Спе­ци­а­ли­сты бес­по­кра­соч­но­го ремон­та исполь­зу­ют раз­лич­ные PDR инстру­мен­ты для воз­дей­ствия на вмя­ти­ну с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли кузо­ва, либо вытя­ги­ва­ют её с лице­вой сто­ро­ны кле­е­вой систе­мой, либо ком­би­ни­ру­ют оба спо­со­ба. Допол­ни­тель­но при­ме­ня­ют­ся спе­ци­аль­ные про­бой­ни­ки и молот­ки для про­сту­ки­ва­ния и опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей металла.

В этой ста­тье мы рас­смот­рим, какие инстру­мен­ты исполь­зу­ют­ся для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин авто­мо­би­лей, их харак­те­ри­сти­ки и спо­со­бы применения.

Содер­жа­ние статьи:

  • Инстру­мен­ты PDR
  • PDR крюч­ки (PDR rods)
  • Плос­кие инстру­мент, рес­со­ры (Flat Bar)
  • Инстру­мен­ты со смен­ны­ми наконечниками
  • Молот­ки, гла­дил­ки и под­держ­ки (кон­тро­по­ры) для ремон­та вмятин
  • Про­бой­ни­ки (кер­ны, битки)
  • Кле­е­вая система
  • Пнев­ма­ти­че­ская при­сос­ка для вытя­ги­ва­ния (suction cup puller)
  • Вспо­мо­га­тель­ные аксессуары
  • Осве­ще­ние PDR
  • Ком­плек­ты инстру­мен­тов PDR
  • Какой инстру­мент выбрать для ремон­та кон­крет­ной вмятины?
  • Брен­ды PDR инструментов

Инструменты PDR

Пер­вые коман­ды масте­ров PDR нача­ли фор­ми­ро­вать­ся в отде­лах кон­тро­ля каче­ства авто­ги­ган­тов. Им нуж­но было создать необ­хо­ди­мые инстру­мен­ты для успеш­но­го выправ­ле­ния мел­ких вмя­тин, кото­рые ино­гда обра­зо­вы­ва­лись при про­из­вод­стве и сбор­ке авто­мо­би­лей. Пер­во­на­чаль­но эти инстру­мен­ты были само­дель­ны­ми. Их пере­де­лы­ва­ли из суще­ству­ю­щих инстру­мен­тов “жестян­щи­ков”, а так­же изоб­ре­та­ли новые уни­каль­ные при­спо­соб­ле­ния и со вре­ме­нем усо­вер­шен­ство­ва­ли их. Може­те более подроб­но про­чи­тать про воз­ник­но­ве­ние тех­но­ло­гии бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин в ста­тье “исто­рия воз­ник­но­ве­ния тех­но­ло­гии PDR”.

Само­дель­ные инстру­мен­ты для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин исполь­зо­ва­лись мно­го лет назад пер­вы­ми спе­ци­а­ли­ста­ми PDR.
Тех­но­ло­гия PDR была зна­чи­тель­но улуч­ше­на за послед­ние 15 лет. Сей­час ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные масте­ра PDR могут выправ­лять без покрас­ки доста­точ­но слож­ные вмя­ти­ны. Это воз­мож­но бла­го­да­ря ассор­ти­мен­ту совре­мен­ных инстру­мен­тов, а так­же эла­стич­но­сти совре­мен­ных лако­кра­соч­ных покрытий.

В насто­я­щее вре­мя суще­ству­ет мно­же­ство про­из­во­ди­те­лей, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют боль­шой ассор­ти­мент инстру­мен­тов и аксес­су­а­ров для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмятин.

Инстру­мен­ты PDR мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать по дизай­ну и по при­ме­не­нию (пред­на­зна­че­нию).

По дизай­ну инстру­мен­ты могут отли­чать­ся изги­бом (оди­нар­ный, двой­ной, трой­ной изгиб, либо более слож­ные фор­мы), фор­мой кон­чи­ка, дли­ной, диа­мет­ром инстру­мен­та, фор­мой и кон­фи­гу­ра­ци­ей ручки.

По при­ме­не­нию инстру­мен­ты мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать, в зави­си­мо­сти от того, на каких пане­лях кузо­ва они исполь­зу­ют­ся или какое дей­ствие выпол­ня­ют. К при­ме­ру, клас­си­че­ские крюч­ки (или стерж­ни, от англ. rod) пред­на­зна­че­ны для рабо­ты в откры­тых, доста­точ­но доступ­ных местах, таких как кры­лья, кры­ши, багаж­ни­ки, капо­ты. Они рабо­та­ют, выпол­няя нажим с обрат­ной сто­ро­ны вмя­ти­ны. Дру­гой при­мер — это инстру­мен­ты с нако­неч­ни­ком «кито­вый хвост». Такой инстру­мент, в про­ти­во­по­лож­ность клас­си­че­ским крюч­кам исполь­зу­ет­ся в труд­но­до­ступ­ных узких местах и рабо­та­ет за счёт скру­чи­ва­ю­ще­го дей­ствия. Кро­ме того, масте­ра PDR исполь­зу­ют спе­ци­аль­ные отра­жа­ю­щие пане­ли для точ­но­го «счи­ты­ва­ния» вмя­тин, све­то­ди­од­ные лам­пы и кле­е­вую систе­му для вытя­ги­ва­ния вмя­тин. Для выправ­ле­ния раз­ных вмя­тин может потре­бо­вать­ся исполь­зо­ва­ние несколь­ких инстру­мен­тов. Чем боль­ше инстру­мен­тов в вашем рас­по­ря­же­нии, тем боль­ше сво­бо­ды дей­ствий и гиб­ко­сти Вы буде­те иметь для ремон­та кон­крет­ной вмятины.

Далее мы по поряд­ку рас­смот­рим раз­лич­ные инстру­мен­ты, кото­рые при­ме­ня­ют­ся для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин, а так­же необ­хо­ди­мые аксессуары.

PDR крючки (PDR rods)

Крюч­ки PDR — явля­ют­ся основ­ны­ми инстру­мен­та­ми, кото­рые запол­ня­ют ящик с инстру­мен­та­ми масте­ра. Раз­лич­ные по фор­ме и раз­ме­рам, они исполь­зу­ют­ся на каж­дой пане­ли авто­мо­би­ля. Боль­шин­ство масте­ров исполь­зу­ют жёст­кий крю­чок (или стер­жень – англ. rod) дли­ной 120 см для всех откры­тых, доста­точ­но доступ­ных мест, таких как кры­ши, капо­ты, крыш­ки багаж­ни­ка, кры­лья. Более корот­кие вер­сии таких же крюч­ков исполь­зу­ют­ся для две­рей. Крюч­ки могут обес­пе­чить ста­биль­ный и очень кон­тро­ли­ру­е­мый нажим для подъ­ёма металла.

Крюч­ки отли­ча­ют­ся дли­ной (от 40 см до 2 м), изги­ба­ми, диа­мет­ром и фор­мой нако­неч­ни­ка. Луч­ше иметь набор раз­ных крюч­ков, из кото­ро­го со вре­ме­нем мож­но выбрать для себя наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ные для работы.

Неко­то­рые ком­па­нии по про­из­вод­ству инстру­мен­тов PDR созда­ют крюч­ки с пово­рот­ны­ми руч­ка­ми (ratchet handle pdr tools). Это отлич­ное допол­не­ние, пото­му что мастер может исполь­зо­вать один инстру­мент для раз­ных пози­ций и при­ла­гать раз­ную силу на рычаг. Быва­ют крюч­ки со смен­ны­ми нако­неч­ни­ка­ми, что дела­ет один инстру­мент более уни­вер­саль­ным и эко­но­мит место в ящи­ке или сум­ке с инструментами.

Двер­ные крюч­ки PDR (PDR door hooks)

Двер­ные крюч­ки исполь­зу­ют­ся для рабо­ты с двер­ны­ми повре­жде­ни­я­ми сквозь зазор меж­ду стек­лом две­ри и пане­лью, поз­во­ля­ют выправ­лять вмя­ти­ны без необ­хо­ди­мо­сти сни­мать обшив­ку. Двер­ные крюч­ки име­ют раз­ные углы изги­ба (от 90 до 180 гра­ду­сов) и раз­ную дли­ну, узкий кон­чик для луч­шей про­хо­ди­мо­сти. Для удоб­ства рабо­ты и уве­ли­че­ния функ­ци­о­на­ла двер­ные крюч­ки могут иметь пово­рот­ную ручку.

Дан­ные крюч­ки в основ­ном исполь­зу­ют­ся в верх­ней части дверей.

Бра­со­вый инстру­мент (англ. brace — ско­ба, распорка)

Инстру­мен­ты для исполь­зо­ва­ния под уси­ли­те­ля­ми пане­лей. Быва­ют вер­сии под левую и пра­вую руку. Сде­ла­ны так, что­бы мак­си­ми­зи­ро­вать дося­га­е­мость и мини­ми­зи­ро­вать появ­ле­ние воз­вы­шен­но­стей от исполь­зо­ва­ния инстру­мен­та. Дан­ный инстру­мент часто при­ме­ня­ет­ся для ремон­та вмя­тин от града.

Крюч­ки в виде серпа/косы (Dent Reaper)

Этот тип крюч­ков доста­точ­но новый. Инстру­мен­ты в виде серпа/косы (Dent Reaper) обес­пе­чи­ва­ют силь­ный нажим, не сги­ба­ют­ся и име­ют ост­рые нако­неч­ни­ки для финиш­ной обработки.

Крюч­ки в виде серпа/косы хоро­шо под­хо­дят для рабо­ты в две­рях, а так­же могут исполь­зо­вать­ся на дру­гих пане­лях. Они «мощ­ные» и точ­ные в при­ме­не­нии. Уве­ли­чи­ва­ют эффек­тив­ность в рабо­те. Отлич­но под­хо­дят для рабо­ты с алю­ми­ни­е­вы­ми панелями.

Ножевидные/ножевые «бри­тые» крюч­ки (SHAVED TOOLS)

Ножевые/ножевидные или «бри­тые» (от англ. shaved) крюч­ки пред­на­зна­че­ны для рабо­ты в зонах слож­но­го досту­па, в узких поло­стях, под усилителями.

Дан­ный инстру­мент пред­став­ля­ет собой крю­чок со сре­зан­ным ство­лом под углом от осно­ва­ния к рабо­чей части. «Бри­тые» крюч­ки быва­ют раз­ных раз­ме­ров. Их все объ­еди­ня­ет тон­кий дизайн и гиб­кость. По воз­мож­но­стям дан­ные крюч­ки близ­ки к инстру­мен­ту «кито­вый хвост», но у них дру­гой прин­цип воз­дей­ствия на вмя­ти­ну. При­ме­ня­ют­ся при ремон­те гра­до­вых вмя­тин, осо­бен­но под уси­ли­те­ля­ми капо­та, кры­ши и крыш­ки багаж­ни­ка. Хоро­шо под­хо­дят для рабо­ты в зад­них кры­льях, там, где два метал­ла вплот­ную при­жа­ты друг к дру­гу. Так­же хоро­ши как вспо­мо­га­тель­ный инстру­мент, помо­га­ют при финиш­ной довод­ке на финаль­ных стадиях .

Из-за тон­ко­го ство­ла «бри­тые» крюч­ки не при­ме­ня­ют­ся на жёст­ких местах, закруг­ле­ни­ях, плот­ном металле.

Кито­вый хвост (Whale tail)

Инстру­мен­ты «кито­вый хвост» (whale tail) назва­ны так по фор­ме их кон­чи­ка. Они дают рычаг по кра­ям нако­неч­ни­ка. «Кито­вые хво­сты» быва­ют раз­ной дли­ны от 10 см до 150 см с нако­неч­ни­ка­ми раз­ной шири­ны (от 1 см до 10 см — уль­тра­тон­кий, тон­кий, стан­дарт­ный, широ­кий и очень широ­кий). Нако­неч­ни­ки пол­но­стью закруг­ле­ны в верх­ней части.

Они исполь­зу­ют­ся для рабо­ты под уси­ли­те­ля­ми пане­лей. Инстру­мен­ты «кито­вий хвост» не самые про­стые в осво­е­нии. Они дей­ству­ют за счёт скру­чи­ва­ния, а не толкания/нажима, как обыч­ные крючки.

Инструменты со сменными наконечниками

Cмен­ные нако­неч­ни­ки поз­во­ля­ют исполь­зо­вать один инстру­мент в раз­ных ситу­а­ци­ях, заме­няя собой несколь­ко инстру­мен­тов, что уве­ли­чи­ва­ет его гиб­кость при­ме­не­ния и эко­но­мит место в сум­ке или ящи­ке мастера.

Смен­ные насад­ки пред­на­зна­че­ны для исполь­зо­ва­ния с крюч­ка­ми, про­бой­ни­ка­ми и молот­ка­ми, име­ю­щи­ми резь­бу под них. Насад­ки или нако­неч­ни­ки быва­ют раз­ных форм и раз­ме­ров, а так­же изго­тав­ли­ва­ют­ся из раз­ных мате­ри­а­лов, что даёт им отли­чие в свой­ствах (в част­но­сти, раз­ную жёст­кость). К наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным отно­сят­ся нако­неч­ни­ки с покры­ти­ем, пла­сти­ко­вые, сталь­ные без покры­тия, заост­рён­ные, закруг­лён­ные, гри­бо­вид­ной фор­мы. Каж­дый нако­неч­ник игра­ет раз­ную роль. Как пра­ви­ло, чем боль­ше вмя­ти­на, тем боль­ше кон­чик инстру­мен­та. Одна­ко нуж­но рас­смат­ри­вать каж­дую вмя­ти­ну, учи­ты­вать её струк­ту­ру и выби­рать наи­бо­лее под­хо­дя­щие нако­неч­ни­ки и мето­ды воз­дей­ствия. Обыч­но прав­ка начи­на­ет­ся с боль­ших нако­неч­ни­ков для умень­ше­ния обще­го раз­ме­ра вмя­ти­ны, а затем посте­пен­но раз­мер нако­неч­ни­ка умень­ша­ет­ся по мере умень­ше­ния вмятин.

Рас­смот­рим типы смен­ных нако­неч­ни­ков, уста­нав­ли­ва­е­мых на крюч­ки, и когда они применяются.

  • Нако­неч­ни­ки быва­ют сде­ла­ны из раз­ных мате­ри­а­лов (сталь­ные, пла­сти­ко­вые, рези­но­вые и дру­гие). Неко­то­рые име­ют покры­тие (пвх или рези­на), кото­рое дей­ству­ет как демп­фер, что­бы смяг­чать нажа­тие на панель. При исполь­зо­ва­нии метал­ли­че­ских нако­неч­ни­ков без покры­тия нуж­но быть осто­рож­ным и знать, что Вы дела­е­те, так как голый металл может повре­дить ЛКП при силь­ном нажа­тии. Нако­неч­ни­ки с покры­ти­ем или пла­сти­ко­вые, в этом плане, более безопасны.
  • Боль­шой гри­бо­вид­ный нако­неч­ник с покры­ти­ем ПВХ. Дан­ный нако­неч­ник отлич­но под­хо­дит для уда­ле­ния боль­ших «мяг­ких» вмя­тин. Он под­хо­дит для быст­ро­го подъ­ёма боль­шой пло­ща­ди метал­ла. Гри­бо­вид­ная фор­ма при­го­жда­ет­ся в слу­ча­ях, когда тре­бу­ет­ся боль­шое дав­ле­ние на вмя­ти­ну. Такой нако­неч­ник обес­пе­чи­ва­ет очень силь­ный рычаг. Этот тип нако­неч­ни­ка быва­ет раз­ных раз­ме­ров. Боль­ший раз­мер дей­ству­ет так­же как малый, но с ещё боль­шим ради­у­сом действия.
  • Боль­шой круг­лый рези­но­вый нако­неч­ник исполь­зу­ет­ся для нача­ла выдав­ли­ва­ния боль­ших вмятин.

  • Пла­сти­ко­вый кони­че­ский (заост­рён­ный) нако­неч­ник хоро­шо рабо­та­ет на лини­ях кузо­ва (рёб­рах жёст­ко­сти, кан­тах). Заост­рён­ный пла­сти­ко­вый кон­чик при слиш­ком силь­ном нажа­тии может пере­да­вить металл и создать воз­вы­шен­ность, но не повре­дит крас­ку, в отли­чие от метал­ли­че­ско­го. То есть, уве­ли­чи­ва­ет­ся веро­ят­ность выпра­вить «реб­ро» кузо­ва, перед тем, как Вы повре­ди­те крас­ку. Пла­стик может раз­ли­чать­ся по жёст­ко­сти и по-раз­но­му воз­дей­ство­вать на металл. Более жёст­кий пла­стик мож­но исполь­зо­вать как на алю­ми­ни­е­вых, так и на сталь­ных пане­лях. Более мяг­кий пла­стик не смо­жет с доста­точ­ной силой дей­ство­вать на вмя­ти­ну алю­ми­ни­е­вой пане­ли, так как для это­го тре­бу­ет­ся более силь­ное воз­дей­ствие, чем на сталь. При силь­ном надав­ли­ва­нии ост­рый нако­неч­ник из мяг­ко­го пла­сти­ка может терять фор­му и нажим будет не чёт­ким, более жёст­кий мате­ри­ал сохра­ня­ет фор­му и обес­пе­чи­ва­ет чёт­кий силь­ный нажим.
  • Ост­рый метал­ли­че­ский нако­неч­ник. Его рас­по­ло­же­ние лег­че опре­де­лить с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли, так как он даёт чёт­кое точеч­ное воз­дей­ствие. При исполь­зо­ва­нии остро­го метал­ли­че­ско­го нако­неч­ни­ка нуж­но чёт­ко знать, что Вы дела­е­те. Таким нако­неч­ни­ком нель­зя в слу­чай­ном поряд­ке нажи­мать на металл, так как это обра­зу­ет мно­же­ство ост­рых воз­вы­шен­но­стей. Ост­рые нако­неч­ни­ки могут затуп­лять­ся со вре­ме­нем, поэто­му их фор­му мож­но само­му кор­рек­ти­ро­вать, при необходимости.
  • Нако­неч­ник со слег­ка конус­ной фор­мой. Он луч­ше все­го под­хо­дит для мел­ких вмя­тин. Его фор­ма даст вам точ­ность воз­дей­ствия, но сла­бый рычаг.
  • Нако­неч­ник в фор­ме кону­са с закруг­ле­ни­ем в цен­тре. Этот нако­неч­ник даёт доста­точ­ное уси­лие и доста­точ­но точен.

  • Нако­неч­ни­ки в виде роли­ков (Roller Rod Tips) поз­во­ля­ют при­кла­ды­вать боль­шее дав­ле­ние к пане­ли, не остав­ляя воз­вы­шен­но­сти, тем самым уве­ли­чи­вая види­мость нако­неч­ни­ка с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли. Более широ­кие роли­ки поз­во­ля­ют выправ­лять более круп­ные и глу­бо­кие вмя­ти­ны с мень­шей склон­но­стью к раз­ры­ву крас­ки или рас­тя­же­нию вмя­ти­ны. Нако­неч­ник в виде роли­ка с более тон­ким про­фи­лем исполь­зу­ет­ся для чисто­вой довод­ки пане­ли. Дан­ные нако­неч­ни­ки могут иметь раз­ную жёст­кость, так как изго­тов­ле­ны из твёр­до­го или мяг­ко­го пластика.

Содержание

Особенности процесса

Устранение вмятин изнутри механическим способом

Внешнее выравнивание специальным оборудованием

Исправление магнитом

Удаление при использовании строительного фена

Выстукивание

Рекомендации от автора

Если лакокрасочный слой при деформации кузова автомобиля не повредился, можно произвести ремонт вмятин без покраски. Сейчас производятся довольно качественные лакокрасочные материалы. Применяются особые технологии и специальные примеси, что обеспечивает долговечность и прочность покрытия.

Преимущества беспокрасочного удаления вмятин:

  • внешний вид в большинстве случаев восстанавливается полностью;
  • повышенная скорость процесса;
  • обработка кузова в щадящем режиме;
  • довольно дешевый способ устранения дефектов.

Особенности процесса

Ремонт вмятин без покраски помогает автовладельцам значительно экономить на ремонте. Беспокрасочный ремонт также занимает значительно меньше времени и трудозатрат. Незначительные вмятины, если имеются необходимые навыки и инструменты, можно произвести даже самостоятельно. Если вы не уверены в собственных силах, лучше обратиться к специалистам. На устранение небольшого повреждения у мастера на СТО уйдет в среднем от 15 минут до двух часов.

Этот вид ремонта производят без снятия детали с автомобиля, при помощи специальных приспособлений.

Существует несколько вариантов подобной рихтовки:


Удаление вмятин без покраски, вакуумная рихтовка

Клеевой метод более современный. С его помощью производят коррекцию кузова в местах с ограниченным доступом. Старый добрый и проверенный годами выравнивающий метод позволяет выравнивать вмятины изнутри, применяя специальные инструменты. Один из самых эффективных методов избавить автомобильную деталь от вмятин – рихтовка.

Иногда произвести выравнивание вмятин без проведения процедуры покраски нельзя:

  • если лакокрасочное покрытие повреждено;
  • сильная деформация кузова;
  • некачественный слой лакокрасочного покрытия;
  • машина старше 15 лет.

Чтобы произвести вытягивание вмятин без покраски, можно воспользоваться как подручными средствами, так и профессиональными инструментами. Последние стоят дорого и продаются уже в наборах. Если вы не занимаетесь серьезно рихтовкой автомобилей, то целесообразнее использовать подручные средства.

Устранение вмятин изнутри механическим способом

Технология выправление вмятин без нанесения краски применяется в тех случаях, которые проблематично или невозможно удалить их снаружи обычными инструментами. Принцип, благодаря которому происходит удаление вмятин механическим способом, – перепад давления. Чтобы устранить небольшие повреждения, используют вакуумные вытяжки. Для остальных работ механического выправления используют разнообразные рычаги, а также фторопластовые отбойники.

Следует очень осторожно рассчитывать силу давления на выравниваемый участок, перестаравшись, можно получить с обратной стороны неровности и пики, которые потом придется устранять, что не совсем легко будет сделать.


Технология локального кузовного ремонта вмятин без покраски

При механическом выравнивании следует разместить нужный рычаг в технологическое отверстие в кузове автомобиля, стараясь разместить максимально близко к дефекту его конец. Далее, при помощи аккуратных надавливающих движений выровнять поверхность до первоначального состояния. При выпрямлении должен быть слышен небольшой щелчок.

Внешнее выравнивание специальным оборудованием

Случается так, что вмятина находится в том месте, куда невозможно получить доступ изнутри. Воспользоваться этим методом можно применив клеевую технику. Для этого специальный пистон нужно приклеить к поверхности и просто вытянуть вмятину.

Чаще применяют другой способ. Для него понадобятся клей и клеевые аппликаторы, которые следует закрепить на поверхности вмятины. Далее выполняется все точно так же, как и с помощью пистонов. Остатки клея легко удаляются с поверхности кузова автомобиля после завершения процедуры выравнивания.

Исправление магнитом

Метод очень прост. Ремонт вмятин с помощью магнита осуществляется путем вытягивания повреждения от края к центру. Силу натяжения следует направлять на себя. В результате этого вмятина постепенно выравнивается. Не забудьте подложить под магнит ветошь или иную подложку, чтобы в результате работы не поцарапать лак или краску.


Прибор для удаления, устранения и ремонта вмятин на авто без покраски

Удаление при использовании строительного фена

Высокотемпературный метод, применяя который следует озаботиться собственной безопасностью и надеть очки и защитные перчатки. Для работы потребуется строительный фен и баллончик, в котором находится сжатый воздух. Принцип этого метода заключается в перепаде температур на поверхности автомобиля. Сначала ее нагревают феном до нужной температуры, а потом охлаждают, используя баллончик, в котором присутствует сжатый воздух. При использовании фена доступен нагрев от плюс 300 до 650 градусов по Цельсию, а с помощью баллончика – охлаждение до минус 78 градусов.

В зависимости от того, какой формы вмятина на детали «железного коня», выбирают места точек воздействия. Для больших повреждений их должно быть несколько. При круглой форме, точки работы располагаются по радиусу повреждения, при овальной — по ее самой короткой стороне. Если устранение вмятин на автомобиле без покраски с помощью фена не удалось выпрямить полностью, завершают работу с помощью метода выстукивания.

Выстукивание

Метод применяется, когда вмятина на авто больших размеров. Чтобы осуществить ремонт данным способом, к нам на помощь придут прорезиненные киянки и разных форм крючки. Описание работы кроется в самом названии. Чтобы выровнять вмятину с помощью выстукивания, нужно выстукивать поврежденный участок с внутренней стороны. Если вмятина находится в труднодоступном месте, применяются крючки. После завершения работ выполняют полировку поверхности.


Метод применяется, когда вмятина на авто больших размеров

Рекомендации от автора

Перед началом любых ремонтных работ следует реально оценить свои возможности. Если вдруг вы сомневаетесь, что сможете качественно выполнить удаление вмятин своими руками, лучше обратиться за помощью в специализированные сервисные центры, где подготовленные мастера помогут отремонтировать автомобиль быстро, а главное, качественно.

Если решились произвести ремонт собственноручно, внимательно оцените степень повреждения кузова, для того, чтобы грамотно определить способ, с помощью которого будете выравнивать поверхность.

Перед началом работ любую технологию ремонта, которую выбрали, следует протестировать на детали, которая не нужна. Чтобы восстановление авто прошел на должном уровне и не создали еще больше проблем, внимательно изучите инструкцию и ознакомьтесь с фото и видео. Выполнение нехитрых инструкций и рекомендаций позволит успешно выполнить работу по выправлению вмятин без покраски и наслаждаться ездой на отремонтированной машине.

А у нас есть канал в Я ндекс.Дзен

Подписывайтесь, чтобы получать свежие материалы в момент их публикации!

Молотки, гладилки и поддержки (контропоры) для ремонта вмятин

Молот­ки, гла­дил­ки и под­держ­ки исполь­зу­ют­ся в кузов­ном ремон­те для выправ­ле­ния вмя­тин уже дав­но. Для бес­по­кра­соч­но­го выправ­ле­ния вмя­тин они так­же при­ме­ня­ют­ся, одна­ко отли­ча­ют­ся от обыч­ных инстру­мен­тов для кузов­но­го ремон­та. Под­держ­ки и гла­дил­ки для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин име­ют иде­аль­но глад­кую, отпо­ли­ро­ван­ную поверх­ность, либо содер­жат смяг­ча­ю­щее покры­тие, что­бы не остав­лять на ЛКП ника­ких сле­дов и повре­жде­ний при воз­дей­ствии на панель.

  • Молот­ки для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та исполь­зу­ют­ся для опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей. Они могут иметь смен­ные насад­ки, для изме­не­ния харак­те­ри­стик бойка.
  • Под­держ­ки (или кон­тро­по­ры) явля­ют­ся вспо­мо­га­тель­ны­ми инстру­мен­та­ми, исполь­зу­е­мы­ми для под­держ­ки метал­ла с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли при рих­тов­ке молот­ком или гла­дил­кой. Суще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных форм и раз­ме­ров кон­тро­пор. Выбор под­держ­ки пра­виль­ной фор­мы име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для резуль­та­та ремон­та. Она выби­ра­ет­ся с учё­том изги­ба ремон­ти­ру­е­мой пане­ли. Кон­тро­по­ра обес­пе­чи­ва­ет под­держ­ку пане­ли и предот­вра­ща­ет про­ми­на­ние непо­вре­ждён­ных участ­ков. При­ме­ром исполь­зо­ва­ния под­держ­ки может быть вырав­ни­ва­ние (про­сту­ки­ва­ние) воз­вы­шен­но­стей вокруг вмя­тин от круп­но­го гра­да. Такие вмя­ти­ны могут быть око­ло 10 см в диа­мет­ре. Что­бы устра­нить основ­ной объ­ём повре­жде­ний необ­хо­ди­мо убрать воз­вы­шен­но­сти вокруг этих вмя­тин. Имен­но здесь в игру всту­па­ют под­держ­ки и спе­ци­аль­ные молотки.


Гла­дил­ка с мяг­кой наклад­кой для смяг­че­ния воздействия.

  • Гла­дил­ка — это руч­ной инстру­мент с глад­кой поверх­но­стью из пру­жин­ной ста­ли, кото­рый отлич­но под­хо­дит для раз­гла­жи­ва­ния вол­ни­сто­го метал­ла. Гла­дил­ка кон­тро­ли­ру­ет бОль­шую поверх­ность при уда­ре, чем любой моло­ток. При этом она про­ста в исполь­зо­ва­нии. Гла­дил­ка при­ме­ня­ет­ся с под­держ­кой при подъ­ёме метал­ла и может исполь­зо­вать­ся без под­держ­ки для опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей. Гла­дил­ка может иметь кожа­ную наклад­ку на лице­вой сто­роне для смяг­че­ния воздействия.

Пробойники (керны, битки)

Про­бой­ник (так­же его назы­ва­ют керн или биток, англ. knockdown tool) явля­ет­ся необ­хо­ди­мым инстру­мен­том PDR. Вы буде­те поль­зо­вать­ся им регу­ляр­но. Боль­шин­ство высо­ко­класс­ных масте­ров могут похва­стать­ся тем, что огра­ни­чи­ва­ют исполь­зо­ва­ние про­бой­ни­ка, но нет ни одно­го масте­ра, кото­рый мог бы обхо­дит­ся без него.

При бес­по­кра­соч­ном ремон­те вмя­ти­ны не про­сто рез­ко выправ­ля­ют­ся от воз­дей­ствия на них, они мед­лен­но и мето­дич­но выдав­ли­ва­ют­ся сот­ня­ми кро­шеч­ных нажи­мов. Ино­гда нажа­тие на металл про­ис­хо­дит мимо того места, где оно долж­но быть. Это может быть слу­чай­но, а ино­гда даже спе­ци­аль­но. Таким обра­зом, созда­ют­ся воз­вы­шен­но­сти, кото­рые нуж­но убрать про­бой­ни­ком. Кон­чик про­бой­ни­ка рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но на высо­кой точ­ке и опус­ка­ет её вниз, уда­ром по про­бой­ни­ку PDR молот­ком или дру­гим не тяжё­лым предметом.

На неко­то­рых вмя­ти­нах тре­бу­ет­ся про­сту­чать воз­вы­шен­но­сти по их пери­мет­ру для сня­тия напря­же­ния и смяг­че­ния метал­ла ещё до того, как нач­нёт­ся выправ­ле­ние металла.

Про­бой­ни­ки могут быть изго­тов­ле­ны из раз­ных мате­ри­а­лов, а так­же отли­ча­ют­ся фор­мой нако­неч­ни­ка. Они быва­ют затуп­лён­ные, ост­рые, закруг­лён­ные, гри­бо­вид­ные. Остро­та нако­неч­ни­ка зави­сит от вели­чи­ны и фор­мы воз­вы­шен­но­стей. Про­сту­ки­ва­ние более тяжё­лым про­бой­ни­ком (к при­ме­ру, сталь­ным) с мяг­ким закруг­лён­ным нако­неч­ни­ком зай­мет намно­го мень­ше вре­ме­ни, что­бы пере­ме­стить то же коли­че­ство метал­ла, чем про­сту­ки­ва­ние более лёг­ким ней­ло­но­вым про­бой­ни­ком. Лег­кий про­бой­ник тре­бу­ет гораз­до боль­ше уда­ров молот­ком или силы уда­ров, что­бы создать то же самое воз­дей­ствие, что дела­ет более тяжё­лый пробойник.

Тип и мате­ри­ал молот­ка, кото­рым осу­ществ­ля­ют­ся уда­ры по про­бой­ни­ку, не име­ют боль­шо­го зна­че­ния, важен его вес, кото­рый будет вли­ять на силу уда­ра. Кро­ме молот­ка мож­но исполь­зо­вать и дру­гие пред­ме­ты, если это будет удоб­нее для мастера.

Мож­но реко­мен­до­вать при­об­ре­сти один про­бой­ник со смен­ны­ми наконечниками.

Вооб­ще для про­сту­ки­ва­ния воз­вы­шен­но­стей в про­цес­се ремон­та вмя­тин может исполь­зо­вать­ся как про­бой­ник, так и спе­ци­аль­ный моло­ток без исполь­зо­ва­ния про­бой­ни­ка. Так назы­ва­е­мые молот­ки для блен­дин­га луч­ше все­го исполь­зо­вать для боль­ших, более мяг­ких высо­ких точек. Про­бой­ни­ки, как пра­ви­ло, луч­ше все­го под­хо­дят для более ост­рых возвышенностей.

Диагностика кузова

Перед тем как приступить к самому ремонту автомобиля, нужно тщательно осмотреть кузов авто. Делать это лучше при хорошем свете — так все повреждения будут

Обратите внимание, что, если на поверхности автомобиля будет обнаружена не одна вмятина, начинать ремонтные работы следует с наиболее мелкого повреждения, постепенно переходя к самому большому.

Также перед началом вытягивания следует убедиться в хорошем состоянии лакокрасочного покрытия. Если сильно повреждена краска, выполнить рихтовку без покраски не получится. В таком случае дефект придется удалять традиционным способом рихтовки авто.

Удаление вмятин без покраски

Клеевая система

Кле­е­вая систе­ма PDR пред­на­зна­че­на для вытя­ги­ва­ния вмя­тин с лице­вой части пане­ли и вклю­ча­ет в себя кле­е­вой писто­лет со спе­ци­аль­ны­ми кле­е­вы­ми стерж­ня­ми, спе­ци­аль­ные клип­сы для вытя­ги­ва­ния, вытя­ги­ва­ю­щие устрой­ства и сред­ство для сня­тия клея с пане­лей и клипсов.

  • Кле­е­вые писто­ле­ты быва­ют элек­три­че­ские (про­вод­ные или рабо­та­ю­щие от бата­реи) или газо­вые. Кле­е­вые стерж­ни, как пра­ви­ло, отли­ча­ют­ся от обыч­ных, кото­рые про­да­ют­ся в стро­и­тель­ных мага­зи­нах, име­ют луч­шую адге­зию, более проч­ные. Стерж­ни быва­ют раз­ных цве­тов, что мар­ки­ру­ет их харак­те­ри­сти­ки. В основ­ном они отли­ча­ют­ся тем­пе­ра­ту­рой, при кото­рой будет про­из­во­дить­ся ремонт, а так­же силой склеивания.
  • Клип­сы PDR для вытя­ги­ва­ния быва­ют раз­ных раз­ме­ров, форм, раз­лич­ных кон­струк­ций и цве­тов. Они так­же могут раз­ли­чать­ся по проч­но­сти. Как пра­ви­ло, фор­ма клип­сы под­би­ра­ет­ся под струк­ту­ру повре­жде­ния. Сей­час суще­ству­ют спе­ци­аль­ные уси­лен­ные длин­ные план­ки, кото­рые заме­ня­ют несколь­ко клип­сов и упро­ща­ют вытя­ги­ва­ние слож­ных вмятин.
  • Вытя­ги­ва­ю­щие устрой­ства. Как толь­ко Вы при­кле­и­те клип­су к вмя­тине, вам пона­до­бит­ся устрой­ство для вытя­ги­ва­ния, что­бы потя­нуть одну или несколь­ко клип­сов. Для вытя­ги­ва­ния исполь­зу­ет­ся сколь­зя­щий моло­ток обрат­но­го дей­ствия, мини-подъ­ём­ник, боль­шое подъ­ём­ное устрой­ство, либо устрой­ство рычаж­но­го типа. Раз­ные устрой­ства нуж­но выби­рать в зави­си­мо­сти от повре­жде­ния. Не сто­ит ожи­дать, что моло­ток обрат­но­го дей­ствия или мини-подъ­ем­ник вытя­нут вмя­ти­ну на пане­ли и вер­нут металл к завод­ско­му состо­я­нию с мини­маль­ны­ми уси­ли­я­ми. Пра­виль­нее вос­при­ни­мать эти при­спо­соб­ле­ния как одни из мно­гих инстру­мен­тов, кото­рые могут пона­до­бить­ся Вам для дости­же­ния резуль­та­та. Вам, веро­ят­но, при­дёт­ся сде­лать несколь­ко повтор­ных вытя­ги­ва­ний. Так­же может потре­бо­вать­ся про­сту­ки­вать воз­вы­шен­но­сти вокруг вмя­ти­ны спе­ци­аль­ным про­бой­ни­ком и исполь­зо­вать руч­ные инстру­мен­ты PDR для финиш­ной довод­ки неровностей.
  • Сред­ство для сня­тия клея. Ино­гда клей нелег­ко откле­ить от пане­ли или клип­сы и в этом слу­чае Вам потре­бу­ет­ся сред­ство, облег­ча­ю­щее сня­тие клея. Суще­ству­ют спе­ци­аль­ные соста­вы, а так­же мож­но исполь­зо­вать спирт.

Для про­фес­си­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния чаще все­го исполь­зу­ют­ся более жест­кие типы клип­сов, в то вре­мя как более мяг­кие клип­сы дают менее точ­ный кон­троль над натяжением.

“Glue Pull Repair” (GPR), исполь­зу­е­мый без инстру­мен­тов PDR или в ком­би­на­ции с ними стал очень мощ­ной систе­мой бла­го­да­ря боль­шо­му ассор­ти­мен­ту раз­лич­ных типов клея, клип­сов (или вытя­ги­ва­ю­щих пла­нок) и мно­гим вытя­ги­ва­ю­щим устрой­ствам. Совре­мен­ная кле­е­вая систе­ма со все­ми аксес­су­а­ра­ми и допол­ни­тель­ны­ми инстру­мен­та­ми поз­во­ля­ет заме­нить исполь­зо­ва­ние спот­те­ра и мно­гих дру­гих рих­то­воч­ных инструментов.

Механический способ удаления вмятин с воздействием изнутри

Если к зоне вмятины достаточно нелегко подобраться, то помимо специальных рычагов, имеющих разную рабочую длину и форму окончаний, можно использовать вакуумную вытяжку, накладываемую на зону дефекта. В результате планового на нее воздействия, металл приобретает свой первоначальный вид за счет «массажа», осуществляемого изнутри из-за перепада давлений, способствующих снятию местного напряжения.

Для того, чтобы с применением комплекта рычагов устранить вмятину, следует воспользоваться доступом через наиболее подходящие кузовные технологические отверстия. Выпрямление металла осуществляется серией несильных давящих или вращательных движений, способствующих возвращению поверхности первоначального вида.

Процедура должна проводиться с предельной осторожностью, чтобы ни в коем случае не образовывались пики либо грани. Если же их образования избежать не удалось, операция по выдавливанию немедленно прекращается, а для устранения возникшего изъяна для выстукивания используется фторопластовый карандаш в комплекте с молотком.

Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)

Пнев­ма­ти­че­ская вытя­ги­ва­ю­щая при­сос­ка про­да­ёт­ся в набо­ре с несколь­ки­ми вса­сы­ва­ю­щи­ми при­сос­ка­ми раз­ных раз­ме­ров (обыч­но тре­мя). В зави­си­мо­сти от раз­ме­ра может созда­вать раз­ное вытя­ги­ва­ю­щее усилие.

Она кре­пит­ся на стерж­ни сколь­зя­ще­го молот­ка обрат­но­го дей­ствия. При­сос­ка изго­тов­ле­на из рези­ны и пла­сти­ка. При­сос­ка может рабо­тать как с метал­ли­че­ски­ми пане­ля­ми, так и с пла­сти­ко­вы­ми бамперами.

Этот инстру­мент может очень быст­ро уда­лять боль­шие вмя­ти­ны. Исполь­зу­ет­ся на началь­ном эта­пе ремон­та, для устра­не­ния основ­но­го объ­ё­ма вмятин.

Магнит

Магнит – прибор, используемый для вытягивания вмятин. Приспособление применяется совместно с ветошью, которая подкладывается под него в момент использования. Это условие обеспечивает защиту покрытия при выравнивании.

Прибор применяется для выравнивания повреждений небольшого размера. Использование этого инструмента не требует трудоемких физических усилий. Магнитом вытянуть вмятину проще всего, поэтому допускается проведение восстановительных работ своими руками.

Магнит для выпрямления покрытия – специальное приспособление, продающееся в автомагазинах. Самодельные устройства использовать для этой цели не рекомендуется.

Вспомогательные аксессуары

Аксес­су­а­ры для рабо­ты с дверь­ми через окон­ный про­ём (окон­ный про­тек­тор PDR и клин)

Для ремон­та вмя­тин на две­рях инстру­мен­ты PDR обыч­но рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду пане­лью две­ри и её стек­лом. Что­бы предот­вра­тить повре­жде­ние стек­ла, исполь­зу­ет­ся окон­ный про­тек­тор со спе­ци­аль­ным кли­ном. Всё, что Вам нуж­но сде­лать, это опу­стить стек­ло вниз, вста­вить клин и защит­ный про­тек­тор, создав про­стран­ство для рабо­ты инстру­мен­та. Так­же, вме­сто кли­на исполь­зу­ет­ся воз­душ­ная подуш­ка, кото­рая лег­ко уве­ли­чи­ва­ет зазор меж­ду стек­лом и пане­лью, обес­пе­чи­вая луч­ший доступ для инструмента.

Суще­ству­ют раз­лич­ные типы про­тек­то­ров на рын­ке, но наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным явля­ет­ся пла­сти­ко­вый или метал­ли­че­ский лист с пря­мым углом на краю.

Перед нача­лом рабо­ты с дверь­ми нуж­но учи­ты­вать тип уста­нов­лен­ных в них стё­кол. Обыч­но боко­вые стёк­ла сде­ла­ны из ста­ли­ни­та (зака­лён­но­го стек­ла), но сей­час на неко­то­рых совре­мен­ных авто­мо­би­лях могут быть лами­ни­ро­ван­ные боко­вые стёк­ла. Для это­го типа стё­кол кри­тич­но дав­ле­ние, кото­рое может воз­дей­ство­вать на них во вре­мя ремон­та (даже через пла­сти­ко­вый протектор).

Перед ремон­том луч­ше все­гда про­ве­рять стек­ло две­ри, на кото­рой будет выправ­лять­ся вмя­ти­на. Лами­ни­ро­ван­ное стек­ло мож­но рас­по­знать по 2‑х слой­ной струк­ту­ре, кото­рую мож­но уви­деть в верх­ней части стек­ла. Если стек­ло выгля­дит как 2 слоя, скле­ен­ных вме­сте, это при­знак лами­ни­ро­ван­но­го стек­ла. Напро­тив, слой­ность не будет вид­на по краю кус­ка зака­лен­но­го стек­ла. Оно будет выгля­деть как абсо­лют­но глад­кий, цель­ный кусок. Так­же в угол­ке стек­ла может быть обо­зна­че­ние «laminated» или «tempered».

Если стек­ло лами­ни­ро­ван­ное, то луч­ше сле­до­вать сле­ду­ю­щим реко­мен­да­ци­ям, что­бы мини­ми­зи­ро­вать веро­ят­ность повре­жде­ния стекла.

  1. Сни­ми­те мол­динг на верх­нем краю двер­но­го проема.
  2. Опу­сти­те стек­ло так, что­бы оно выхо­ди­ло из про­ёма при­мер­но на 7–8 см.
  3. Исполь­зуй­те надув­ную подуш­ку для созда­ния про­стран­ства меж­ду стек­лом и пане­лью. Не исполь­зуй­те для это­го клин, так как дав­ле­ние для лами­ни­ро­ван­но­го стек­ла опасно.
  4. Все­гда исполь­зуй­те метал­ли­че­ский защит­ный про­тек­тор для лами­ни­ро­ван­ных стёкол.

Сня­тие мол­дин­га с верх­ней части две­ри даёт боль­ший зазор, что­бы вста­вить инстру­мент меж­ду стек­лом и пане­лью две­ри. Это даст доста­точ­но места для инстру­мен­та. Остав­ляя 7–8 см стек­ла под­ня­тым, Вы може­те при­ло­жить более рав­но­мер­ное дав­ле­ние к цен­тру стек­ла надув­ной подуш­кой, вме­сто того, что­бы кон­цен­три­ро­вать всё дав­ле­ние на верх­нем краю. Метал­ли­че­ский про­тек­тор так­же помо­га­ет рас­се­ять дав­ле­ние, кото­рое Вы буде­те ока­зы­вать на стек­ло с помо­щью инструмента.

Так как лами­ни­ро­ван­ное стек­ло лег­че повре­дить, чем зака­лён­ное, при PDR ремон­те вмя­тин на две­рях, то ино­гда, если маши­на доро­гая, самый без­опас­ный спо­соб — это снять внут­рен­нюю обшив­ку две­ри и стекло.

Стенд для капо­та (hood stand)

Стенд обыч­но исполь­зу­ет­ся для ремон­та вмя­тин на капо­те, когда они не могут быть отре­мон­ти­ро­ва­ны на машине. Стенд упро­ща­ет рабо­ту. На стен­де панель жёст­ко закреп­ля­ет­ся и мастер может лег­ко полу­чить доступ к обрат­ной сто­роне в любой точке.

Совре­мен­ные стен­ды име­ют регу­ли­ров­ки, что поз­во­ля­ет их исполь­зо­вать для капо­тов раз­ных раз­ме­ров, а так­же для кры­шек багаж­ни­ка. Стенд лег­ко скла­ды­ва­ет­ся для ком­пакт­но­го хранения.

Упо­ры, фик­са­то­ры, подвесы

Для ремон­та вмя­тин на кузо­ве авто кро­ме спе­ци­аль­но­го инстру­мен­та тре­бу­ют­ся упо­ры и фик­са­то­ры. Важ­но зафик­си­ро­вать подвиж­ную ремон­ти­ру­е­мую панель (капот, крыш­ку багаж­ни­ка или дверь) в удоб­ном поло­же­нии. Для это­го исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные упо­ры и фиксаторы.

Под­ве­сы пред­на­зна­че­ны для созда­ния опо­ры и пра­виль­но­го рыча­га для крю­ков при прав­ке вмя­тин. Обыч­но кре­пят­ся за тех­но­ло­ги­че­ские отвер­стия кузо­ва. Они быва­ют раз­ных форм и раз­ме­ров. Так­же для этих целей исполь­зу­ют­ся кара­би­ны. Они удер­жи­ва­ют более мас­сив­ные инстру­мен­ты во вре­мя уда­ле­ния обшир­ных повреждений.

Ножи для рез­ки герметика

Ножи для срез­ки гер­ме­ти­ка необ­хо­ди­мы при ремон­те вмя­тин под уси­ли­те­ля­ми. Нож поз­во­ля­ет акку­рат­но сре­зать гер­ме­тик, не поца­ра­пав ЛКП. Дан­ные ножи ост­рые и эла­стич­ные. Могут иметь раз­ную дли­ну, раз­ные ручки.

Вакуум

Удаление вмятин без покраски вакуумным методом по процессу аналогично клеевой технологии. Однако имеет перед ней одно неоспоримое преимущество. После того как ремонт завершится, не нужно удалять клей, рискуя повредить лакокрасочное покрытие или повторно деформировать поверхность.

Удаление среднего размера вмятины на машине, производится с помощью вакуумной присоски. Различные модели имеют разную площадь подошвы. Идеальным вариантом считается случай, когда подошва присоски слегка недостает до границы дефекта.

Подготовительный процесс ограничивается только очисткой рабочей поверхности. В установленной присоске создается вакуум с помощью электрического или ручного насоса. После достижения плотного и надежного прилегания, шланг отсоединяется и можно начинать выпрямление вмятин.

После того как поверхность приняла первоначальный вид, открывается специальный вентиль и присоска легко снимается с кузова автомобиля.

Освещение PDR

Осве­ще­ние и отра­же­ние явля­ет­ся одним из важ­ней­ших ком­по­нен­тов PDR ремон­та. Лам­пы PDR исполь­зу­ют­ся внут­ри поме­ще­ния и поз­во­ля­ют спе­ци­а­ли­сту более деталь­но раз­гля­деть вмя­ти­ны на пане­лях кузо­вов авто­мо­би­лей. В насто­я­щее вре­мя исполь­зу­ют­ся два типа осве­ще­ния: флу­о­рес­цент­ное и све­то­ди­од­ное. С внед­ре­ни­ем све­то­ди­од­но­го осве­ще­ния всё опре­де­лен­но изме­ни­лось. Све­то­ди­о­ды поз­во­ля­ют иметь более ком­пакт­ные, лёг­кие и очень проч­ные све­тиль­ни­ки. Све­то­ди­од­ные пане­ли могут менять интен­сив­ность осве­ще­ния, и даже цвет. Это нуж­но для авто­мо­би­лей раз­ных цве­тов. К при­ме­ру, свет­лые пане­ли может быть труд­но ремон­ти­ро­вать без покрас­ки при исполь­зо­ва­нии стан­дарт­ной лам­пы PDR с белым светом.

Лам­пы для PDR ремон­та могут содер­жать спе­ци­аль­ный рас­се­и­ва­тель све­та. Обыч­но, это парал­лель­ные линии или, так назы­ва­е­мый туман­ный экран (fog board). Цвет и рису­нок, исполь­зу­е­мые на лице­вой сто­роне лам­пы явля­ет­ся лич­ным пред­по­чте­ни­ем масте­ра. Подоб­ные рас­се­и­ва­те­ли или экра­ны мож­но при­об­ре­сти отдель­но и поста­вить на лам­пу или заме­нить име­ю­щий­ся рас­се­и­ва­тель. Они помо­га­ют добить­ся высо­кой дета­ли­за­ции дефектов.

Отра­жа­тель­ные экра­ны (рефлек­тор­ные экраны/панели) пред­став­ля­ют собой панель с опре­де­лён­ным рисун­ком (обыч­но с парал­лель­ны­ми лини­я­ми). Они, в отли­чие от спе­ци­аль­ной лам­пы с лини­я­ми, не дают соб­ствен­но­го све­та, а отра­жа­ют име­ю­щий­ся свет (к при­ме­ру, сол­неч­ный) и отбра­сы­ва­ют линии на ремон­ти­ру­е­мую панель, помо­гая луч­ше видеть повреждение.

Таким обра­зом, назна­че­ние све­та PDR (или отра­жа­ю­ще­го экра­на) состо­ит в том, что­бы мастер видел струк­ту­ру повре­жде­ния, что про­ис­хо­дит внут­ри вмя­ти­ны. Читая тени и иска­жён­ное отра­же­ние, спе­ци­а­лист может опре­де­лить, где воз­вы­шен­ность метал­ла, а где — углуб­ле­ние. Так­же мастер исполь­зу­ет отра­же­ние, что­бы напра­вить нако­неч­ник инстру­мен­та точ­но туда, где он дол­жен быть. Далее отра­же­ние помо­га­ет сле­дить за про­цес­сом ремон­та, повзо­ля­ет раз­ви­вать точ­ное уси­лие и вовре­мя пре­кра­тить давить. После мани­пу­ля­ций с инстру­мен­та­ми PDR, как толь­ко иска­жён­ные линии ста­нут парал­лель­ны­ми в отра­же­нии пане­ли, то вмя­ти­на будет успеш­но выправлена.

Лам­пы PDR быва­ют раз­ных раз­ме­ров и вари­а­ций. В целом их мож­но раз­де­лить на ста­ци­о­нар­ные лам­пы для мастер­ских и на портативные.

  • Ста­ци­о­нар­ные лам­пы кре­пят­ся на раз­бор­ных шта­ти­вах, поз­во­ля­ют рабо­тать с боль­ши­ми объ­ё­ма­ми повре­жде­ний. Они могут вра­щать­ся и уста­нав­ли­ва­ют­ся под любым углом. Такие лам­пы удоб­ны при ремон­те гра­до­вых повре­жде­ний и могут цели­ком осве­тить кры­шу или дру­гие панели.
  • Пор­та­тив­ные лам­пы PDR обыч­но име­ют дли­ну от 25 см до 50 см. Они лег­ко пере­ме­ща­ют­ся и обыч­но уста­нав­ли­ва­ют­ся на авто­мо­биль с помо­щью при­сос­ки. Мобиль­ные лам­пы пред­на­зна­че­ны для рабо­ты, как в ста­ци­о­нар­ных усло­ви­ях, так и на выез­де. Они поз­во­ля­ют рабо­тать с мел­ки­ми повре­жде­ни­я­ми и повре­жде­ни­я­ми сред­ней сложности.

При выбо­ре лам­пы PDR сто­ит учи­ты­вать сле­ду­ю­щие факторы:

  • Раз­мер
  • Удоб­ство креп­ле­ния и настройки
  • Пер­со­на­ли­за­ция (мож­но ли менять интен­сив­ность све­та, цвет)
  • Вре­мя рабо­ты акку­му­ля­то­ра (в слу­чае с пор­та­тив­ной лампой)
  • Дол­го­веч­ность

Методика поверхностного выстукивания вмятин авто

Если не удалось полностью вытянуть вмятину с помощью поочередного нагрева-охлаждения, то остаточные ее признаки можно удалить с использованием киянки, головка которой прорезинена. Именно с ее помощью выстукивается поверхность для снятия остаточных напряжений. Таким образом, удается исправить вмятины, обладающие средним размером.

Чтобы более точно провести операцию выстукивания, будет приемлемым использование фторопластового карандаша. Он существенно облегчает работу и оказывает щадящее воздействие на поверхность краски без ее повреждений. Заканчивается вся процедура операцией поверхностного полирования.

Добавим, что для лучшего исправления желательно использовать специальные лампы, дающие вытянутые блики на глянцевой автомобильной поверхности и помогающие лучше видеть имеющиеся на ней вмятины.

Комплекты инструментов PDR

Инстру­мен­ты для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин мож­но поку­пать как отдель­но, так и в ком­плек­тах. Раз­ме­ры ком­плек­тов варьи­ру­ют­ся от про­стых стар­то­вых до слож­ных про­фес­си­о­наль­ных. Перед покуп­кой луч­ше изу­чить раз­ные инстру­мен­ты, что­бы иметь пред­став­ле­ние, что Вам предлагают.

Луч­ше поку­пать инстру­мен­ты не ком­плек­та­ми, а по отдель­но­сти. В ком­плек­те могут быть не ходо­вые крюч­ки, но может не быть нуж­ных Вам инстру­мен­тов. В любом слу­чае, перед покуп­кой нуж­но изу­чать ассортимент.

Какой инструмент выбрать для ремонта конкретной вмятины?

Инстру­мен­ты быва­ют раз­ных длин, форм и раз­ме­ров. Каж­дый инстру­мент уни­каль­но раз­ра­бо­тан для кон­крет­ной цели, и мастер PDR име­ет мно­же­ство инстру­мен­тов, что­бы полу­чить доступ даже к самым труд­но­до­ступ­ным обла­стям автомобиля.

Как узнать, какой инстру­мент выбрать для опре­де­лён­ной вмя­ти­ны? Необ­хо­ди­мо учи­ты­вать два основ­ных момен­та, один из кото­рых — “дося­га­е­мость”, а дру­гой — “рычаг”. То есть, смо­же­те ли Вы дотя­нуть­ся до обрат­ной сто­ро­ны вмя­ти­ны и смо­же­те ли ока­зать на неё воз­дей­ствие. Это помо­жет сузить выбор сре­ди име­ю­щих­ся инструментов.

На самом деле не име­ет зна­че­ния, какой инстру­мент Вы исполь­зу­е­те, глав­ное — полу­чить резуль­тат. Может быть несколь­ко спо­со­бов ремон­та одно­го и того же повре­жде­ния. Кро­ме клас­си­че­ских руч­ных инстру­мен­тов PDR не нуж­но забы­вать о воз­мож­но­стях кле­е­вой систе­мы. С её совер­шен­ство­ва­ни­ем, воз­мож­но­сти бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин зна­чи­тель­но расширились.

Бренды PDR инструментов

Сей­час суще­ству­ет мно­го раз­ных фирм, про­из­во­дя­щих PDR инстру­мен­ты и аксес­су­а­ры. Луч­ше не поку­пать дешё­вые ана­ло­ги неиз­вест­ных фирм или даже ком­плек­ты без назва­ния. Инстру­мен­ты извест­ных, заре­ко­мен­до­вав­ших себя брен­дов про­хо­дят тща­тель­ное тести­ро­ва­ние, испы­та­ния с опыт­ны­ми масте­ра­ми бес­по­кра­соч­но­го ремон­та. Сеци­а­ли­сты фирм-про­из­во­ди­те­лей PDR инстру­мен­тов под­дер­жи­ва­ют обрат­ную связь с масте­ра­ми, а так­же учи­ты­ва­ют запро­сы на необ­хо­ди­мую моди­фи­ка­цию неко­то­рых инструментов.

Наи­бо­лее каче­ствен­ны­ми и заре­ко­мен­до­вав­ши­ми себя явля­ют­ся инстру­мен­ты аме­ри­кан­ских ком­па­ний, таких как Dentcraft Tools, A‑1 Tools, PDR Finesse Tools, Ultra Dent Tools и дру­гие. Так­же сто­ит отме­тить ком­па­нии KECO и Blackplague PDR, кото­рые про­да­ют инно­ва­ци­он­ные инстру­мен­ты и мате­ри­а­лы кле­е­вой систе­мы для вытя­ги­ва­ния слож­ных деформаций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]