Беспокрасочный ремонт вмятин (Paintless Dent Repair — PDR) — это технология ремонта вмятин кузова при сохранении оригинального лакокрасочного покрытия автомобиля. Специалисты беспокрасочного ремонта используют различные PDR инструменты для воздействия на вмятину с обратной стороны панели кузова, либо вытягивают её с лицевой стороны клеевой системой, либо комбинируют оба способа. Дополнительно применяются специальные пробойники и молотки для простукивания и опускания возвышенностей металла.
В этой статье мы рассмотрим, какие инструменты используются для беспокрасочного ремонта вмятин автомобилей, их характеристики и способы применения.
Содержание статьи:
|
Инструменты PDR
Первые команды мастеров PDR начали формироваться в отделах контроля качества автогигантов. Им нужно было создать необходимые инструменты для успешного выправления мелких вмятин, которые иногда образовывались при производстве и сборке автомобилей. Первоначально эти инструменты были самодельными. Их переделывали из существующих инструментов “жестянщиков”, а также изобретали новые уникальные приспособления и со временем усовершенствовали их. Можете более подробно прочитать про возникновение технологии беспокрасочного ремонта вмятин в статье “история возникновения технологии PDR”.
Самодельные инструменты для беспокрасочного ремонта вмятин использовались много лет назад первыми специалистами PDR.
Технология PDR была значительно улучшена за последние 15 лет. Сейчас квалифицированные мастера PDR могут выправлять без покраски достаточно сложные вмятины. Это возможно благодаря ассортименту современных инструментов, а также эластичности современных лакокрасочных покрытий.
В настоящее время существует множество производителей, которые обеспечивают большой ассортимент инструментов и аксессуаров для беспокрасочного ремонта вмятин.
Инструменты PDR можно классифицировать по дизайну и по применению (предназначению).
По дизайну инструменты могут отличаться изгибом (одинарный, двойной, тройной изгиб, либо более сложные формы), формой кончика, длиной, диаметром инструмента, формой и конфигурацией ручки.
По применению инструменты можно классифицировать, в зависимости от того, на каких панелях кузова они используются или какое действие выполняют. К примеру, классические крючки (или стержни, от англ. rod) предназначены для работы в открытых, достаточно доступных местах, таких как крылья, крыши, багажники, капоты. Они работают, выполняя нажим с обратной стороны вмятины. Другой пример — это инструменты с наконечником «китовый хвост». Такой инструмент, в противоположность классическим крючкам используется в труднодоступных узких местах и работает за счёт скручивающего действия. Кроме того, мастера PDR используют специальные отражающие панели для точного «считывания» вмятин, светодиодные лампы и клеевую систему для вытягивания вмятин. Для выправления разных вмятин может потребоваться использование нескольких инструментов. Чем больше инструментов в вашем распоряжении, тем больше свободы действий и гибкости Вы будете иметь для ремонта конкретной вмятины.
Далее мы по порядку рассмотрим различные инструменты, которые применяются для беспокрасочного ремонта вмятин, а также необходимые аксессуары.
PDR крючки (PDR rods)
Крючки PDR — являются основными инструментами, которые заполняют ящик с инструментами мастера. Различные по форме и размерам, они используются на каждой панели автомобиля. Большинство мастеров используют жёсткий крючок (или стержень – англ. rod) длиной 120 см для всех открытых, достаточно доступных мест, таких как крыши, капоты, крышки багажника, крылья. Более короткие версии таких же крючков используются для дверей. Крючки могут обеспечить стабильный и очень контролируемый нажим для подъёма металла.
Крючки отличаются длиной (от 40 см до 2 м), изгибами, диаметром и формой наконечника. Лучше иметь набор разных крючков, из которого со временем можно выбрать для себя наиболее предпочтительные для работы.
Некоторые компании по производству инструментов PDR создают крючки с поворотными ручками (ratchet handle pdr tools). Это отличное дополнение, потому что мастер может использовать один инструмент для разных позиций и прилагать разную силу на рычаг. Бывают крючки со сменными наконечниками, что делает один инструмент более универсальным и экономит место в ящике или сумке с инструментами.
Дверные крючки PDR (PDR door hooks)
Дверные крючки используются для работы с дверными повреждениями сквозь зазор между стеклом двери и панелью, позволяют выправлять вмятины без необходимости снимать обшивку. Дверные крючки имеют разные углы изгиба (от 90 до 180 градусов) и разную длину, узкий кончик для лучшей проходимости. Для удобства работы и увеличения функционала дверные крючки могут иметь поворотную ручку.
Данные крючки в основном используются в верхней части дверей.
Брасовый инструмент (англ. brace — скоба, распорка)
Инструменты для использования под усилителями панелей. Бывают версии под левую и правую руку. Сделаны так, чтобы максимизировать досягаемость и минимизировать появление возвышенностей от использования инструмента. Данный инструмент часто применяется для ремонта вмятин от града.
Крючки в виде серпа/косы (Dent Reaper)
Этот тип крючков достаточно новый. Инструменты в виде серпа/косы (Dent Reaper) обеспечивают сильный нажим, не сгибаются и имеют острые наконечники для финишной обработки.
Крючки в виде серпа/косы хорошо подходят для работы в дверях, а также могут использоваться на других панелях. Они «мощные» и точные в применении. Увеличивают эффективность в работе. Отлично подходят для работы с алюминиевыми панелями.
Ножевидные/ножевые «бритые» крючки (SHAVED TOOLS)
Ножевые/ножевидные или «бритые» (от англ. shaved) крючки предназначены для работы в зонах сложного доступа, в узких полостях, под усилителями.
Данный инструмент представляет собой крючок со срезанным стволом под углом от основания к рабочей части. «Бритые» крючки бывают разных размеров. Их все объединяет тонкий дизайн и гибкость. По возможностям данные крючки близки к инструменту «китовый хвост», но у них другой принцип воздействия на вмятину. Применяются при ремонте градовых вмятин, особенно под усилителями капота, крыши и крышки багажника. Хорошо подходят для работы в задних крыльях, там, где два металла вплотную прижаты друг к другу. Также хороши как вспомогательный инструмент, помогают при финишной доводке на финальных стадиях .
Из-за тонкого ствола «бритые» крючки не применяются на жёстких местах, закруглениях, плотном металле.
Китовый хвост (Whale tail)
Инструменты «китовый хвост» (whale tail) названы так по форме их кончика. Они дают рычаг по краям наконечника. «Китовые хвосты» бывают разной длины от 10 см до 150 см с наконечниками разной ширины (от 1 см до 10 см — ультратонкий, тонкий, стандартный, широкий и очень широкий). Наконечники полностью закруглены в верхней части.
Они используются для работы под усилителями панелей. Инструменты «китовий хвост» не самые простые в освоении. Они действуют за счёт скручивания, а не толкания/нажима, как обычные крючки.
Инструменты со сменными наконечниками
Cменные наконечники позволяют использовать один инструмент в разных ситуациях, заменяя собой несколько инструментов, что увеличивает его гибкость применения и экономит место в сумке или ящике мастера.
Сменные насадки предназначены для использования с крючками, пробойниками и молотками, имеющими резьбу под них. Насадки или наконечники бывают разных форм и размеров, а также изготавливаются из разных материалов, что даёт им отличие в свойствах (в частности, разную жёсткость). К наиболее распространённым относятся наконечники с покрытием, пластиковые, стальные без покрытия, заострённые, закруглённые, грибовидной формы. Каждый наконечник играет разную роль. Как правило, чем больше вмятина, тем больше кончик инструмента. Однако нужно рассматривать каждую вмятину, учитывать её структуру и выбирать наиболее подходящие наконечники и методы воздействия. Обычно правка начинается с больших наконечников для уменьшения общего размера вмятины, а затем постепенно размер наконечника уменьшается по мере уменьшения вмятин.
Рассмотрим типы сменных наконечников, устанавливаемых на крючки, и когда они применяются.
- Наконечники бывают сделаны из разных материалов (стальные, пластиковые, резиновые и другие). Некоторые имеют покрытие (пвх или резина), которое действует как демпфер, чтобы смягчать нажатие на панель. При использовании металлических наконечников без покрытия нужно быть осторожным и знать, что Вы делаете, так как голый металл может повредить ЛКП при сильном нажатии. Наконечники с покрытием или пластиковые, в этом плане, более безопасны.
- Большой грибовидный наконечник с покрытием ПВХ. Данный наконечник отлично подходит для удаления больших «мягких» вмятин. Он подходит для быстрого подъёма большой площади металла. Грибовидная форма пригождается в случаях, когда требуется большое давление на вмятину. Такой наконечник обеспечивает очень сильный рычаг. Этот тип наконечника бывает разных размеров. Больший размер действует также как малый, но с ещё большим радиусом действия.
- Большой круглый резиновый наконечник используется для начала выдавливания больших вмятин.
- Пластиковый конический (заострённый) наконечник хорошо работает на линиях кузова (рёбрах жёсткости, кантах). Заострённый пластиковый кончик при слишком сильном нажатии может передавить металл и создать возвышенность, но не повредит краску, в отличие от металлического. То есть, увеличивается вероятность выправить «ребро» кузова, перед тем, как Вы повредите краску. Пластик может различаться по жёсткости и по-разному воздействовать на металл. Более жёсткий пластик можно использовать как на алюминиевых, так и на стальных панелях. Более мягкий пластик не сможет с достаточной силой действовать на вмятину алюминиевой панели, так как для этого требуется более сильное воздействие, чем на сталь. При сильном надавливании острый наконечник из мягкого пластика может терять форму и нажим будет не чётким, более жёсткий материал сохраняет форму и обеспечивает чёткий сильный нажим.
- Острый металлический наконечник. Его расположение легче определить с обратной стороны панели, так как он даёт чёткое точечное воздействие. При использовании острого металлического наконечника нужно чётко знать, что Вы делаете. Таким наконечником нельзя в случайном порядке нажимать на металл, так как это образует множество острых возвышенностей. Острые наконечники могут затупляться со временем, поэтому их форму можно самому корректировать, при необходимости.
- Наконечник со слегка конусной формой. Он лучше всего подходит для мелких вмятин. Его форма даст вам точность воздействия, но слабый рычаг.
- Наконечник в форме конуса с закруглением в центре. Этот наконечник даёт достаточное усилие и достаточно точен.
- Наконечники в виде роликов (Roller Rod Tips) позволяют прикладывать большее давление к панели, не оставляя возвышенности, тем самым увеличивая видимость наконечника с обратной стороны панели. Более широкие ролики позволяют выправлять более крупные и глубокие вмятины с меньшей склонностью к разрыву краски или растяжению вмятины. Наконечник в виде ролика с более тонким профилем используется для чистовой доводки панели. Данные наконечники могут иметь разную жёсткость, так как изготовлены из твёрдого или мягкого пластика.
Содержание
Особенности процесса
Устранение вмятин изнутри механическим способом
Внешнее выравнивание специальным оборудованием
Исправление магнитом
Удаление при использовании строительного фена
Выстукивание
Рекомендации от автора
Если лакокрасочный слой при деформации кузова автомобиля не повредился, можно произвести ремонт вмятин без покраски. Сейчас производятся довольно качественные лакокрасочные материалы. Применяются особые технологии и специальные примеси, что обеспечивает долговечность и прочность покрытия.
Преимущества беспокрасочного удаления вмятин:
- внешний вид в большинстве случаев восстанавливается полностью;
- повышенная скорость процесса;
- обработка кузова в щадящем режиме;
- довольно дешевый способ устранения дефектов.
Особенности процесса
Ремонт вмятин без покраски помогает автовладельцам значительно экономить на ремонте. Беспокрасочный ремонт также занимает значительно меньше времени и трудозатрат. Незначительные вмятины, если имеются необходимые навыки и инструменты, можно произвести даже самостоятельно. Если вы не уверены в собственных силах, лучше обратиться к специалистам. На устранение небольшого повреждения у мастера на СТО уйдет в среднем от 15 минут до двух часов.
Этот вид ремонта производят без снятия детали с автомобиля, при помощи специальных приспособлений.
Существует несколько вариантов подобной рихтовки:
Удаление вмятин без покраски, вакуумная рихтовка
Клеевой метод более современный. С его помощью производят коррекцию кузова в местах с ограниченным доступом. Старый добрый и проверенный годами выравнивающий метод позволяет выравнивать вмятины изнутри, применяя специальные инструменты. Один из самых эффективных методов избавить автомобильную деталь от вмятин – рихтовка.
Иногда произвести выравнивание вмятин без проведения процедуры покраски нельзя:
- если лакокрасочное покрытие повреждено;
- сильная деформация кузова;
- некачественный слой лакокрасочного покрытия;
- машина старше 15 лет.
Чтобы произвести вытягивание вмятин без покраски, можно воспользоваться как подручными средствами, так и профессиональными инструментами. Последние стоят дорого и продаются уже в наборах. Если вы не занимаетесь серьезно рихтовкой автомобилей, то целесообразнее использовать подручные средства.
Устранение вмятин изнутри механическим способом
Технология выправление вмятин без нанесения краски применяется в тех случаях, которые проблематично или невозможно удалить их снаружи обычными инструментами. Принцип, благодаря которому происходит удаление вмятин механическим способом, – перепад давления. Чтобы устранить небольшие повреждения, используют вакуумные вытяжки. Для остальных работ механического выправления используют разнообразные рычаги, а также фторопластовые отбойники.
Следует очень осторожно рассчитывать силу давления на выравниваемый участок, перестаравшись, можно получить с обратной стороны неровности и пики, которые потом придется устранять, что не совсем легко будет сделать.
Технология локального кузовного ремонта вмятин без покраски
При механическом выравнивании следует разместить нужный рычаг в технологическое отверстие в кузове автомобиля, стараясь разместить максимально близко к дефекту его конец. Далее, при помощи аккуратных надавливающих движений выровнять поверхность до первоначального состояния. При выпрямлении должен быть слышен небольшой щелчок.
Внешнее выравнивание специальным оборудованием
Случается так, что вмятина находится в том месте, куда невозможно получить доступ изнутри. Воспользоваться этим методом можно применив клеевую технику. Для этого специальный пистон нужно приклеить к поверхности и просто вытянуть вмятину.
Чаще применяют другой способ. Для него понадобятся клей и клеевые аппликаторы, которые следует закрепить на поверхности вмятины. Далее выполняется все точно так же, как и с помощью пистонов. Остатки клея легко удаляются с поверхности кузова автомобиля после завершения процедуры выравнивания.
Исправление магнитом
Метод очень прост. Ремонт вмятин с помощью магнита осуществляется путем вытягивания повреждения от края к центру. Силу натяжения следует направлять на себя. В результате этого вмятина постепенно выравнивается. Не забудьте подложить под магнит ветошь или иную подложку, чтобы в результате работы не поцарапать лак или краску.
Прибор для удаления, устранения и ремонта вмятин на авто без покраски
Удаление при использовании строительного фена
Высокотемпературный метод, применяя который следует озаботиться собственной безопасностью и надеть очки и защитные перчатки. Для работы потребуется строительный фен и баллончик, в котором находится сжатый воздух. Принцип этого метода заключается в перепаде температур на поверхности автомобиля. Сначала ее нагревают феном до нужной температуры, а потом охлаждают, используя баллончик, в котором присутствует сжатый воздух. При использовании фена доступен нагрев от плюс 300 до 650 градусов по Цельсию, а с помощью баллончика – охлаждение до минус 78 градусов.
В зависимости от того, какой формы вмятина на детали «железного коня», выбирают места точек воздействия. Для больших повреждений их должно быть несколько. При круглой форме, точки работы располагаются по радиусу повреждения, при овальной — по ее самой короткой стороне. Если устранение вмятин на автомобиле без покраски с помощью фена не удалось выпрямить полностью, завершают работу с помощью метода выстукивания.
Выстукивание
Метод применяется, когда вмятина на авто больших размеров. Чтобы осуществить ремонт данным способом, к нам на помощь придут прорезиненные киянки и разных форм крючки. Описание работы кроется в самом названии. Чтобы выровнять вмятину с помощью выстукивания, нужно выстукивать поврежденный участок с внутренней стороны. Если вмятина находится в труднодоступном месте, применяются крючки. После завершения работ выполняют полировку поверхности.
Метод применяется, когда вмятина на авто больших размеров
Рекомендации от автора
Перед началом любых ремонтных работ следует реально оценить свои возможности. Если вдруг вы сомневаетесь, что сможете качественно выполнить удаление вмятин своими руками, лучше обратиться за помощью в специализированные сервисные центры, где подготовленные мастера помогут отремонтировать автомобиль быстро, а главное, качественно.
Если решились произвести ремонт собственноручно, внимательно оцените степень повреждения кузова, для того, чтобы грамотно определить способ, с помощью которого будете выравнивать поверхность.
Перед началом работ любую технологию ремонта, которую выбрали, следует протестировать на детали, которая не нужна. Чтобы восстановление авто прошел на должном уровне и не создали еще больше проблем, внимательно изучите инструкцию и ознакомьтесь с фото и видео. Выполнение нехитрых инструкций и рекомендаций позволит успешно выполнить работу по выправлению вмятин без покраски и наслаждаться ездой на отремонтированной машине.
А у нас есть канал в Я ндекс.Дзен
Подписывайтесь, чтобы получать свежие материалы в момент их публикации!
Молотки, гладилки и поддержки (контропоры) для ремонта вмятин
Молотки, гладилки и поддержки используются в кузовном ремонте для выправления вмятин уже давно. Для беспокрасочного выправления вмятин они также применяются, однако отличаются от обычных инструментов для кузовного ремонта. Поддержки и гладилки для беспокрасочного ремонта вмятин имеют идеально гладкую, отполированную поверхность, либо содержат смягчающее покрытие, чтобы не оставлять на ЛКП никаких следов и повреждений при воздействии на панель.
- Молотки для беспокрасочного ремонта используются для опускания возвышенностей. Они могут иметь сменные насадки, для изменения характеристик бойка.
- Поддержки (или контропоры) являются вспомогательными инструментами, используемыми для поддержки металла с обратной стороны панели при рихтовке молотком или гладилкой. Существует множество различных форм и размеров контропор. Выбор поддержки правильной формы имеет решающее значение для результата ремонта. Она выбирается с учётом изгиба ремонтируемой панели. Контропора обеспечивает поддержку панели и предотвращает проминание неповреждённых участков. Примером использования поддержки может быть выравнивание (простукивание) возвышенностей вокруг вмятин от крупного града. Такие вмятины могут быть около 10 см в диаметре. Чтобы устранить основной объём повреждений необходимо убрать возвышенности вокруг этих вмятин. Именно здесь в игру вступают поддержки и специальные молотки.
Гладилка с мягкой накладкой для смягчения воздействия.
- Гладилка — это ручной инструмент с гладкой поверхностью из пружинной стали, который отлично подходит для разглаживания волнистого металла. Гладилка контролирует бОльшую поверхность при ударе, чем любой молоток. При этом она проста в использовании. Гладилка применяется с поддержкой при подъёме металла и может использоваться без поддержки для опускания возвышенностей. Гладилка может иметь кожаную накладку на лицевой стороне для смягчения воздействия.
Пробойники (керны, битки)
Пробойник (также его называют керн или биток, англ. knockdown tool) является необходимым инструментом PDR. Вы будете пользоваться им регулярно. Большинство высококлассных мастеров могут похвастаться тем, что ограничивают использование пробойника, но нет ни одного мастера, который мог бы обходится без него.
При беспокрасочном ремонте вмятины не просто резко выправляются от воздействия на них, они медленно и методично выдавливаются сотнями крошечных нажимов. Иногда нажатие на металл происходит мимо того места, где оно должно быть. Это может быть случайно, а иногда даже специально. Таким образом, создаются возвышенности, которые нужно убрать пробойником. Кончик пробойника располагается непосредственно на высокой точке и опускает её вниз, ударом по пробойнику PDR молотком или другим не тяжёлым предметом.
На некоторых вмятинах требуется простучать возвышенности по их периметру для снятия напряжения и смягчения металла ещё до того, как начнётся выправление металла.
Пробойники могут быть изготовлены из разных материалов, а также отличаются формой наконечника. Они бывают затуплённые, острые, закруглённые, грибовидные. Острота наконечника зависит от величины и формы возвышенностей. Простукивание более тяжёлым пробойником (к примеру, стальным) с мягким закруглённым наконечником займет намного меньше времени, чтобы переместить то же количество металла, чем простукивание более лёгким нейлоновым пробойником. Легкий пробойник требует гораздо больше ударов молотком или силы ударов, чтобы создать то же самое воздействие, что делает более тяжёлый пробойник.
Тип и материал молотка, которым осуществляются удары по пробойнику, не имеют большого значения, важен его вес, который будет влиять на силу удара. Кроме молотка можно использовать и другие предметы, если это будет удобнее для мастера.
Можно рекомендовать приобрести один пробойник со сменными наконечниками.
Вообще для простукивания возвышенностей в процессе ремонта вмятин может использоваться как пробойник, так и специальный молоток без использования пробойника. Так называемые молотки для блендинга лучше всего использовать для больших, более мягких высоких точек. Пробойники, как правило, лучше всего подходят для более острых возвышенностей.
Диагностика кузова
Перед тем как приступить к самому ремонту автомобиля, нужно тщательно осмотреть кузов авто. Делать это лучше при хорошем свете — так все повреждения будут
Обратите внимание, что, если на поверхности автомобиля будет обнаружена не одна вмятина, начинать ремонтные работы следует с наиболее мелкого повреждения, постепенно переходя к самому большому.
Также перед началом вытягивания следует убедиться в хорошем состоянии лакокрасочного покрытия. Если сильно повреждена краска, выполнить рихтовку без покраски не получится. В таком случае дефект придется удалять традиционным способом рихтовки авто.
Удаление вмятин без покраски
Клеевая система
Клеевая система PDR предназначена для вытягивания вмятин с лицевой части панели и включает в себя клеевой пистолет со специальными клеевыми стержнями, специальные клипсы для вытягивания, вытягивающие устройства и средство для снятия клея с панелей и клипсов.
- Клеевые пистолеты бывают электрические (проводные или работающие от батареи) или газовые. Клеевые стержни, как правило, отличаются от обычных, которые продаются в строительных магазинах, имеют лучшую адгезию, более прочные. Стержни бывают разных цветов, что маркирует их характеристики. В основном они отличаются температурой, при которой будет производиться ремонт, а также силой склеивания.
- Клипсы PDR для вытягивания бывают разных размеров, форм, различных конструкций и цветов. Они также могут различаться по прочности. Как правило, форма клипсы подбирается под структуру повреждения. Сейчас существуют специальные усиленные длинные планки, которые заменяют несколько клипсов и упрощают вытягивание сложных вмятин.
- Вытягивающие устройства. Как только Вы приклеите клипсу к вмятине, вам понадобится устройство для вытягивания, чтобы потянуть одну или несколько клипсов. Для вытягивания используется скользящий молоток обратного действия, мини-подъёмник, большое подъёмное устройство, либо устройство рычажного типа. Разные устройства нужно выбирать в зависимости от повреждения. Не стоит ожидать, что молоток обратного действия или мини-подъемник вытянут вмятину на панели и вернут металл к заводскому состоянию с минимальными усилиями. Правильнее воспринимать эти приспособления как одни из многих инструментов, которые могут понадобиться Вам для достижения результата. Вам, вероятно, придётся сделать несколько повторных вытягиваний. Также может потребоваться простукивать возвышенности вокруг вмятины специальным пробойником и использовать ручные инструменты PDR для финишной доводки неровностей.
- Средство для снятия клея. Иногда клей нелегко отклеить от панели или клипсы и в этом случае Вам потребуется средство, облегчающее снятие клея. Существуют специальные составы, а также можно использовать спирт.
Для профессионального использования чаще всего используются более жесткие типы клипсов, в то время как более мягкие клипсы дают менее точный контроль над натяжением.
“Glue Pull Repair” (GPR), используемый без инструментов PDR или в комбинации с ними стал очень мощной системой благодаря большому ассортименту различных типов клея, клипсов (или вытягивающих планок) и многим вытягивающим устройствам. Современная клеевая система со всеми аксессуарами и дополнительными инструментами позволяет заменить использование споттера и многих других рихтовочных инструментов.
Механический способ удаления вмятин с воздействием изнутри
Если к зоне вмятины достаточно нелегко подобраться, то помимо специальных рычагов, имеющих разную рабочую длину и форму окончаний, можно использовать вакуумную вытяжку, накладываемую на зону дефекта. В результате планового на нее воздействия, металл приобретает свой первоначальный вид за счет «массажа», осуществляемого изнутри из-за перепада давлений, способствующих снятию местного напряжения.
Для того, чтобы с применением комплекта рычагов устранить вмятину, следует воспользоваться доступом через наиболее подходящие кузовные технологические отверстия. Выпрямление металла осуществляется серией несильных давящих или вращательных движений, способствующих возвращению поверхности первоначального вида.
Процедура должна проводиться с предельной осторожностью, чтобы ни в коем случае не образовывались пики либо грани. Если же их образования избежать не удалось, операция по выдавливанию немедленно прекращается, а для устранения возникшего изъяна для выстукивания используется фторопластовый карандаш в комплекте с молотком.
Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)
Пневматическая вытягивающая присоска продаётся в наборе с несколькими всасывающими присосками разных размеров (обычно тремя). В зависимости от размера может создавать разное вытягивающее усилие.
Она крепится на стержни скользящего молотка обратного действия. Присоска изготовлена из резины и пластика. Присоска может работать как с металлическими панелями, так и с пластиковыми бамперами.
Этот инструмент может очень быстро удалять большие вмятины. Используется на начальном этапе ремонта, для устранения основного объёма вмятин.
Магнит
Магнит – прибор, используемый для вытягивания вмятин. Приспособление применяется совместно с ветошью, которая подкладывается под него в момент использования. Это условие обеспечивает защиту покрытия при выравнивании.
Прибор применяется для выравнивания повреждений небольшого размера. Использование этого инструмента не требует трудоемких физических усилий. Магнитом вытянуть вмятину проще всего, поэтому допускается проведение восстановительных работ своими руками.
Магнит для выпрямления покрытия – специальное приспособление, продающееся в автомагазинах. Самодельные устройства использовать для этой цели не рекомендуется.
Вспомогательные аксессуары
Аксессуары для работы с дверьми через оконный проём (оконный протектор PDR и клин)
Для ремонта вмятин на дверях инструменты PDR обычно располагаются между панелью двери и её стеклом. Чтобы предотвратить повреждение стекла, используется оконный протектор со специальным клином. Всё, что Вам нужно сделать, это опустить стекло вниз, вставить клин и защитный протектор, создав пространство для работы инструмента. Также, вместо клина используется воздушная подушка, которая легко увеличивает зазор между стеклом и панелью, обеспечивая лучший доступ для инструмента.
Существуют различные типы протекторов на рынке, но наиболее распространенным является пластиковый или металлический лист с прямым углом на краю.
Перед началом работы с дверьми нужно учитывать тип установленных в них стёкол. Обычно боковые стёкла сделаны из сталинита (закалённого стекла), но сейчас на некоторых современных автомобилях могут быть ламинированные боковые стёкла. Для этого типа стёкол критично давление, которое может воздействовать на них во время ремонта (даже через пластиковый протектор).
Перед ремонтом лучше всегда проверять стекло двери, на которой будет выправляться вмятина. Ламинированное стекло можно распознать по 2‑х слойной структуре, которую можно увидеть в верхней части стекла. Если стекло выглядит как 2 слоя, склеенных вместе, это признак ламинированного стекла. Напротив, слойность не будет видна по краю куска закаленного стекла. Оно будет выглядеть как абсолютно гладкий, цельный кусок. Также в уголке стекла может быть обозначение «laminated» или «tempered».
Если стекло ламинированное, то лучше следовать следующим рекомендациям, чтобы минимизировать вероятность повреждения стекла.
- Снимите молдинг на верхнем краю дверного проема.
- Опустите стекло так, чтобы оно выходило из проёма примерно на 7–8 см.
- Используйте надувную подушку для создания пространства между стеклом и панелью. Не используйте для этого клин, так как давление для ламинированного стекла опасно.
- Всегда используйте металлический защитный протектор для ламинированных стёкол.
Снятие молдинга с верхней части двери даёт больший зазор, чтобы вставить инструмент между стеклом и панелью двери. Это даст достаточно места для инструмента. Оставляя 7–8 см стекла поднятым, Вы можете приложить более равномерное давление к центру стекла надувной подушкой, вместо того, чтобы концентрировать всё давление на верхнем краю. Металлический протектор также помогает рассеять давление, которое Вы будете оказывать на стекло с помощью инструмента.
Так как ламинированное стекло легче повредить, чем закалённое, при PDR ремонте вмятин на дверях, то иногда, если машина дорогая, самый безопасный способ — это снять внутреннюю обшивку двери и стекло.
Стенд для капота (hood stand)
Стенд обычно используется для ремонта вмятин на капоте, когда они не могут быть отремонтированы на машине. Стенд упрощает работу. На стенде панель жёстко закрепляется и мастер может легко получить доступ к обратной стороне в любой точке.
Современные стенды имеют регулировки, что позволяет их использовать для капотов разных размеров, а также для крышек багажника. Стенд легко складывается для компактного хранения.
Упоры, фиксаторы, подвесы
Для ремонта вмятин на кузове авто кроме специального инструмента требуются упоры и фиксаторы. Важно зафиксировать подвижную ремонтируемую панель (капот, крышку багажника или дверь) в удобном положении. Для этого используются специальные упоры и фиксаторы.
Подвесы предназначены для создания опоры и правильного рычага для крюков при правке вмятин. Обычно крепятся за технологические отверстия кузова. Они бывают разных форм и размеров. Также для этих целей используются карабины. Они удерживают более массивные инструменты во время удаления обширных повреждений.
Ножи для резки герметика
Ножи для срезки герметика необходимы при ремонте вмятин под усилителями. Нож позволяет аккуратно срезать герметик, не поцарапав ЛКП. Данные ножи острые и эластичные. Могут иметь разную длину, разные ручки.
Вакуум
Удаление вмятин без покраски вакуумным методом по процессу аналогично клеевой технологии. Однако имеет перед ней одно неоспоримое преимущество. После того как ремонт завершится, не нужно удалять клей, рискуя повредить лакокрасочное покрытие или повторно деформировать поверхность.
Удаление среднего размера вмятины на машине, производится с помощью вакуумной присоски. Различные модели имеют разную площадь подошвы. Идеальным вариантом считается случай, когда подошва присоски слегка недостает до границы дефекта.
Подготовительный процесс ограничивается только очисткой рабочей поверхности. В установленной присоске создается вакуум с помощью электрического или ручного насоса. После достижения плотного и надежного прилегания, шланг отсоединяется и можно начинать выпрямление вмятин.
После того как поверхность приняла первоначальный вид, открывается специальный вентиль и присоска легко снимается с кузова автомобиля.
Освещение PDR
Освещение и отражение является одним из важнейших компонентов PDR ремонта. Лампы PDR используются внутри помещения и позволяют специалисту более детально разглядеть вмятины на панелях кузовов автомобилей. В настоящее время используются два типа освещения: флуоресцентное и светодиодное. С внедрением светодиодного освещения всё определенно изменилось. Светодиоды позволяют иметь более компактные, лёгкие и очень прочные светильники. Светодиодные панели могут менять интенсивность освещения, и даже цвет. Это нужно для автомобилей разных цветов. К примеру, светлые панели может быть трудно ремонтировать без покраски при использовании стандартной лампы PDR с белым светом.
Лампы для PDR ремонта могут содержать специальный рассеиватель света. Обычно, это параллельные линии или, так называемый туманный экран (fog board). Цвет и рисунок, используемые на лицевой стороне лампы является личным предпочтением мастера. Подобные рассеиватели или экраны можно приобрести отдельно и поставить на лампу или заменить имеющийся рассеиватель. Они помогают добиться высокой детализации дефектов.
Отражательные экраны (рефлекторные экраны/панели) представляют собой панель с определённым рисунком (обычно с параллельными линиями). Они, в отличие от специальной лампы с линиями, не дают собственного света, а отражают имеющийся свет (к примеру, солнечный) и отбрасывают линии на ремонтируемую панель, помогая лучше видеть повреждение.
Таким образом, назначение света PDR (или отражающего экрана) состоит в том, чтобы мастер видел структуру повреждения, что происходит внутри вмятины. Читая тени и искажённое отражение, специалист может определить, где возвышенность металла, а где — углубление. Также мастер использует отражение, чтобы направить наконечник инструмента точно туда, где он должен быть. Далее отражение помогает следить за процессом ремонта, повзоляет развивать точное усилие и вовремя прекратить давить. После манипуляций с инструментами PDR, как только искажённые линии станут параллельными в отражении панели, то вмятина будет успешно выправлена.
Лампы PDR бывают разных размеров и вариаций. В целом их можно разделить на стационарные лампы для мастерских и на портативные.
- Стационарные лампы крепятся на разборных штативах, позволяют работать с большими объёмами повреждений. Они могут вращаться и устанавливаются под любым углом. Такие лампы удобны при ремонте градовых повреждений и могут целиком осветить крышу или другие панели.
- Портативные лампы PDR обычно имеют длину от 25 см до 50 см. Они легко перемещаются и обычно устанавливаются на автомобиль с помощью присоски. Мобильные лампы предназначены для работы, как в стационарных условиях, так и на выезде. Они позволяют работать с мелкими повреждениями и повреждениями средней сложности.
При выборе лампы PDR стоит учитывать следующие факторы:
- Размер
- Удобство крепления и настройки
- Персонализация (можно ли менять интенсивность света, цвет)
- Время работы аккумулятора (в случае с портативной лампой)
- Долговечность
Методика поверхностного выстукивания вмятин авто
Если не удалось полностью вытянуть вмятину с помощью поочередного нагрева-охлаждения, то остаточные ее признаки можно удалить с использованием киянки, головка которой прорезинена. Именно с ее помощью выстукивается поверхность для снятия остаточных напряжений. Таким образом, удается исправить вмятины, обладающие средним размером.
Чтобы более точно провести операцию выстукивания, будет приемлемым использование фторопластового карандаша. Он существенно облегчает работу и оказывает щадящее воздействие на поверхность краски без ее повреждений. Заканчивается вся процедура операцией поверхностного полирования.
Добавим, что для лучшего исправления желательно использовать специальные лампы, дающие вытянутые блики на глянцевой автомобильной поверхности и помогающие лучше видеть имеющиеся на ней вмятины.
Комплекты инструментов PDR
Инструменты для беспокрасочного ремонта вмятин можно покупать как отдельно, так и в комплектах. Размеры комплектов варьируются от простых стартовых до сложных профессиональных. Перед покупкой лучше изучить разные инструменты, чтобы иметь представление, что Вам предлагают.
Лучше покупать инструменты не комплектами, а по отдельности. В комплекте могут быть не ходовые крючки, но может не быть нужных Вам инструментов. В любом случае, перед покупкой нужно изучать ассортимент.
Какой инструмент выбрать для ремонта конкретной вмятины?
Инструменты бывают разных длин, форм и размеров. Каждый инструмент уникально разработан для конкретной цели, и мастер PDR имеет множество инструментов, чтобы получить доступ даже к самым труднодоступным областям автомобиля.
Как узнать, какой инструмент выбрать для определённой вмятины? Необходимо учитывать два основных момента, один из которых — “досягаемость”, а другой — “рычаг”. То есть, сможете ли Вы дотянуться до обратной стороны вмятины и сможете ли оказать на неё воздействие. Это поможет сузить выбор среди имеющихся инструментов.
На самом деле не имеет значения, какой инструмент Вы используете, главное — получить результат. Может быть несколько способов ремонта одного и того же повреждения. Кроме классических ручных инструментов PDR не нужно забывать о возможностях клеевой системы. С её совершенствованием, возможности беспокрасочного ремонта вмятин значительно расширились.
Бренды PDR инструментов
Сейчас существует много разных фирм, производящих PDR инструменты и аксессуары. Лучше не покупать дешёвые аналоги неизвестных фирм или даже комплекты без названия. Инструменты известных, зарекомендовавших себя брендов проходят тщательное тестирование, испытания с опытными мастерами беспокрасочного ремонта. Сециалисты фирм-производителей PDR инструментов поддерживают обратную связь с мастерами, а также учитывают запросы на необходимую модификацию некоторых инструментов.
Наиболее качественными и зарекомендовавшими себя являются инструменты американских компаний, таких как Dentcraft Tools, A‑1 Tools, PDR Finesse Tools, Ultra Dent Tools и другие. Также стоит отметить компании KECO и Blackplague PDR, которые продают инновационные инструменты и материалы клеевой системы для вытягивания сложных деформаций.