Как сделать тиснение на коже: простое руководство к пользованию

Тиснение по коже — невероятно интересный процесс, который вы можете запросто организовать у себя дома и наносить слова или рисунки на обложку портмоне, футляр для ключей, ремень, сумку, или домашние туфли. Главное в достижении результата — упорство и следование правилам, которые вывели для себя старые умельцы.

Главный материал для работы — чистая заготовка из кожи, желательно дубленой растительными веществами. Как утверждают знатоки вопроса, дубленый химическими соединениями вроде хрома материал больше подходит для изготовления обуви, рассчитанной на холодную мокрую погоду, чем для тиснения на коже в домашних условиях. Причина в том, что ставшая более упругой кожа будет недолго держать тиснение, стараясь распрямиться. А от этого вся работа на смарку.

После того, как вы запаслись подходящим куском качественной кожи, рекомендуем детально задуматься о том, что на ней будет изображено. Лучше орнамент, рисунок или надпись предварительно изобразить на листе бумаги в натуральную величину. Так вы будете визуально представлять, как станет смотреться ваше творение в после тиснения.

Инструменты для тиснения и начало работы

Если вы серьезно озадачились вопросом, как делать тиснение на коже, подходим к моменту выбора инструментов. Прежде всего, непрофессионалу понадобится молоток, утюг для нагрева кожи или фольги, ножницы, обычная кухонная губка, стилус а также инструменты для выполнения штамповки. Последние можно купить в специально продающихся наборах для тиснения. Эти штампы позволят вам наносить стандартные узоры на изделия. Подложите под кожу плоскую дощечку или лист фанеры, чтобы не повредить домашнюю поверхность, на которой вы собрались работать и обязательно смочите кожу водой. В более мягком виде материал будет эластичнее и мягче. Удары для оттиска рисунка наносите молотком по обратной стороне штампа резко, но не слишком сильно. Перед работой лучше потренироваться на ненужных отрезках кожи. Если кожа попалась мягкая, тиснение будет ложиться с первого удара, если жесткая — только со второго или третьего.

Но если у вас в голове особый рисунок, необходимо создать клише, которое будет при резком надавливании оставлять глубокий оттиск с готовым рисунком.

Подобные штампы делаются на заказ в специальных фирмах. После того, как вы представите проект своего рисунка в электронном виде, по нему на фрезерном или лазерном станке будет выточено аккуратное клише в зеркальном отображении. Оно станет рабочей часть вашего тиснения. Этот метод наиболее прост, но немного дороговат, учитывая то, что с него вы планировали сделать не более одного оттиска. Правда, опытные специалисты по тиснению советуют еще один вариант: сделать клише из картона или резины. Долго они не прослужат, но для одного раза будет достаточно.

Способа тиснения

Перед началом работы мастер должен сделать выбор, каким методом обработки он воспользоваться, и какую технику будет использовать. Методы обработки бывают горячим и холодным.

Если применяется холодный метод, то рисунок наносится на сырье при помощи сильного удара по клише. Мастера используют этот метод для тиснения тонкой и толстой кожи. Понять принцип работы несложно: с ним может справиться даже начинающий. Важно понять, какая именно сила удара необходима для отпечатывания рисунка на материале. Если удар недостаточно сильный, то оттиск клише будет едва заметным. При слишком сильном воздействии сырье может быть повреждено. Практиковаться нужно на более толстом полотне.

При горячем методе тиснения клише подвергают воздействию высоких температур. При нагревании верхние слои кожи прожигаются, в результате чего рисунок получается с более отчетливыми контурами. В процессе эксплуатации он практически не изменяется. Для тонкого полотна метод горячего тиснения не рекомендован. Есть большой риск, что материал будет испорчен. Такой способ позволяет изготавливать эффектные изделия, потому что под действием высоких температурных режимов можно менять не только рельеф изображения, но и его яркость.

Важно! Начинающим специалистам по обработке кожи следует начинать с холодного метода тиснения. Он безопасен и прост в освоении: не требует экспериментов с высокой температурой. Вероятность получения травмы во время работы или порчи полотна гораздо ниже по сравнению с горячим методом.

Важно! Начинающим специалистам по обработке кожи следует начинать с холодного метода тиснения. Он безопасен и прост в освоении: не требует экспериментов с высокой температурой. Вероятность получения травмы во время работы или порчи полотна гораздо ниже по сравнению с горячим методом.

Переходим к работе с клише

Если затраты на изготовление клише вас не испугали и вы по-прежнему желаете понять, как делать тиснение на коже своими руками, можно приступать к самому процессу тиснения. Сразу оговоримся: существуют несколько способов тиснения на коже. Самый простой — холодное блинтовое тиснение, которое достигается путем резких ударов по задней стороне клише, вдавливающемся в поверхность изделия. Резкие удары создают надежный оттиск. Однако если у вас есть хорошее клише ивы желаете, чтобы тиснение имело модное серебряное или золотое покрытие, стоит обратить внимание на технологию тиснения фольгой.

В этом случае вам понадобится особая фольга для горячего тиснения и обычный комнатный утюг. Разложив лист фольги кожаном изделии накройте его горячим утюгом и дайте хорошо разогреться. После этого в дело вступают магазинные штампы или ваше оригинальное клише. Резким ударом молотка клише углубляется размягченную температурой кожу через лежащую на ней фольгу. Учитывая то, что нижний слой фольги, покрытый пленкой, быстро плавится, фольга крепко прилегает к материалу в месте нанесения удар по предмету. Убрав неиспользованные остатки, вы получите выпуклое

изображение, покрытое фольгой. После проведения такого опыта вы уже не сможете сказать, что не видели, как делать тиснение на коже своими руками.

Но это — далеко не последний способ выполнения тиснения. Еще старые мастера подумали о том, что гораздо красивее вдавленного тиснения гораздо лучше смотрелось бы выпуклое, более рельефное и интересное. Так появилось конгревное тиснение, в котором используются два клише, выполненные в зеркальном отражении друг друга. При конгревном тиснении обложку ежедневника или другое изделие кладут на между двух клише и оказывают давление прессом. В итоге получается прекрасный объемный результат. Правда в домашних условиях выполнение конгревного тиснения потребовало бы значительно больше затрат.

Изготовление штампов для тиснения методом гальванопластики

Приветствую, друзья!

Как обещал в комментариях, сегодня я покажу вам процесс изготовления штампов для блинтового тиснения кожи, и тиснения фольгой. Даже при условии что у меня есть магазин на Еtsy и штампы делаю на заказ, этот метод в принципе больше не встречал. Я не буду делать никакой тайны и секретов из этого и расскажу все что знаю. Метод, если быть откровенным, сложный, и нужны знания из самых разных областей. На поток и серийное производство его вряд ли можно поставить в виду своей трудоемкости, и ребятам, имеющим ЧПУ, я ни разу не конкурент.

Несомненные плюсы метода • Сам себе дизайнер (делаешь все что нравится, шаблон главное найти или сделать) • Нет необходимости в дорогом оборудовании и площадях (у меня под весь процесс определен подоконник городской квартиры). • Тишина (можно делать ночами). • Себестоимость штампов небольшая

Минусы (куда без них) • Процесс трудоемкий (много манипуляций и движений) • Постоянная корректировка электролита • Непредсказуемость процесса (до сих пор не уверен до конца в хорошем результате, от партии к партии может быть и отлично и полный шлак. Тут больше сказываются физико-химические свойства электролита, его кислотность, температура, соотношение компонентов раствора, плотность и сила тока и порой, мне кажется, цикл и фаза луны, а так же колебания астрала))) • Расходники. Электролит требует периодической корректировки, нужна медь на аноды (марка М-1 или АМФ), нужен припой.

Процесс изготовления можно разделить на этапы. 1. Создание матрицы (то с чего будем растить медь). На этом этапе ищем шаблон, с которого создадим матрицу. Шаблоном может быть практически что угодно — любое, что вам понравится, из какого бы материала оно ни было, можно сделать медным. 2. Собственно гальванопластика. 3. Литейные дела. 4. Механическая обработка готового штампа.

1.Создание матрицы. В основном в качестве шаблона я использую фотополимерные штампы для скрапбукинга, но при умении можно вырезать вручную из ювелирного воска то, что захотите. Мне хватает этих покупных. Процесс покажу на примере этого углового штампа.


Для изготовления матрицы я использую двухкомпонентный силиконовый компаунд с твердостью по Шору 60-70 ед. Продается он на развес и хватает его надолго. 2 кг силикона стоит в районе 1600р+пересылка. За все время заказывал раза два. При том что формы я делаю не только для штампов.

Снимаю силиконовый слепок. Стараюсь залить за один раз больше деталей, По отдельности делать каждый элемент весьма затратно по времени. Вот и в этом случае, пользуясь написанием статьи, я снял слепок с нескольких штампов.

В компанию уголку я определил два линейных штампа (буду делать филету, правда пока не придумал как придать ей радиус и закрепить на ручке.) Как только силикон затвердел и перестал фонить химией (около двух недель нужно выдержать и лучше на солнце), готовим его к купанию в электролите. На фото видна матрица в процессе прокладки проводников. Прошиваю обычной иглой с помощью медной проволоки по периметру всю деталь. Я пробовал разные по твердости силиконы, но именно эти были самыми удобными в работе. Так как силикон не тонет, нужно приделать груз. Привязываю свинцовый пруток. Металл можно использовать только тот что стоит в таблице напряжения после водорода, в противном случае в электролите выпадет контактная медь и загрязнит его. Свинец самое то для этого и тяжелый и интактный.


Для придания электропроводности форме использую графитовый спрей из магазина радиодеталей.

Для загрузки в ванну я подготовил сразу несколько заготовок. Купать там один штамп — большая роскошь.


Есть много способов создания токопроводного слоя. Графитовый спрей — самый лучший на данный момент вариант.

Пару слов о необходимом минимуме для гальваники. Во-первых, это источник тока. Лабораторный блок питания, который я приобрел специально для этих целей, не подошел по разным причинам, и я удачно купил зарядное устройство для аккумулятора. Просто неубиваемая штука. Для моего скромного уровня достаточно. Нужен будет нагревательный элемент для ванны. Оптимальная температура раствора — 20-32 градуса. Самым бюджетным вариантом оказался аквариумный нагреватель. Магнитная мешалка. Ну тут пришлось потратиться. Без нее никак. Перемешивать электролит очень важно. Заказал у китайцев небольшую мешалку на 5 л. Работает очень хорошо, торнадо сделает в ванной легко. Собственно сам электролит меднения. Самый неприхотливый и стойкий из всех электролитов. Так же понадобятся расходники в виде тонкой медной проволоки и медного анода (его покупаю в фирмах, торгующих цветметом). Покупайте сразу качественный анод марки М1 или АМФ, не нужно пихать в электролит всякую дрянь. Убить его вы на раз сможете.

В общем, погружаем наши заготовки в ванну, и пару ночей (днем, когда на работе, я не оставляю включенным прибор, ну мало ли) они там купаются. Первое время для определения толщины осадка использовал весы, но теперь, что называется, только на глаз. И глаз подсказал — пора вынимать.

Красивая розовая медь.


Самый мой любимый момент.

Дальше идут дела литейные. Опять же я люблю все делать партиями. И это раз в нее попали пять штампов для кожи и два штампа для сургучной печати.


Это устройство было описано в одном из МК. Кратко, оно нужно для точного позиционирования гайки крепления штампа при его заливке припоем.

Гайки использую такого вида. У них при заливке гильза остается выше уровня припоя.

Навинчиваю гайку на держатель и готовлю штамп к заливке.

Припой плавлю на газу.

С помощью подвижных уголков конструкции делаем опалубку для заливки и собственно заливаем. Дело не хитрое.

Вот такие кирпичики получились.

Теперь обработка заготовки.

Обтачивать припой удобнее вот таким рашпилем.

Рукоятка самая обычная деревянная. Подходит под все штампы с такой резьбой.

Не самый филигранный из моих штампов, но уголок аккуратный:)

Вот и все, пока всем!

Сергей Саламатин — активный участник сообщества «Ручной переплет», переплетчик.
Нижний Новгород

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Как выделить тиснение на коже.

Зачастую любители и опытные мастера приходят к желанию выделить цветом полученное тиснение на коже, если оно смотрится блекло. Если вопрос касается дамской сумочки, проблем не возникает: человек с художественным вкусом подберет интересные сочетания цветов и краски для придания нужной цветовой гаммы. Если же тиснению подвергся мужской портфель, портмоне или ремень, о ярких красках говорить не приходится. В этом случае некоторые умельцы, объясняя, как выделить тиснение на коже, советуют применять именно горячее тиснение, так как оно, прожигая тончайший слой поверхности кожи, делает цвет тиснения темнее, чем остальные участки.

Иногда в подобных целях используют пропечатывание с помощью шила или других инструментов и штампов. Сделав дополнительные узоры, которые предусмотрены магазинными штампами, вы сделаете тиснение более заметным. В крайнем случае попробуйте тиснение с фольгой, которая красиво и солидно смотрится на кожаных предметах. Для этого вам пригодится уже описанный способ горячего блинтового тиснения.

Какой материал подойдет для тиснения

Специалисты рекомендуют использовать в домашних условиях только кожу специального растительного дубления (при выделке используют такие вещества, как танины). Такой материал отличается особой эластичностью, поэтому на него можно наносить любой узор. Рельеф рисунка сохраняется на долгое время. Помимо этого выделяют следующие достоинства кожи, которая прошла обработку танинами:

  • 100% натуральность;
  • материал не подвергался воздействию вредных, неэкологичных веществ;
  • полотно мягкое на ощупь, дарит приятные тактильные ощущения;
  • приятные естественные оттенки (бежевые, кремовые, молочные).

При окрашивании используются только безопасные эмульсии натурального происхождения.

Толщина материала – это характеристика, которую важно знать при выборе способа обработки. При использовании холодного тиснения выбирают материал, толщина которого находится в пределах от 0,8 мм и выше. Также надо учитывать, как сырье держит форму и нанесенный рельеф.

При обработке сырья горячими штампами берут заготовки, толщина которых равна от 1,2-1,4 мм. Начинающим мастерам не следует сразу брать в работу тонкую кожу. Учиться тиснению нужно на образцах толщиной 2-2,4 мм.

Для изготовления разных изделий кожа должна быть особенной. Какие виды бывают:

  1. Износостойким и плотным сырьем является чепрак. Его используют для изготовления таких кожаных изделий, как ножны, поясные ремни, браслеты и чехлы. Толщина материала – от 1 мм.
  2. Пластичный, хорошо гнущийся материал мастера называют юфть (от 2 мм). Из такой кожи делают различные аксессуары (брелоки, фигурки зверей).
  3. Крепкую кожу, отличающуюся гладкой матовой поверхностью, называют крастом. Из нее шьют небольшие сумки, портмоне, кошельки и ключницы.

При возникновении сомнений в выборе кожаного полотна нужно узнавать об особенностях сырья у человека, который занимается его распространением. Опытные мастера на форумах часто делятся важной информацией, которая может пригодиться при покупке.

Обработка кожи после тиснения

Вы уже знаете, как выполнить тиснение на коже, но еще не знакомы с процессом окончательной обработки материала. Итак, когда рисунок готов, следует стилусом пройтись по каждой линии и постараться сделать ее более плавной, чтобы рисунок смотрелся менее грубо. Затем отполируйте изделие мягкой тряпочкой. Когда обработка будет закончена, кожу желательно протереть водой и оставить просушиться.

После того, как вы впервые приобщитесь к работе кожевника, вас ожидают противоречивые ощущения. Во-первых, вы увидели непосредственный результат своей работы и поняли, что удивительные рисунки на коже вполне доступны вам при наличии терпения и определённого опыта. С другой стороны стало очевидно, что эта работа не так проста, как казалось с первого взгляда. Нанесение каждого оттиска требует точности руки, внимательности и определенных навыков.

Кто-то остается фанатом тиснения на коже на многие годы, а кто-то, понимая, что надежнее получить качественный результат у профессионалов, заказывают тиснение в мастерских, оборудованных прессом и другой специальной техникой.

Клеймо для выжигания

Клеймо для выжигания по дереву с выпуклым изображением
Площадь до 10 см21800 руб.
Площадь от 10 до 25 см2180 руб./см2
Площадь от 25 до 50 см2150 руб./см2
Площадь от 50 до 80 см2130 руб./см2
Паяльник 200 — 300 Вт (с переходником)2500 руб.
Паяльник 500 Вт (с переходником)3500 руб.
Ручка 150мм (латунь + текстолит)500 руб.
350 руб.
  • Глубина гравировки свыше 1,5 мм + 50 % за каждый доп. мм
  • Герб + 50 %
  • Сложное изображение с большой трудоемкостью от + 25% до +100 % к стоимости изделия

Для заказа свяжитесь с нами по телефону +7 (499) 3940020, почте или воспользуйтесь онлайн чатом в левом углу экрана.

  1. ———————————————————————————————————-

Процесс выжигания рисунка на дереве известен нам, как древний вид искусства, который встречается в культуре различных народов.

Довольно продолжительное время процесс выжигания воспринимали только как народное творчество, да и сейчас выжиганием по дереву увлекаются многие в качестве хобби.

Но уже в конце прошлого века выжигание по дереву прочно вошло в профессиональную среду, где этот увлекательный процесс стал применяться для коммерческих целей.

В профессиональной среде обработка дерева, кожи, пластика и других материалов, которые выдерживают высокую температуру, происходит с использованием клише для выжигания.

Суть его работы проста — на поверхности клише для дерева гравируется эксклюзивный текст или рисунок, затем, путем нагревания клише до определенной температуры и прижатия его к поверхности материала, получают клеймо на дереве.

Использование клише для выжигания

Во все времена стремились защитить свое изделие от подделки и, заботясь о сохранении авторства, старались изящно подписать свою работу. Сейчас ничего не изменилось. Художники, мастерские и различные предприятия используют клише для выжигания на дереве – им оставляют фирменный знак на предметах и продукции, который служит отличием оригинальной продукции от подделки.

Как сделать ударное клеймо своими руками

Сделать ударное клеймо для кузнечных работ не сложно, главное — грамотно подойти к решению данного вопроса. В качестве заготовки нужно использовать пруток круглого или квадратного сечения, изготовленный из инструментальной стали (например, 9ХС, ХВГ и др.).

При помощи самодельных ударных клейм можно наносить разные узоры, буквы и орнаменты не только на поверхность металла, но и изделия из кожи. Обычно для переноса узора на ударное клеймо используют метод электрохимического травления или механическую гравировку на ЧПУ.

Однако в данном случае рассмотрим именно ручной метод — при помощи напильников по металлу. На первый взгляд эта процедура может показаться сложной и трудоемкой, но, как говорится: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».


Процесс изготовления ударного клейма

Заготовку, которая будет использоваться для изготовления ударного клейма, зажимаем в тисках и обрабатываем напильником, придавая ей правильную квадратную форму. Затем делаем разметку силуэта букв на плотной бумаге, приклеиваем трафарет к рабочей поверхности клейма и «прорезаем» напильником.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]