Вряд ли можно встретить автомобилиста, который не сталкивался с проблемой разряженного аккумулятора. В таких случаях не обойтись без надежного источника питания, в котором используются составные транзисторы. Если под рукой нет нужного прибора, мы расскажем, как сделать зарядное устройство из бесперебойника своими руками, не потратив при этом огромных денег. Найти данное устройство не составляет труда – это может быть неработающий или ненужный ИБП, который давно заменили более новой моделью. Почему выбор пал именно на это изделие? Все просто — бесперебойник как раз содержит необходимые элементы электрической цепи. Если ИБП неработающий, то самая важная для нас деталь в нем — это трансформатор.
Изготовить зарядник можно как из старого и нерабочего устройства, так и из работающего, если не планируется его дальнейшее использование по его основному назначению. Данная операция относительно простая, если вы обладаете знаниями, связанными с электроникой.
В противном случае советуем предварительно ознакомиться с этим вопросом.
Правила безопасности
Техника безопасности в нашем случае ничем не отличается от таковой с другими электроприборами. Категорически запрещено разбирать включенные в сеть устройства, а также проводить какие-либо дополнительные манипуляции с ними. Не забывайте, что при обнаружении неисправности электрооборудование нужно ремонтировать или заменять в кратчайшие сроки.
Также для сборки зарядника потребуются определенные знания в области электроники, чтобы правильно разместить те или иные элементы цепи.
Инвертор из бесперебойника
Для переделки в инвертор мы выбрали UPS Mustek Power Must 800 USB (номер платы 098-17615-00-S1), этот UPS как будто создан для того, что бы его переделали, тем более нагрузка в 500 Вт для бытовых целей не такая уж и малая.
Переделка ИБП под автомобильный аккумулятор будет разбита на несколько этапов:
- Отключение функции Green Power
- Установка активной системы охлаждения
- Реальные тесты
Green Power в UPS – некая хитрая фишка, которая не дает бесперебойнику достаточно долго работать от АКБ. В разных аппаратах проявляется и реализуется по-разному, в одних она отключает UPS, который работает без нагрузки через 5-10 мин, в других аппаратах Green Power не дает работать UPS более 25-30 мин в независимости от его нагрузки. Иногда эту функцию можно отключить с помощью специального резистора, но бывает, что процесс отключения зашит в микроконтроллер UPS, и тут уже ничем ему особо не поможешь.
Первым делом открываем корпус и для себя делаем фотографию его внутренностей, это нужно сделать для того, что бы в дальнейшем не возникало вопросов, что и куда подключать при обратной сборке.
Поле чего отключаем все провода и достаем плату управления, номер платы 098-17615-00-S1.
Если рассмотреть плату поближе можно увидеть, что на ней нанесены таблицы меняющие режимы работы бесперебойника.
Нас интересует резистор R15A, который отвечает за функцию Green Power. Аккуратно выпаиваем резистор с платы, а для любителей тишины еще можно произвести небольшие манипуляции с бузером. Если хочется полностью избавиться от писков, которые издает ИБП можно отпаять перемычку JP82 или выпаять сам бузер, а для тех, кто хочет приглушить звук достаточно впаять небольшой резистор на 100-300 Ом, вместо этой перемычки.
Следующим шагом станет установка 80мм вентилятора и небольшая доработка корпуса UPS.
Вентилятор отлично крепится к пластиковым перемычкам, которые уже есть внутри корпуса.
Как видим вентилятор размещается по центру корпуса, что дает возможность обдувать воздухом не только трансформатор, но и радиаторы транзисторов, расположенные в верхней части корпуса.
Можно придумать массу способов, как запитать вентилятор в UPS. Но мы выбрали самый простой и доступный для повторения. Питание вентилятора можно взять с платы лицевой панели, на которой размещена кнопка питания и светодиоды. Кнопку включения ставим на положение выкл. и тестером прозваниваем выводы разъема, находим, куда приходит плюс и минус от АКБ (у нас это вывод: вывод 7 — плюс, 5 – минус). Уже по дорожке или с помощью тестера отслеживаем плюс АКБ к кнопке питания и после кнопки (он возвращается через вывод 8 на плату). Значит, питание вентилятора можно взять с выводов: 5 – минус; 8 – плюс. При таком включении вентилятор у нас будет работать на полную мощность, когда кнопка питания будет включена, т.е. и при работе от сети (зарядке) и при работе от АКБ.
Дальнейшим этапом станет незначительная доработка корпуса. Первым делом делаем отверстия для притока свежего воздуха к вентилятору. Если портить лицевую панель жалко, можно наделать отверстий в днище, высота ножек позволит спокойно проходить небольшому потоку воздуха.
Также немного удивили декоративные пластиковые накладки, которые имеют перфорацию для вентиляции, но в самом корпусе в этих местах отверстий нет. Это все решается с помощью небольшого сверла и дрели.
Последним этапом перед сборкой станет фиксация трансформатора. При переноске UPS без штатного АКБ трансформатор буквально гуляет в своих посадочных местах, он с легкостью может из них выскочить и повредить основную плату.
Подключаем теперь провода с клеммами, вместо штатной батареи. Для дополнительной изоляции лучше надеть специальные силиконовые колпачки. Провод для подключения к UPS автомобильного аккумулятора нужно брать с сечением как можно больше, а сам провод должен быть максимально коротким.
И так, немного погоняем и протестируем наш инвертор из бесперебойника.
Как видим сделать инвертор из бесперебойника совсем не сложно, пришла пора реальных тестов. UPS на холостом ходу, ток потребления около 1 А.
Поставим на зарядку ноутбук, ток потребления поднялся до 5 А.
UPS нагружен лампочкой в 60 Вт, ток потребления почти 8 А.
К стати, ток зарядки не подымается выше 1 А, по мере заряда постепенно снижается.
Напряжение зарядки данного ИБП составляет 13,7 В.
Не трудно догадаться, что чем более емкая у Вас батарея, тем такой инвертор из бесперебойника проработает дольше, но и заряжаться от сети будет тоже весьма немалое время.
Данные фото и рекомендации даны для платы 098-17615-00-S1 от UPS Mustek Power Must 800 USB. При переделки других ИБП, вполне возможно данные рекомендации только частично останутся актуальными т.к. конструктив и схемы будут отличаться. Важно детально ознакомится с метками и таблицами, которые обозначены на плате, следовать рекомендациям производителя и не пытаться проводить эксперименты без знаний и навыков, т.к. можно вывести из строя не только сам UPS, но и аппаратуру, подключенную к нему. Главное помнить, что при работе UPS присутствует опасное для жизни напряжение.
Схемы
Еще один вариант изготовления зарядного устройства своими руками. Данный способ мало отличается от предыдущего, однако здесь есть схемы – это очень удобно для работы с электрическими приборами. Такое устройство включает в себя мощные составные транзисторы КТ947, КТ827. Приведенные в схеме пунктирные линии – дополнительные конденсаторы. Диоды с транзисторами конструктивно могут размещаться на общем большом радиаторе, изолирующие прокладки при этом не требуются.
Если трансформатор со средним отводом на 16 вольт отсутствует, можно воспользоваться схемой, где включен выпрямительный мост. Резистор R1 нужен, чтобы защищать составной транзистор от коротких замыканий.
Если собрать устройства по этим схемам, то регулировка напряжения на выходе будет от 0 до 15 В, а максимальный ток зарядки — до 10 А.
Простой инвертор из бесперебойника своими руками
Все мы знаем как неприятно, когда внезапно отключают свет. Это может случиться в любой момент — дома или на даче. Жителям сельской местности не позавидуешь вдвойне, тем более, если в такие моменты работает инкубатор или циркуляционный насос. Внезапное выключение света может привести к гибели будущего выводка или остановке насоса для отопления.
Есть отличное решение этой проблемы – нужно всего-навсего купить автомобильный инвертор с 12-на 220 в. Однако цены на них очень велики, не каждый сельский житель сможет позволить себе купить такую дорогую вещь.
Что же делать – где можно недорого приобрести источник бесперебойного питания для освещения дома, теплицы, дачи т. д.? Конечно же, попробовать сделать его своими руками! А интернет нам в этом поможет.
Оказывается, есть более простое и дешевое решение – нужно всего лишь навсего, переделать бесперебойник в инвертор.
Для этой цели нам понадобится рабочий источник бесперебойного питания от компьютера, который можно купить буквально за копейки на «блошиных» рынках или через объявления местных газетах по продаже б/у компьютерной техники. Однако для наших задач бесперебойник не совсем подходит и требует небольшой переделки. Все, кто умеет работать с паяльником, без особого труда справятся с такой работой.
Как сделать лабораторный блок питания?
Изготовление лабораторного блока питания из старого бесперебойника — более сложная задача. Лабораторный блок питания зачастую используется радиолюбителями. Помимо трансформатора от старого ИБП, потребуются также:
- мощный транзистор;
- диоды для выпрямления напряжения;
- микросхема (от ОУ);
- реле;
- набор светодиодов;
- варистор;
- разъемы;
- оксидные конденсаторы;
- керамические конденсаторы.
Экспликация блока питания представлена на рисунке 2.
Первичная обмотка трансформатора получает напряжение от сети через вставленный элемент FU1 и выключатель подачи питания SА1. Подключенный параллельно RU1 (варистор) служит защитой от скачков напряжения.
При помощи R1 (резистор токоограничения) и VD1 (диод) происходит питание светодиода HL1, который выполняет роль индикатора наличия сетевого напряжения.
К обмотке || подключается выпрямитель напряжения, расположенный на VD2-VD5 (диодные сборы). Положение релейных контактов К 1.1 определяет работу трансформатора как двухполупериодного с напряжением в районе 10 В или как мостового с напряжением примерно 20 В. От выпрямителя напряжение поступает к полевому транзистору.
При помощи конденсаторов С1 и С3 сглаживаются пульсации. При помощи резистора R17 обеспечивается минимальная нагрузка стабилизатора напряжения.
От собранного на VD6-VD9 (диоды) выпрямителя при участии С2 и С5 (конденсаторы) происходит питание параллельного стабилизатора на:
- микросхемах (DA1, ОУ DA2);
- реле К1;
- вентиляторе M1.
HL2 (светодиод) подает сигнал при наличии напряжения в этом выпрямителе.
Порог ограничения тока устанавливается резисторами:
- R7;
- R8.
Управление реле (К1) происходит при помощи резистора (VT2). Выходное напряжение устанавливается R19 (подстроечный резистор). При его превышении при помощи реле происходит переключение выходного напряжения. При превышении установленного R15 (резистор) значения максимальной температуры VT3 (транзистор) и RK1 (терморезистор) запускают в работу M1 (вентилятор). Чрезмерное напряжение реле и вентилятора распределяются, соответственно, на R13 и R18 (резисторы).
Демонтаж аккумуляторов
Итак, первое, что нужно сделать — это удалить старые, потекшие батареи. Они достаточно просто демонтируются, сняв нижнюю крышку и отключив провода питания. Если остались следы потекшего электролита, чистим корпус от кристаллов окисления.
Такая операция обеспечит устранение дальнейшего вытекания кислоты, а также значительно облегчит вес аппарата.
Сообщества › Кулибин Club › Блог › Зарядное для АКБ из старого ИБП
Так получилось, что зимой у меня машина простояла пару недель на улице в виде сугроба и у нее сел АКБ, зарядного у меня небыло и пришлось быстро выходить из ситуации Делается все очень быстро и просто понадобиться старый ИБП
для естетики можно сделать все на разъеме, чтоб кабель можно было отсоединять от ИБП
Вот такой бюджетный зарядник вдруг кому пригодиться
Комментарии 93
А если на таком зарядном аккумулятор будет стоять долго, то получаем еще идеальный десульфотатор.) Свой старый AGM 90 а.ч. поставил на него для попытки сделать бесперебойник. Вспомнил, за него через несколько месяцев, когда к нам в лютый мороз подбросили дизельного «витька» с полностью разряженным аккумом. Бокс под горку, лед, затолкать не могли и решили помогать стартером. И был в шоке ибо на моей «умершей» agm-ке мы витька не то шо на стартере затолкали, так потом еще трое суток заводили его)) С тех пор использую эти устройства для воскрешения аккумов (естественно если они не закорочены и т.п.) Современные боши и т.д., когда ловят пару разрядов, то быстренько сульфатируются и не берут заряд. Даже будучи новыми. Месяц назад, пришедши на новую работу увидел toplu top внушительного размера ( в районе 100-ки судя по всему). Использовался он как скамейка. На клеммах меньше 10-ки. В общем с писками и воплями, но принял его по итогу mustec.)) У меня выведен вольтметр, что б не делать лишних движений. Электричество в боксе на ночь выключаем, так что утром смотрю остаточный заряд. И вот ровно за месяц, с дневными зарядками, начиная с робких 10.1, утром меня уже встречает приятная цифра 12.7)) А «кипятильщиков», я бы развешивал на фонарных столбах! Ибо им похер шо кипетить — обслуживаемый, необслуживаемый, AGM, гель…
Для поддержки нормально, для полной зарядки не годится — аккумулятор должен заряжаться до «кипения» — Скачиваем, читаем (стр.49):
Также можно 220 получить. Полезная вещица для автомобиля и гаража.
Такой же бесперебойное устройство, я также иногда зарежаю акумы но по 3-5 дней чем больше стоит тем лучше. И я скажу что это факт идёт самый щидящия зарядка долго но качественно, но не для больших акумов
На безрыбьи конечно и рак рыба. Надо померять что он на выходе дает, думаю там не более 13,7 что вполне хорошо для временного поддержания но не особо как полноценная зарядка тк выше 70-80% так не зарядить. Ну и учитывая что более 1А он скорее всего не дает, то даже для зарядки до 70% с 9В понадобится 3 дня. Когда спешить некуда, это конечно не плохо, но когда надо побыстрее то не канает.
Севший до 9в АКБ считается глубоко разряженный. стоит избегать таких разрядов. Не каждое автоматические зарядное начнет заряжать такой акб
На безрыбьи конечно и рак рыба. Надо померять что он на выходе дает, думаю там не более 13,7 что вполне хорошо для временного поддержания но не особо как полноценная зарядка тк выше 70-80% так не зарядить. Ну и учитывая что более 1А он скорее всего не дает, то даже для зарядки до 70% с 9В понадобится 3 дня. Когда спешить некуда, это конечно не плохо, но когда надо побыстрее то не канает.
13.9 — идеальное напряжение. Используется на АКБ солнечных станций. Исключает выкипание.
Зарядное напряжение не 12в, а 15, для некоторых 16в. При достижении нужного напряжения ток снижается или остаётся неизменным, в конце заряда не кипит АКБ? Что нет веры в такие зарядные не зная хар-к.
Когда-то когда гаража не было из безперебойника 220 в машину делал, хорошо выручала иногда. www.drive2.ru/l/466265773896106659/
Так же зарядник сгорел, АКБ в ноль а надо было ехать, взял сварочный аппарат Ресанта, подключил к АКБ и на малом токе чуть постоял и стартер начал крутить
Для быстрого подзаряда можно и 20а дать. И ничего не будет аккумулятору. Но при этом строго важно что бы зарядное устройство умело ограничивать напряжение. 14.4 или 14.7 верхний порог, зависит от типа АКБ
У меня однажды зарядкой от шурика заряжался сутки, нормально завелась)))))
Ну на безрыбье, как говорится. А так у меня 3 зарядных )) Бош с7, полный автомат, советский трансформаторный огромный до 63в/12а и мелкий полуавтомат
Я два спалил,