Поделки своими руками для автолюбителей
Всем привет. У многих есть мультиметры, которые питаются от батареи типа «Крона», если мультиметр не имеет автоотключения, то батарея быстро выходит из строя, даже если мультиметр с автоотключением, то всё равно приходится несколько раз в год менять батарейку.
Вот в этой статье и расскажу, как можно избавиться от батарейки и перейти на литиевый аккумулятор, который можно будет подзаряжать от простой зарядки.
Главное подобрать аккумулятор небольшого размера, в моём случае подошёл аккумулятор от старого видеорегистратора на 3,7 Вольта 400 ма.
Аккумулятор имеет напряжение 3,7 вольт, а мультиметр работает от 9 вольт, поэтому нужен преобразователь напряжения. Купить компактный dc-dc преобразователь не проблема, популярная плата повышающего преобразователя МТ3608, стоит копейки и по карману каждому.
Этот преобразователь имеет ток холостого хода около 1,5 миллиампера, поэтому даже если мультиметр отключён, от аккумулятора потребляется ток.
Можно конечно поставить небольшой выключатель,
который бы включал аккумулятор, но мы пойдём другим путём. Также нам понадобится и плата заряда, которая даст возможность зарядить аккумулятор от usb-порта.
Как видно из блок-схемы преобразователь всегда подключён к аккумулятору и потребляет от него некоторый ток, даже в режиме покоя.
В качестве преобразователя напряжения очень желательно использовать вот такой
построенный на базе микросхемы МЕ2149 и ей подобных, такие преобразователи без проблем можно купить в интернет-магазинах. Фишка таких преобразователей заключается в том, что они имеют очень маленький ток холостого хода, в пару-тройку сотен микроампер.
К сожалению у меня такого преобразователя не было, а заказывать и ждать целый месяц мне не хотелось и я пошёл другим путём. Я взял преобразователь МТ3608 и немного его переделал, а переделал потому что он посадил бы наш аккумулятор за 30-40 дней даже если не включать мультиметр, а это никуда не годится.
Поэтому было решено переделать плату преобразователя,
после чего он стал потреблять ток всего 50-55 микроампер, вместо 1,5 миллиампера, а это значит, что аккумулятор разрядится полностью за 300 дней, а это уже круто…
Вот исходная схема данного преобразователя.
А вот уже переделанная
В самом начале нужно подать на вход преобразователя напряжение около 4 Вольт и вращением подстроечного резистора на выходе выставить 9 вольт или просто можете выпаять подстрочник и впаять на его место постоянной резистор на 70 кОм.
Далее, берём иголку или лезвие канцелярского ножика и разрезаем 4 вывод микросхемы от 5 вывода, после собираем всё по схеме, что опубликована немного выше…
Можно естественно всё сделать покрасивее, но сделал как сделал)
Ну и на всякий случай несколько слов о работе схемы.
Четвёртый вывод микросхемы даёт возможность управлять преобразователем, если на него поступает плюс питания, преобразователь запускается, если масса выключается. В выключенном состоянии преобразователь потребляет мизерный ток, 50-55 ма.
Если на выход преобразователя подключается нагрузка, образуется некоторое падение напряжения на резисторе,
этого падение достаточно для того чтобы сработал маломощный транзистор, по открытому переходу транзистора на четвёртый вывод микросхемы поступает «+» питания, вследствие чего преобразователь запускается и на его выходе мы получаем заданное напряжение 9 вольт.
Переделка не занимают много времени и почти не требует затрат. Транзистор любой малой или средней мощности, советую взять транзистор с большим коэффициентом усиления по току.
Плату МТ3608 мне пришлось урезать чтобы та влезла в корпус, ну и добавил электролит в 10 мкф на выход, чтобы сгладить пульсации.
Система зарядки стандартная построена на базе микросхемы ТР4056 на плате имеется индикатор заряда и плата защиты для аккумулятора.
Этот модуль позволит заряжать литиевый аккумулятор от обычного usb-порта с током до 1 ампера, так как аккумулятор у меня имеет емкость 400 миллиампер я снизил заряд в 2 раза путём замены токозадающего резистора на плате…
Таблица зависимости тока заряда сопротивления данного резистора сейчас перед вами
Эту плату так же пришлось урезать, систему защиты аккумулятора выкинул, так как на самом аккумуляторе уже имелась такая защита.
Корпус я напечатал на 3D принтере,
ну а вы можете разместить данную поделку на ваше усмотрение, можно также разместить всё и без корпуса, единственное надо только будет вырезать окошко под гнездо заряда. А также можно использовать корпус от старой, использованной батарейки типа «Крона». Вытащить из неё все потроха, вставить наши платы и залить клеем.
Ну а теперь давайте протестируем, что у нас получилось, вставляем нашу «батарейку» в мультиметр, как видим напряжение на батарейке около 4 Вольт, это значит, что наш преобразователь находится в режиме сна и потребляет от аккумулятора ничтожный ток.
Теперь включаем мультиметр и снова проверяем напряжение на «батарейки», как видим оно уже в районе 8 вольт, это значит, что система среагировала на нагрузку и преобразователь запустился. Всё работает прекрасно, в противном случае мультиметр бы показал значок разряженной батарейки.
Данное устройство, то есть «батарейка», специально заточена для питания мультиметра.
У вас конечно же возникнет вполне справедливые вопрос — А зачем всё это надо, когда можно купить батарейку и не париться?… Да отвечу Вам просто, мне интересно делать поделки своими руками, чтобы они работали и приносили в будущем пользу, а пойти в магазин и просто купить — это не для меня.
Автор; АКА КАСЬЯН
Популярное;
- Нужно ли мыть автомобильный аккумулятор?
- Как зарядить АКБ авто от блок питания ноутбука, схема
- Схема простого зарядного для АКБ с автовыключением
- Диагностика аккумулятора для авто с помощью одного вольтметра
- Хороший адаптер для ноутбука от 12 Вольт
- Как просто сделать свет автоламп ярче.
- Автоматическое зарядное устройство с автоотключением.
- Зарядное устройство для авто из БП от светодиодной ленты
Доработка крепления мультиметра
Еще одно неудобство при измерениях с мультиметром — это нехватка третьей руки. Постоянно приходится в одной руке удерживать мультиметр, а другой работать одновременно двумя щупами.
Если замеры происходят за рабочим столом, то нет проблем. Положил инструмент, освободил руки и работай.
А что делать если измеряешь напряжение в щитке или в распредкоробке под потолком?
Проблема решается просто и недорого. Для того, чтобы иметь возможность закрепить мультиметр на металлической поверхности, на обратной стороне прибора с помощью термоклея или двухстороннего скотча, приклеиваете обыкновенные плоские магниты.
И ваш девайс ничем не будет отличаться от дорогих зарубежных аналогов.
Еще один вариант недорогой модернизации мультиметра в части его удобного размещения и установки на поверхность при замерах — изготовление самодельной подставки. Для этого вам понадобится всего 2 скрепки и термоклей.
А если у вас нет поблизости вообще никакой поверхности где можно разместить инструмент, что делать в этом случае? Тогда можно использовать обыкновенную широкую резинку, например от подтяжек.
Делаете из резинки кольцо, пропускаете его через корпус и все. Таким образом мультиметр можно удобно закрепить прямо на руке, наподобие часов.
Во-первых, теперь мультиметр никогда больше не выпадет из рук, и во-вторых показания всегда будут перед глазами.
Подсветка мультиметра
Функция которой не хватает мультиметру в плохо освещенных местах — подсветка дисплея. Решить эту проблему не сложно, достаточно применить:
- 2 светодиода последовательно припаянных друг к другу
- отражатель — обыкновенная золотинка от жвачки
- микровыключатель любого типа
Проделываете в корпусе сбоку отверстие для выключателя. Приклеиваете отражатель под дисплеем индикации и припаиваете два проводка к контактам кроны.
От них подается питание на выключатель и далее на светодиоды. Конструкция готова.
В конечном результате самодельная доработка подсветки мультиметра будет выглядеть вот так:
Батарейка с подсветкой будет расходоваться значительно быстрее, поэтому не забывайте отключать выключатель когда естественного освещения будет вполне достаточно.
Мелкие подробности.
Сложно было приобрести всего один аккумулятор. Их в основном продают, либо парами, либо по четыре штуки. Однако некоторые комплекты, например, «Varta», поставляются по пять аккумуляторов в блистере. Если Вам повезёт так же, как и мне, то Вы сможете разделить с кем-нибудь такой комплект. Аккумулятор я купил всего за 3,3$, тогда как одна «Крона» стоит от 1$ до 3,75$. Есть, правда, ещё «Кроны» и по 0,5$, но те и вовсе мёртворождённые.
19 Март, 2012 (15:23) в Источники питания, Сделай сам
Колпачки под щупы
Шипы на концах щупов достаточно острая штука, о которые можно больно уколоться. В некоторых моделях идут в комплекте защитные колпачки, в некоторых нет.
Также они довольно часто теряются. А ведь помимо опасности уколоть палец они еще и защищают контакты от излома, когда мультиметр лежит в сумке вперемежку с другим инструментом.
Чтобы каждый раз не покупать запасные, можно их изготовить самостоятельно. Берете обыкновенный колпачок от гелиевой ручки и смазываете любым маслом наконечник щупа. Делается это для того, чтобы колпачок в процессе изготовления не прилип к поверхности.
Затем заливаете внутреннюю поверхность колпачка термоклеем и одеваете его на острый кончик.
Дожидаетесь пока термоклей застынет и спокойно снимаете получившийся результат.
Разборка девятивольтовой батареи типа «Крона».
Для реализации этого проекта, я аккуратно разогнул завальцованный край задней части жестяного корпуса.
В углах отогнул завальцовку при помощи тоненькой отвёрточки.
При помощи пассатижей выровнял деформированный край обечайки.
Удалил секции батареи.
В задней стенке просверлил отверстие диаметром 6мм и вкрутил стандартное гнездо под Джек 3,5мм для того, что бы можно было впоследствии заряжать встроенный аккумулятор без разборки.
Порядок намотки импульсного трансформатора.
Намотать прокладку на кольцевой сердечник столь малых размеров очень сложно, а мотать провод на голый сердечник неудобно и опасно. Изоляция провода может повредиться об острые грани кольца. Чтобы предотвратить повреждение изоляции, притупите острые кромки магнитопровода, как описано здесь.
Чтобы во время укладки провода, витки не «разбегались», полезно, покрыть сердечник тонким слоем клея «88Н» и просушить до намотки.
Вначале мотаются вторичные обмотки III и IV (см. схему преобразователя). Их нужно намотать сразу в два провода. Витки можно закрепить клеем, например, «БФ-2» или «БФ-4».
У меня не нашлось подходящего провода, и я вместо провода расчётного диаметра 0,16мм использовал провод диаметром 0,18мм, что привело к образованию второго слоя в несколько витков.
Затем, так же в два провода, мотаются первичные обмотки I и II. Витки первичных обмоток также можно закрепить клеем.
Преобразователь я собрал методом навесного монтажа, предварительно связав х/б нитью транзисторы, конденсаторы и трансформатор.
Вход, выход и общую шину преобразователя вывел гибким многожильным проводом.