ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.
Самодельный катамаран из пластиковых труб
Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.
В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.
Почему катамаран?
Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.
- для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
- катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
- благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
- возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
- на катамаран можно установить двигатель любого типа.
Из чего состоит катамаран?
Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.
Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра
Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.
- Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
- Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
- Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
- Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
- Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.
Катамаран из труб ПВХ
И, наконец, предлагаем рассмотреть, как сделать самодельный катамаран из пластиковых труб (ПВХ) своими руками.
Для подобного приспособления вполне можно взять канализационные трубы из пластика с диаметром 110-116 мм. Длина труб должна составлять 3 м.
Для каждого поплавка в среднем понадобиться по 5 труб, 3 из которых пойдут на верхнюю часть, а остальные 2 на нижнюю. Между собой пластиковые материалы необходимо соединить, что легко сделать благодаря уголкам или тройникам (в этом=й ситуации можно взять то, что имеется под рукой, так как вариантов крепления множество). Между собой поплавки скрепляются переходами из труб, диаметр которых должен быть 50 мм.
Конструктивные элементы
Итак, разбираясь в вопросе, как сделать катамаран, стоит рассматривать все по порядку. Понтоны плота изготавливаются из реек и фанеры. Стоит начать со шпангоутов. Для этого необходимо вырезать из фанеры 12 заготовок, размеры которых составляют 320*320 миллиметров, сбить их тремя-четырьмя гвоздями, а потом обработать все вместе по контуру. Далее требуется сделать прорези под рейки. Рейки квадратные, но прорези должны быть 20-25 миллиметров по размерам. Оставшиеся 5 миллиметров в рейках оснащаются пазами. Лучше всего уложить все шесть реек рядом, закрепить их, а потом сделать пилой прорези во всех одновременно. Так как с краев они получатся немного глубже, стоит уровнять среднюю глубину, перекладывая досочки несколько раз в процессе работы.
Перед формированием пазов стоит проверить размеры листов фанеры. Если речь идет о числе меньше 1500 миллиметров, то необходимо скорректировать место установки поперечины 7 и шпангоута 5 соответственно. Шесть шпангоутов требуют, чтобы к ним с боков и сверху были прикреплены отрезки реек, а снизу стоит закрепить кусочек доски. Все необходимо делать максимально прочно, лучше использовать для этого винты или шурупы, ведь в рейки будут забиваться гвозди, задачей которых будет удержание фанеры.
О катамаранах
Для изготовления корпуса современных водных велосипедов используют особый вид полиэтилена. Движущиеся части выполняют из нержавеющих сплавов. Благодаря стоку воды, этот транспорт легко транспортировать и хранить.
Кроме катамаранов, выпускаются модели для личного использования, поэтому приобрести катамаран педальный не трудно, если есть свободные средства. Выбор предлагаемых моделей удовлетворит пожелания покупателей. Найти можно модели от одноместных детских до водных катамаранов внушительных размеров, которые без труда перевезут 4 взрослых упитанных пассажиров. Но и это не предел, потому что есть конструкции, которые предназначены для коллективных прогулок.
Дополнительные детали
Палуба или тент встречаются на большинстве плёсовых и тяжеловесных моделей, видел даже палатки на палубах. Необходимы так же водоотталкивающиесумки для багажа.
Не помешает возможность установки паруса и съемного транца для мотора. Словом, совершенству нет предела, и до тех пор, пока существуют катамараны, их конструкции будут модернизироваться.
Создать универсальное судно, подходящее для всех видов сплава, вряд ли получится, но существующие модели имеют все шансы стать лучше.
Сборка судна
Если вы решили сделать катамаран своими руками, то потребуется заготовить несколько реек. Длина четырех из них должна составлять по три метра, двух – по 1,9 метра, также потребуется четыре отрезка по 570-600 миллиметров, после чего вы можете приступать к дальнейшим работам. Понятно, что стоит разместить пару верхних реек снизу, что позволит шпангоутам прочно сесть на их место. Сразу же можно закрепить при помощи шурупов пару поперечин, а далее уложить килевую рейку, привинтив ее после этого к шпангоутам 1, 5 и 6. Далее вы можете перевернуть каркас для катамарана набок, чтобы закрепить верхние рейки к тем же шпангоутам.
Доска толщиной 50 миллиметров понадобится вам для того, чтобы вырезать кормовую и носовую бобышки, и тут важно учесть, что их форма должна быть конусообразной. А потом их нужно вставить на место, предварительно стянув проволокой верхние рейки
На носовом и кормовом свесах килевая рейка делается из нескольких обрезков.
Модель со швертом (ПВХ)
Со швертом надувные катамараны ПВХ (поливинилхлоридные) в наше время являются довольно распространенными. Начинать работу в данном случае целесообразнее с установки балки. После этого появится возможность зафиксировать два поплавка. Бимсы для катамарана чаше всего используются деревянные. Однако из алюминиевой пластины их также можно изготовить.
Стрингеры в данном случае необходимо подбирать длиною не менее 3 метров, однако многое в этой ситуации зависит от ширины поплавков. Следующим шагом устанавливается стойка. Непосредственно на нее крепится шверт. Необходим он для управления катамараном. Менять его положение можно благодаря румпелю. Устанавливается он на стойку при помощи винтов. На этом этапе очень важно надежно зафиксировать опору.
Как построить катамаран с мотором своими руками
Самостоятельно сконструировать такое плавсредство под силу только хорошему умельцу. Но иногда катамаран своими руками становится лучше заводского варианта, у хозяина есть возможность подогнать параметры и характеристики судна под свои потребности.
Сначала будущая модель проектируется: создаются ее подробные чертежи, после чего общий чертеж разбивается на отдельные чертежи всех частей судна. Затем изготавливают каркас (чаще из дюралюминия). Следующий этап — изготовление баллонов для воздуха из прочного ПВХ, заданных габаритов (длиной 3,5−4 м). Баллоны снабжаются клапанами для закачки воздуха.
В самодельном варианте можно установить баллеры с натяжкой. Сборка конструкции завершается установкой стрингеров и палубы. Важный этап конструирования — проверка всех частей плавсредства на надежность
Особое внимание нужно уделить герметичности воздушных баллонов. Качественный самодельный катамаран всегда является гордостью владельца
Надувные катамараны
При движении надувной катамаран соприкасается с водой только баллонами, палуба и рама остаются над ее поверхностью. Это снижает водное сопротивление и увеличивает скорость. Сейчас для этих конструкций используются баллонные камеры с высоким давлением (250−300 мбар), при изготовлении которых применяются армированные материалы ПВХ.
Использование однослойных баллонов из прочных материалов уменьшает вес плавсредства и увеличивает их жесткость. Надувные катамаранные модели расширяют возможности рыбаков, с их помощью пользователи разборного судна попадают в самые недоступные места водоема, доставляя плавсредство на берег личным автотранспортом.
Модификация с продольными бимсами
С продольными бимсами надувной катамаран (фото показано ниже) является очень прочным. Для того чтобы собрать модель, необходимо заготовить два поплавка. Длиною они должны быть не менее 4.5 метра. После этого собирается непосредственно стрингер. Сваривать его самостоятельно можно при помощи трубы диаметром 3 см. После этого появится возможность установить подставку. Для этого доски следует подбирать длиною около 1.3 метра.
Натяжители для катамарана лучше всего подходят стального типа. Бимсы на этом этапе необходимо укладывать очень аккуратно. Передней частью они должны смотреть в сторону палубы. Для их фиксации многие специалисты рекомендуют использовать винты. После их закрепления останется только установить гак с мачтой.
Почему бы не купить?
Любителям активного отдыха на воде, у кого есть большое желание иметь такую технику, но нет возможности самостоятельно ее сконструировать или купить в магазине из-за высоких цен, вполне может подойти вариант ее приобретения с помощью различных средств информации. Вводный велосипед б/у, если он, конечно, будет достаточно надежным и пригодным к использованию, вполне может еще долго радовать хозяина и доставлять ему массу удовольствия. Ведь кто-то может продавать велосипед совсем не из-за того, что он пришел в негодность, и хозяин решил быстрее от него избавиться. Вполне возможно, что бывший владелец совсем по другой причине, не относящейся к разряду технических, решился на этот шаг. Конечно, при покупке такого плавсредства нужно внимательно, а лучше в присутствии человека, не понаслышке знакомого с данным видом техники, исследовать все узлы водного велосипеда, а потом уже принимать окончательное решение.
Виды катамаранов
Виды катамаранов различаются по техническому решению частей судна:
- устройства палуб;
- установки поперечных балок для жесткости перекрытия (бимсов);
- опор разной высоты.
С гибким и жестким рундуком
Описание катамаранов содержит информацию о материалах для устройства палубы. Рундук катамарана может быть гибким и жестким. Модели с гибким рундуком легче укладывать при сборке и транспортировке, а жесткие конструкции надежнее и удобнее в использовании, но занимают много места при перевозке.
Натяжная палуба изготавливается из ткани ПВХ, обшитой по периметру стропами с петлями для крепления на раме. Гик этих катамаранов средней толщины, клапан для воздуха — возле стрингера, крепежи крестообразного типа. В гибких видах используется материал из поливинилхлорида (ПВХ) с высокой плотностью — 800 г/кв.м. На этих моделях можно устанавливать крупные баллоны.
Модели на два и три бимса
Катамаранные модели для рыбной ловли имеют два или три бимса, служащих для укрепления конструкции. Чем выше защищенность рамы, тем больше пассажировместимость и другие технические характеристики.
Модели на два бимса — для двух пассажиров. Опоры установлены на небольшой высоте. Грузоподъемность — до 300 кг, длина судна — до 3,4 м, диаметр стрингера — 1,3 мм, на баллонах — резиновые латки, крепление — в виде крестовин. Могут оснащаться гибкими рундуками. Эти конструкции пользуются у рыбаков спросом.
Катамараны на три бимса — четырехместные. Грузоподъемность — до 500 кг, воздушные клапаны — возле стрингера. Рундуки — жесткие, иногда гик резиновый. Популярны варианты судна с двумя опорами. Эти плавательные средства изготовлены из материалов с высокой плотностью.
С низкой и высокой опорой
Опоры разной высоты влияют на установку моторов разной мощности. Небольшие модели имеют низкие технические параметры, судна больших габаритов с мощными моторами — более высокие качественные характеристики.
Модели с низкими опорами предназначены для установки маломощных моторов. Их грузоподъемность — 300 кг, воздушные баллоны имеют небольшой диаметр. Возможно применение резиновых гиков и баллеров. Стрингеры крепятся на ПВХ-накладках.
Для использования мощных моторов выпускаются катамараны с высокими опорами. В этих моделях предусмотрен жесткий каркас из алюминия, баллоны большого диаметра (плотность — 800 г/кв.м), стрингеры толщиной 1,4 мм. Опоры дополнительно фиксируются растяжками. Длина такого катамарана достигает 4 метров.
VlCT0R 05.12.2011 — 10:58
Заинтересовался таким вот вопросом: Можно ли сделать раму для катамарана из полипропиленовых труб.
Понимаю, что эти трубы имеют меньшую жесткость, чем дюралевые, но в этом случае можно создать не жесткую раму, а эластичную (мягкую). При этом цена рамы снизится на порядок.
Примерная схема будущего рамы (для катамарана-шестерки): — продолины из труб 25*4,2 — 8 штук по два метра; — поперечины из труб 40*6,7 — 6 штук по два метра (делается рама с бОльшим количеством поперечин для их разгрузки от поклажи); — соединители для продолин из труб 40*6,7 — 4 штуки по метру (крепление к продолинам пока продумывается).
Так как трубы для продолин имеют внешний диаметр на 1,6 мм меньше, чем внутренний у поперечин, то при перевозке можно будет их вкладывать одну в другую. При этом объем поклажи будет даже немного меньше, чем у классической рамы (с четырьмя поперечинами). Ориентировочная масса рамы ожидается в районе 17-18 кг (тоже немного меньше классического варианта).
Основной вопрос: есть ли в этом варианте изготовления рамы «подводные камни»?