В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.
В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.
Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.
Вот лишь основные из них на сегодняшний день.
Вышивка бисером иконы: инструкция
Наиболее популярный вид работы — Матрона Московская. Обычно схема продается уже с полным набором всего необходимого. Мастер вышивает платок, одежду и фон. Лицо святой остается неизменным.
Схема довольно простая, на канве уже присутствуют отметки, с которыми разберется даже ребенок. Кстати, совместное занятие с детьми, хорошо сказывается на их культурном воспитании.
Дополнительно предусматривается схема средней сложности. Чтобы самостоятельно вышить образ, необходимо сделать:
- Подготовить края ткани, где будет вышиваться образ — обрабатывают обычным клеем ПВА.
- Напечатать на полотне образ — многие просто рисуют исходя из шаблона, взятого из интернета.
- Выбрать способ, с помощью которого будет вышиваться работа.
Кстати, быстрее и легче вышивать монастырским швом (напоминает полукрест). Вышивку бисером икон необходимо заранее обсудить со священником.
Процесс:
1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали – чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Важно: отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.
2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.
5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.
Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.
Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.
Фото: АиФ/ Людмила Максимова
Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.
Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.
Песня льда и пламени. Украшаем дом к Новому Году своими руками Подробнее
Техника пошагово
Для тех, кто только начинает вышивать бисером, есть пошаговая инструкция:
- Сначала вдевается нитка в иголку.
- Далее на нее нанизывается небольшая бисеринка.
- Когда игла пронизывает изнанку, делают стяжок. После, игла возвращается обратно на расстоянии 1 мм.
Далее вновь нанизывается бисер, шаги повторяются. На практике, ничего сложного здесь нет. Главное сохранять расстояние между стежками. Если они будут одинаковыми, а ребра бисера направлены в одну сторону — икона получится очень красивой.
Облегчить новичку работу помогут готовые наборы. Обычно в них уже имеется подробная схема, инструкция и материал.
Вышивание
Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.
Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.
Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.
В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.
Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.
В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.
Схемы: фото, как правильно вышивать
Вторая по популярности модель для вышивки — икона Георгия Победоносца. Здесь преобладают яркие цвета, в которых достаточно легко запутаться. Чтобы этого не произошло, рекомендуется изучить представленные схемы и фото готовых работ.
Кстати, в средней сложности элементов, которые не нуждаются в прошивке, становится меньше. Перед тем, как приступить к более сложным образом, рекомендуется изучить все нюансы.
Что еще располагали на полке для образов?
Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор. Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи). Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.
Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне. Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений. Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.
Другие идеи
После того, как мастер понял основные нюансы бисероплетения, можно приступать к более сложным проектам. Кстати, о них пойдет речь ниже. Сейчас стоит разобрать несколько моментов для тех, кто видит в этом искусстве коммерческий характер:
- Продавать готовые изделия можно, но только если они относятся к каноническим видам и выполнены в должном качестве.
- Перед тем, как разместить на рынке или в интернете работу, желательно обсудить ее со священником.
Носить платок, молиться перед вышиванием не обязательно. Главное, чтобы мастер во время работы верил в то, что он делает. Иконы божьей бисером делаются только при хорошем самочувствии.
Резьба.
Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.
Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.
В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.
Можно ли освящать изделия
Кстати, на этот счет довольно много споров. Единственное правильно решение — отнести схему или рисунок к священнику, уточнить, соответствует ли эскиз христианским канонам.
После получения благословения, можно приступить к работе над вышивкой. После окончания, необходимо явиться в церковь для освящения работы.
Общая информация
Основное отличие церковной вышивки от светской состоит в том, что занятый работой человек получает не только эстетическое удовольствие, но и стремится полнее раскрыть внутренний смысл образа.
Читайте также: Плесень на земле в рассаде
Общепринятым способом вышивания издавна считается лицевое шитье, приближенное по художественной выразительности к мастерству иконописца. Работа над иконой — титанический труд, в первую очередь духовный. Поэтому этот метод вышивания требует не только совета священника, но и его благословения.
Сегодня вышивать бисером иконы принято в трех вариантах:
1. Первый предполагает накладывание бумажной иконы на ткань и обшивание только оклада и облачения.
2. Работая по второму варианту, мастерица вышивает бисером облачение, а лик — методом лицевого шитья.
3. Третий способ: вышивать нужно крестиком, по счетной схеме. Важно помнить, что в таком случае работа не будет считаться каноничной.
Можно ли дарить
Вопрос религиозных подарков достаточно непростой. Если икона будет передана верующим родственникам или друзьям, то конечно она принесет пользу и мир в их дом. Главное, чтобы во время работы, мастер не допускал плохих мыслей, не скернословил, не делал того, что может наполнить его работу негативом.
Перед тем, как продать или подарить, обязательно нужно получить разрешение от священника. Если картина соответствует всем канонам и правилам, будет получено благословение.
Теги
которой нужно былоруками нужно обязательносвоими руками нужносвоими руками изсвоими руками своими руками изсвоими руками.своими руками припо рукоделию продаютсясвоими руками своими руками своими руками изготовитьславилась своими мастерамииконы своими рукамиикону своими рукамиикон своими рукамиикону своими рукамиделает своими руками.икону своими рукамибудет своя закрывающаясяподелок своими рукамиподелок своими руками
простойподелкифотографиипошаговыеклеемсложногоидеитеперьчитаетнихвариантов
Фото икон бисером
Зачистка фанеры
Зачищаем нашу фанеру при помощи наждачной бумаги. Как Вы уже знаете, для зачистки фанеры в выпиливании применяют «Среднезернистую» и «Мелкозернистую» шкурку. В строительных магазинах Вы наверняка видели шкурки (по-другому наждачная бумага), именно они нам и понадобятся. В работе Вам понадобится «Крупнозернистая», «Среднезернистая» и «Мелкозернистая» шкурка. У каждой из них свое свойство, но совсем разное напыление, при котором она и классифицируется. «Крупнозернистая» шкурка служит для обработки грубой фанеры, т.е. у которой множество пороков, сколов, а так же трещин. «Среднезернистая» шкурка служит для обработки фанеры после «Крупной» шкурки и имеет небольшое напыление. «Мелкозернистая» или по другому «Нулевка». Такая наждачная бумага служит завершающим процессом зачистки фанеры. Она придает фанере гладкость, а следовательно фанера будет приятна на ощупь. Шлифуйте заготовленную фанеру поэтапно, начиная со среднезернистой и заканчивая мелкой наждачной. Шлифовку осуществляйте вдоль слоев, а не поперек. Хорошо отшлифованная поверхность должна быть ровной, совершенно гладкой, глянцевой на свету и шелковистой на ощупь. Как лучше подготовить фанеру к выпиливанию и какую наждачную бумагу лучше выбрать Читайте здесь. После зачистки проверьте фанеру на заусенцы и на небольшие неровности. Если нет видимых дефектов, то можно преступать к процессу перевода чертежа.
Делаем угол красным
Украсить иконостас домашний можно живыми цветами, веточками вербы после двунадесятого праздника — Вхождения Господа в Иерусалим. А в день Сошествия Святого Духа полочки с образами обрамляют веточками березы, как символа благодати силы Божьей.
На полочку для икон можно также устанавливать репродукции образов. Предварительно их необходимо освятить и затем добавлять в домашний иконостас. Бисером вышейте для них киот (рамочку), и тогда они будут гармонично смотреться с другими иконами.
Оформление подложки
Это своего рода подкладка для иконы. Ее вырезают из плотного картона или древесноволокнистой плитки. Размер слегка больше, чем готовой иконы (на размер паза рамки). То есть, подложка должна плотно входить в пазы рамки. С обратной стороны подложки в два слоя наклеивают листы поролона (5 мм), разных по размеру. Меньший лист клеится первым, непосредственно на подложку. Сверху приклеивают второй побольше. Но оба они меньше по раз меру, чем сам лист подложки. Рамку заказывают по размеру готовой вышивки, а подложку вырезают уже по размерам пазов рамки.
Дополнительные образы
Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона — врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербуржской, которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества.
В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской. Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь. Не зря она говорила: «Приходите ко мне и говорите мне все, как живой». Под этим Матрона подразумевала, что ее земная смерть не означает кончину духовную: ведь она до сих пор пребывает с нами.