Маленькие хитрости для домашнего мастера. Полезные самоделки и приспособления своими руками

При работе в домашней мастерской редко когда все проходит без сучка и задоринки. То саморез выкрутить никак не получается, то инструмент нужный куда-то делся.

В общем, постоянно приходится сталкиваться с разными трудностями.

В сегодняшней статье хотим поделиться с вами столярными хитростями, которые пригодятся начинающему мастеру (и профессионалу тоже), и помогут справиться с определенными трудностями. Рассмотрим 5 ситуаций, когда наши советы можно применить.

Клейкая лента, кроссовки и выдвижные ящики

Если вы занимаетесь сборкой или разборкой какого-нибудь механизма из мелких деталей, на стол будет удобно наклеить двухстороннюю липкую ленту, чтобы складывать на ее поверхность детали. Они не потеряются прилипнув. Если вам нужно взобраться по лестнице и не поцарапать поверхность стены, то перед установкой приспособления для подъема к его концам следует примотать кроссовки с чистой подошвой.

Полезные самоделки и приспособления своими руками можно выполнить и в том случае, если в доме у вас есть полноценная лестница на второй этаж. Под каждой ее ступенью можно сделать выдвижные ящики, куда вы сложите хозяйственные мелочи. Часть ступеней можно сделать откидными, укрепив их на петлях. Так вы сможете использовать их внутреннее пространство в качестве шкатулок.

Не получается выкрутить саморез

Бывает так, что шлицы на шляпке шурупа стачиваются, и выкрутить саморез стандартным способом не получается.

Что же, будем действовать нестандартно.

Наклеиваем на шляпку самореза кусок ПВХ изоленты (лучше в 2 слоя). Пробуем открутить — все получилось. И не надо никаких танцев с бубнами.

Пластиковые окна, отвертка и металлический уголок

Сложно сегодня найти квартиру или дом, где не были бы установлены пластиковые окна. Если в вашем жилище имеются такие стеклопакеты, в них есть уплотнители. Если не хотите, чтобы они рассыпались, можете продлить срок их эксплуатации. Для этого раз в год на уплотнители следует наносить аэрозольную силиконовую смазку.

Рассматривая маленькие хитрости для домашнего мастера, вы можете отметить для себя следующее. При отсутствии отвертки под рукой для мелких винтиков вы можете быстро изготовить ее, заточив кончик старого ключа от банки консервов. Если вы хотите обновить интерьер и повесить тяжелую картину, то снизу ей необходимо будет обеспечить поддержку. Это можно сделать, прикрепив металлический уголок к стене.

Зеркала, отверстия в стенах и маленькие шурупы

Если над верхней полкой гардероба укрепить зеркало, то вам не придется залезать на возвышение, чтобы увидеть, что там хранится.

Когда приходится сверлить отверстия в стенах, где есть скрытая проводка, возникает риск попасть дрелью в коммуникации. Найти проводку в стене можно с помощью магнитофона. Для этого к нему подсоединяется электродинамический микрофон. Прибор следует включить на запись с максимальным усилением. Когда микрофон будет проводиться вдоль стены, в местах заложения проводки будет слышен низкий гул из динамиков магнитофона. Когда прибор будет удаляться от проводки, гул станет ослабевать. Сверление безопаснее всего осуществлять в том месте, где гул полностью исчезает.

Маленькие хитрости для домашнего мастера могут быть полезными и необычными. Например, для того чтобы забить гвоздь, его следует вставить между зубцами расчески. Так вы убережете пальцы. Специальный держатель для шурупов и гвоздей можно также изготовить из обычной деревянной прищепки.

Диаметр отверстия больше диаметра шурупа

А вот еще одна нестандартная ситуация.

Например, вам нужно вкрутить саморез в отверстие, которое уже просверлено ранее. Но оно больше диаметра шурупа, и крепеж попросту болтается в нем.

Здесь нам на помощь придет обычная спичка. Вставляем спичку в отверстие, отламываем лишнее, после чего спокойно вкручиваем саморез.

Если же подойти к проблеме более тщательно, то вместо спички лучше сделать деревянный чопик, и плотно загнать его в отверстие. Так будет надежнее.

Штангенциркуль, отверстия и полки сложной конфигурации

Над стопорным винтом штангенциркуля необходимо зафиксировать пластмассовую или металлическую предохранительную скобку. В движке измерителя для этого необходимо просверлить два отверстия, а затем нарезать резьбу. После этих манипуляций винт нельзя будет потерять.

Для того чтобы получить отверстие нужной глубины, на сверло можно нанести метки краской. Иногда для этой цели используется изоляционная лента, которая наклеивается в несколько слоев. Но во время работы такие метки могут сбиться. Надежнее всего на сверло надеть шайбы подходящего диаметром. Этот шаблон удобен тем, что его можно доставать и настраивать, убавляя или прибавляя шайбы.

Маленькие хитрости для домашнего мастера могут упростить ему жизнь. Например, если вы хотите изготовить полку сложной конфигурации и установить ее во встроенный шкаф, для этого можно подготовить шаблон из полосок картона. Из него намного легче подогнать изделие по размеру.

Мелкие гвозди, поплавок и выпускной кран

Используя деревянную линейку, к которой необходимо приклеить небольшой магнит, вы сможете выполнить удобный инструмент для забивания мелких гвоздей.

При необходимости заменить вышедший из строя поплавок сливного бачка вы сможете, используя спринцовку нужного объема. Если выпускной клапан сливного бачка унитаза начал протекать, можно устранить течь с помощью грузика. Резиновая груша под воздействием дополнительного веса будет входить в седло плотнее, течь при этом прекратится.

Саморез раскалывает древесину

Да, такое происходит довольно часто.

Особенно в тех случаях, когда саморез вкручивается в самый край заготовки — трещина появляется не только сверху, но и на торце. Такое никуда не годится.

Так в чем проблема? Отступи подальше, и вкручивай спокойно. Так-то оно так, но иногда нужно вкрутить шуруп именно в край заготовки.

В этом случае есть простое решение: откусываем с помощью плоскогубцев острый кончик самореза, и вкручиваем его в заготовку. Никаких трещин не будет!

Удаление засоров, нарезание лент и сплющивание гвоздей

Маленькие хитрости для домашнего мастера порой позволяют избежать лишних трат. Например, если в канализации возник засор, то сливную трубу в ванной или раковине можно энергично прокачать, используя автомобильный или велосипедный насос, к которому необходимо подсоединить гибкую резиновую трубку.

Взяв 2 лезвия, которые следует зафиксировать на деревянном бруске, можно нарезать ленты определенной ширины. Используемым материалом может выступить полиэтилен, бумага или кожа.

Когда необходимо вбить гвозди в древесину, упростить этот процесс можно, сплющив их. Столяры часто делают это с острием. Для этого по нему ударяют молотком. Если гвоздь будет сплющен, то он войдет в древесину и будет удерживаться там благодаря пружинистости сломленных волокон. Когда гвоздь острый, он может расколоть древесину.

Секреты столярного дела

В своих публикациях я стараюсь затрагивать темы, которые для обывателя (человека далекого от столярного дела) являются тайнами за семью печатями. Надеюсь, и в этот раз мне удастся открыть ящик Пандоры и для моих читателей. Итак, хотелось бы затронуть тему интерьера, а точнее изделий из дерева, являющихся деталями интерьера, а также их долговечность. В понятие детали интерьера я включаю, безусловно, мебель, а также панели отделки, карнизы, фасады, двери и прочие крупные объекты.

Начну издалека. В Договор на производство изделия из дерева я всегда включаю пункт «Исполнитель не несет ответственности за естественную деформацию древесины». Откуда взялась эту формулировка? Естественно из опыта общения с заказчиками. К сожалению, не всегда заказчики понимают одну простую вещь, что дерево — материал живой, даже не смотря на то, что уже спиленный, распиленный высушенный и построганный. Оно дышит, впитывает и отдает влагу, усаживается, меняет цвет и прочее (да мало ли каких волшебных вещей может с ним происходить). Те процессы, которые могут происходить зависят от тех условий, в которых изделие эксплуатируется. Грубо говоря, в простой московской квартире с октября по апрель работает отопление. Влажность в помещении держится, как правило, на уровне 20%. В то время, когда наступают весенние и летние дни влажность в помещении равна примерно 50% и, в общем-то, сильно колеблется в сторону увеличения в случае дождей. Одним словом мою мысль можно выразить следующим образом: полгода лужа, полгода стужа, остальное лето. Древесина, как материал живой, не может не реагировать на подобные перепады влажности. Зимой-осенью подсыхает, весной-летом разбухает. Соответственно, это сказывается на изделии. А уж зона рядом с батареей или зона над варочной плитой вообще зоны максимального риска. Был случай в моей практике, в общем-то забавный, хотя больше поучительный, выводы делать вам, я уже сделал… выводы.

Заказ — шкаф-пенал на кухню, заказчик никак не может определиться с покрытием. Однозначно воск, но вот цвет не понятен заказчику, накраски не помогают, заказчик находит компромиссный вариант — мы отдаем изделие без покрытия, а он сам уже решает чем и как. Привозим, собираем, предупреждаем, что на шкафчик даже дышать до воска не рекомендуется. Приходит жена заказчика и ставит на плиту чайник. Муж в панике: «Не делай этого, дорогая, шкаф убьешь, он без покрытия!» Дама взяла верх над ситуацией и чайник все-таки вскипел. Фасад винтом.

Но как же обеспечить долговечность деревянного изделия? Не может же быть все так плохо? Безусловно, нет. Есть несколько хитростей и тонкостей. Во-первых, никто не отменял покрытие изделий лаками, красками, маслом, воском т.е. покрыв, например, деревянные фасады на кухне воском, вы точно продлите им жизнь. Все перечисленные выше материалы покрытия создают пленку, которая закрывает поры древесины и не позволяет влаге проникать, и, что не менее важно, покидать древо. Второе — уровень влажности в помещениях. Надеюсь, что никто не будет со мной спорить, что сухой воздух еще никому не шел на пользу, т.е. не забываем об увлажнителях помещений (это полезно вам и вашим детям). Третий момент — располагаем ценную и дорогую вам мебель по возможности подальше мощных источников тепла. Четвертый момент — это нормально периодически подтягивать крепежи на деревянном изделии. Пятый момент, самый важный, не забываем, при составлении ТЗ на изготовление деревянного изделия, слушать мастера-столяра. Столяры знают многие тонкости и секреты, которые могут провести ваше изделие сквозь вечность. Некоторыми я с вами поделюсь. И так…

Древесина, закупаемая на деревянное изделие, которое будет эксплуатироваться в помещении, не может быть куплена на строительном рынке или в подобных заведениях. Не зря строительный рынок называется «строительным». Там вы найдете все для строительства бани, сруба, забора и т.д., т.е. уличных изделий. Эта древесина имеет совершенно другой уровень влажности, приближенный к влажности среды. Она распиливается, а также хранится в проветриваемых не отапливаемых помещениях. Для дома же используется древесина сушеная, т.е. после распиловки она была помещена в специальную сушильную камеру и там выдерживалась при определенных режимах температуры и влажности. О сушке дерева написано очень много, защищены тысячи кандидатских и сотни докторских диссертаций, а уж авторских свидетельств получено миллионы. Соответственно, уровень влажности у этой древесины совершенно другой, по многим причинам может колебаться от 8% до 12 %. Далее, немного о ценообразовании: доска на рынке стоит n рублей, а доска на специализированном складе сушеная стоит n+m рублей. Вопрос качества древесины в этих двух точках я затрагивать не буду, думаю понятно, где оно хромает (сучки, выпадающие сучки, смоляные карманы в изобилии и т.д.). Также, думаю, очевидно, что чем дольше она выдерживалась в сушильной камере, тем стабильнее ее свойства и тем выше стоимость (за качество надо платить). Сушеная древесина максимально приближена к микроклимату наших домов. Таким образом, мы уже пытаемся решить вопрос деформации изделия, изначально выбирая правильный подходящий материал. Не нужно обижаться на столяра, если он вам предлагает сосну со склада по цене в два раза выше рыночной (я имею ввиду строительный рынок). Объективно он желает вам добра.

Хочется привести красноречивый пример индонезийской мебели, которую тоннами привозят к нам на самолетах. Мебель эта красива и цена у нее хороша, но служить она будет, ой как, недолго. Климат Индонезии кардинально отличается от климата нашей полосы. Столик, адаптированный к азиатскому климату прилетает к нам домой и… через некоторое время его сворачивает в трубочку. Просто дерево адаптировалось к нашим условиям, «переболело» и отреагировало. Деньги на ветер.

В уважающих себя и нас лесоторговых предприятиях есть предпродажная выдержка дерева. Кроме того, перед началом работ нормальный столяр все равно выдержит материал двое-трое суток в мастерской, в условиях обработки.

Зачастую заказчики в порыве фантазии предлагают изготовить изделие уже изначально обреченное на «провал». Например, двухметровый шкаф с платяной штангой внутри из массива. На выходе мы получаем две двухметровые стенки шкафа, по большей части «висящие в воздухе». И тут тоже не нужно обижаться на столяра, если он предлагает доработать вашу идею и дополнить несколькими полочками. Клиент всегда прав, но физику никто не отменял. Двухметровый щит просто напросто под своим весом, под действием изменчивой среды просто выгнет. В итоге ваш шкаф обретет округлые формы (а может вогнутые). Полки, предложенные столяром — это элементы жесткости и чем больше их будет, тем более прочной будет конструкция. Другими словами, полки стягивают стенки и не позволяют им деформироваться. Я привел простейший пример, подобных элементов жесткости можно придумать сколько угодно, в зависимости от архитектуры изделия.

Безусловно, стабильность конструкции также придает особое строение щита, из которого изготовлено деревянное изделие. Например, чем больше в щите будет ламелей, тем большей устойчивостью к деформации будет обладать изделие. Например, щит, собранный из трех досок менее стабилен, чем щит, собранный из 20 досок при той же ширине щита. Деформации бывают четырех основных вида:

  • Коробление простое продольное по пласти
  • Коробление продольное по кромке
  • Крыловатость
  • Коробление поперечное

Все они измеряются в процентах от линейного размера. Пример: возьмем ламель с шириной 100 миллиметров и шириной 10 миллиметров, допустимое коробление 2%. В первом случае допустимое (!) коробление 2 миллиметра, что для столярного изделия брак, во втором 0,2 мм, что не всяким инструментом измеришь. Выводы, думаю делать не надо.

Также не нужно пренебрегать достоинствами рамочных конструкций в столярном деле. Тут хочется вспомнить про деревянные двери. Если вы помните, они все состоят не из одного полотна, а из нескольких, например, филенок, забранных в раму. Рама стягивает филенки с четырех сторон.

Я привел лишь только несколько примеров, которые могут продлить жизнь вашему деревянному изделию, на самом деле их гораздо больше, в каждом случае используется свой. Но одно могу сказать точно, что короб, собранный из четырех досок будет стоить дешевле, чем короб, собранный из щитов, склеенных из ламелей и забранных в рамы. Но первый вариант и просуществует значительно меньше.

За долговечность приходится платить.

Терморезак, краска и очистка стен

Приспособления для домашнего мастера своими руками помогут в жизни, если вы часто занимаетесь чем-то в своем жилище. Например, вы можете сделать терморезак, в основе которого будет лежать паяльник. Это приспособление предназначено для мощного электрического паяльника. Его следует вырезать из железной или стальной 1,5-мм пластины. Крепление следует осуществить к жалу паяльника хомутами. Рабочие грани следует заточить. Теперь можно считать, что паяльник приспособлен для раскроя пенопласта и разных материалов из пластмассы.

Используя советы для домашних мастеров, вы сможете избежать множества неприятностей. Например, если краска осталась в откупоренной банке, через определенное время она образует довольно плотную пленку из-за воздействия воздуха. Для того чтобы исключить подобное неудобство, после работы крышку следует плотно закрыть, постучав по ней молотком. Банку следует хранить в перевернутом положении. Воздух при этом будет на дне, а пленка там хоть и образуется, но мешать в работе в следующий раз не будет.

Рассматривая полезные строительные самоделки для домашнего мастера, вы можете выделить для себя лайфхак о том, как очистить потолок и стены от водоэмульсионного слоя. Для этого на поверхность наклеиваются старые газеты. Как только клей просохнет, газеты можно снять вместе со слоем краски.

Мастера — умельцы нашего села.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. История возникновения села………………………………………………………………………..6

Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………………………………….8 Глава 3. Мастера -умельцы…………………………………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………13

Список используемых источников и литературы…………………………………………………………14

Приложение……………………………………………………………………………………………………………….15

Введение

«С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся».

(народная поговорка)

У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое.

В школьной музейной комнате представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас [6].

К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа.

Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

Моя бабушка, Иванова Лидия Юрьевна занимается рукоделием. Она свой опыт передала дочери Валентине. Мне всегда было интересно: «Есть ли ещё в моём селе Июльское мастеровые люди?». Я задумалась над этим вопросом и решила провести исследовательскую работу на тему: «Мастера — умельцы нашего села».

Актуальность выбранной темы

Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров — ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.

Поэтому цель моей работы – это знакомство с народными умельцами села Июльского.

Задачи исследования:

— собрать материал о народных умельцах села;

-узнать какими видами народного искусства владеют мастера;

— систематизировать и обобщить материал о мастерах;

-стремиться к сохранению культурного наследия моей малой родины.

Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Июльского будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Предмет исследования – творческая деятельность народного умельцев села Июльского.

Формы и методы работы —

  • поисковая деятельность;
  • работа в интернете;
  • опрос и интервью;
  • метод изучения источников;
  • сравнение и уточнение выводов;
  • экскурсия к мастерам своего дела.

Этапы работы исследовательской деятельности:

  1. Анализ литературы.
  2. Опрос и интервью.
  3. Встреча с мастерами -умельцами.
  4. Отбор и обработка материала.
  5. Оформление полученных данных.
  6. Подготовка к выступлению по собранным материалам.

Значимость и прикладная ценность работы — данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Июльского. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

Результат моей работы – оформление альбома в музейной комнате о мастерах-умельцах, также опубликована заметка «Народные умельцы» на сайте Муниципальное Образование «Июльское» Воткинского района УР. Сайт посвящается Юбилею Воткинского района.[8]

Глава 1. История возникновения села.

Перед тем как перейти к изучению ремёсел в нашем селе я решила изучить материал об истории возникновения села. Потому что, не зная историю, нельзя говорить о занятиях ее жителей.

По данным архивных материалов существует много версий объясняющих появления села Июльское.

В материалах по статистике Вятской губернии, в статистическом отделении при Вятской губернской Земской Управе 1892 года написано: «Село Июльское (Березово) расположено при речке Июле и ключах – Березовке и Панчешурке в 55 верстах от уездного города Сарапула» (ЦГА УР Ф.409 оп. 1 д.133 л..2)

В XVIII веке по указу Екатерины II под руководством графа Шувалова было начато строительство Воткинского Железоделательного завода. Помогать в строительстве был послан горный инженер А.С. Москвин, на которого по дороге на строительство завода в месяце июле, в дремучих лесах было совершено нападение. Поэтому, по его велению, был построен кардон Июльский. «…Леса там дремучие, тёмные. Велю построить на том разбойничьем месте кардон и назвать его Июльским» 1769 год [5]

Позже великолепные берега реки Июль облюбовали кулюшевские и патраковские мужики (д. Патраково располагалась в нижнем течении р. Сивы). Кто из них был первым, сказать трудно. Но, совершенно однозначно, что первыми пришли сюда Прокопий с Иваном Мельниковы и Василий Варламов из Патраково, Трофим Бочкарев, Карп Сутыгин и Данило Сурнин из Кулюшево. Образованный ими починок получил название Березово. Все перечисленные крестьяне были старообрядцы. В центральном государственном архиве имеется документ: «Отчёт Сарапульского уездного земского собрания 1905 года», который подтверждает, что «Основано селение около 115 лет тому назад переселенцами из д. Колюшева Гольянской волости и деревни Патраковой Перевозинской волости. В селе имеются до 15 штук веялок и две водяных мельницы». Данный исторический документ позволяет утверждать, что селу около 239 лет (1777 г). По данным ЦГА Удмуртской Республики в переписных листах сохранилось распоряжение начальника горных заводов Уральского хребта горному начальнику Воткинского завода о постройке школы для детей в селе Июльское. Имеются факты в том же источнике о существовании с 1862 года земской начальной школы, а так же в очерках Сарапульского уездного земского собрания пишется об открытии в 1868 году начального народного училища в селе Июльское Сарапульского уезда. Это было одноклассное училище. Этот же документ сообщает, что на 25 апреля 1896 года в селе было 2 школы: братская противораскольническая и земская. Они обе размещены в частных домах.

Ещё интересный исторический факт, объясняющий тягу июльцев к предпринимательству, торговле, это постановление Сарапульского земского собрания о разрешении с 3 октября 1869 года открыть еженедельные (по пятницам) базары в Июльском. В 1891 году открыт в селе Торжок «… для обмена местными произведениями и продуктами».

Что привело переселенцев в данное место? Со слов Воткинского краеведа Николая Лапина: «Смертоносный ураган пугачевщины пронесся по Прикамью в конце 18 века, оставляя за собой сожженные святыни и разграбленные селения. Не избежала этой участи и древняя русская деревня Кулюшево. Многие крепкие, не боящиеся труда крестьяне после пугачевского нашествия ушли подальше от большой дороги, в лесную глухомань, основав там новые починки, которым впоследствии суждено было вырасти в большие деревни, а одному из них в огромное село, известное на всю округу Июльское.… Все крестьяне были старообрядцы. Но селения их, входившие в приход Гольянской Крестоводвиженской церкви не оставались без чуткого попечения православных священников. В результате вскоре многие из них начинают крестить своих детей в церкви, а сами причащаться[4]. «Жители Берёзово решили построить церковь, но не знали где. Проезжая монахиня посоветовала: «Стройте там, где выпадает иней». К великому удивлению на возвышенной части Берёзово в июле выпал иней. Так, благодаря строительству церкви и объединению д.Берёзово и кардона Июльское, образовалось село Июльское [10]

1777 (1725) год – образование поселения. Прокопий с Иваном Мельниковы и Василий Варламов из Патраково, Трофим Бочкарев, Карп Сутыгин и Данило Сурнин из Кулюшево переселились и образовали Березово.

Окрестное население занималось в основном сельским хозяйством. Для обслуживания крестьянских хозяйств в селе существовали сапожники, портные, печники и кузнецы. Почти каждая семья имела свой ткацкий станок, на котором пряли материи из конопли и льна. Развито было также кустарное производство валенок. Особым видом ткачества считалось плетение ковровых дорожек из камыша [2, 3].

Славилось наше село и своими умельцами. Останин Геннадий Егорович плёл на продажу лапти, корзины из ивовых прутьев. Его знакомый, Ломаев Егор Андреевич, занимался резьбой по дереву. Овсянников Александр занимался резьбой по дереву и делал изделия из камня. Во все времена женщины – труженицы ценили уют и комфорт в доме, создавая своими руками различные предметы быта. Гущина Валентина шила лоскутные одеяла. Её работы очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Пушкарёва Мария Семёновна славилась своими куклами, вышитыми картинами, а также увлекалась резьбой по дереву. Бочкарёва Мотя Семёновна ткала ковры, половики. Её половики считались самыми лучшими даже за пределами села. [7]

Глава 2. Практическая часть.

Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.

Издавна крестьяне занимались промыслами — занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.[9]

Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.[4]

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».[4]

Существительное «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло-изготовление предметов ручным способом). В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду.

Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет» — говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.

Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.

Мы провели опрос жителей села Июльского. Нами было опрошено 30 жителей села разного возраста. Заданы были следующие вопросы: «Какие виды рукоделия распространены в нашем селе? Кого из мастеров – умельцев вы знаете?»

По результатам опроса выяснилось, что в селе распространены следующие виды рукоделия:

№ п/п Вид рукоделия Количество ответов
1. Вязание на спицах 22
2. Вязание крючком 20
3. Валяние валенок 17
4. Мокрое валяние 15
5. Вышивание крестиком 15
6. Шитьё 13
7. Художественная резьба по дереву 12
8. Плетение из газетных трубочек 6
9. Оригами 3

Среди мастеров, увлекающихся данными видами творчества по итогам опроса являются:

№ п/п Фамилия, имя, отчество мастера Количество ответов
1. Чернышева Наталья Валерьевна 21
2. Обухова Лариса Васильевна 19
3. Обухов Алексей Петрович 19
4. Шадрина Татьяна Александровна 16
5. Иванова Лидия Юрьевна 15
6. Мельников Владимир Савельевич 14
7. Фалалеева Валентина Аркадьевна 10
8. Понамарёва Ольга Владимировна 8
9. Понамарёва Ольга Владимировна 7

Мы решили проверить опрос и встретились с некоторыми мастерами нашего села, взяли у них интервью, познакомились с работами, сделали фотографии.

Все они живут в селе Июльском. Из этих бесед мы узнали, что мастера — самоучки. Умельцами стали благодаря увлечению любимым делом. Многие жители близлежащих деревень обращаются к ним за помощью, умельцы с радостью помогают им за небольшую плату , выполняют заказ. Для многих из них любимое дело — увлечение, а не средство пополнения семейного бюджета. Мы узнали, что умельцы издавна славились резьбой, росписью по дереву, вязанием, валянием валенок.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что мастерство наших умельцев нужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.

Глава 3. Мастера – умельцы.

Семья Обуховых

В нашем селе с недавних пор живет семья-умельцев Обуховых. История этой семьи уходит корнями в далекий 20 век. Прадеды Обухова Алексея Петровича были мастерами на все руки. Но особенно пользовались спросом их валенки – самокатки, за которыми выстраивалась большая очередь. Прадед рано ушел из жизни, не успев передать свое мастерство детям.

Но в тяжелые 1990-е годы заставили семью Обуховых задуматься, как прокормить и обеспечить достаток в семье. Тут Алексей вспомнил, что когда-то гостил у бабушки в старинной избе-усадьбе, где на чердаке видел много старых вещей. Среди которых были колодки для изготовления валенок. Так семья-умельцев возродила прадедушкино ремесло. Сейчас у Обуховых Ларисы Васильевны и Алексея Петровича семейная фирма по изготовлению валенок. Люди не только из с. Июльское, но и из других близлежащих деревень приезжают за теплыми валенками. (Приложение 1)

Шадрина Татьяна Александровна

Татьяна Александровна родилась в с. Июльское здесь же закончила Июльскую среднюю школу. Затем Татьяна училась в профессиональном училище №6 г. Ижевска на мастера народного художественного промысла; имеет следующие специализации: резчик по дереву, художник росписи по дереву, художественная обработка кожи.

После окончания училища Татьяна работала в художественной школе с. Июльское. Затем появилась семья, которая отнимала большую часть времени, заниматься росписью было недосуг. 6 лет назад кто-то из знакомых попросил её расписать на подарок доску. С тех пор Татьяна занимается любимым ремеслом. Её работы можно встретить на ярмарках с. Июльское и г. Ижевска [11]. (Приложение 2)

Чернышева Наталья Валерьевна

Наталья Валерьевна родилась в с. Селты, но школу закончила в с. Июльское. Вышла замуж за местного парня, родила двух сыновей. Сыновья подросли – у Натальи появилось много свободного времени. Она стала посещать студию «Леда» для взрослых, под руководством Ломаевой Натальи Леонидовны. Там Наталья познакомилась с техникой валяния. Это занятие её очень увлекло. Она стала искать новые техники рукоделия в интернете, стала посещать мастер-классы в г. Ижевске. Сейчас Наталья Валерьевна сама проводит мастер-классы в г. Ижевске. Свои изделия она реализует через свой собственный интернет-магазин на сайте «Ярмарка мастеров». Также Наталья является участником ярмарок в г. Москве, Ижевске, в Кировской области, Татарстане. В 2016 году Наталья стала победителем в конкурсе среди мастеров народных промыслов в рамках VIII межрегионального фестиваля «Вятский лапоть»

[12, 13] . (Приложение 3)

Мельников Владимир Савельевич

Владимир Савельевич родился и вырос в с. Июльское в обычной сельской семье. В школе он увлекался рисованием, но особого значения своему увлечению не придавал. Став взрослым, он не прекращал рисовать, увлекся выпиливанием из дерева, украшая своё жилище. Свои поделки Владимир Савельевич дарит знакомым, родным. Иногда вырезает изделия на заказ. Своё умение Владимир передаёт пасынку Александру. (Приложение 4)

Иванова Лидия Юрьевна

Лидия Юрьевна родилась в д. Игра. Когда приехала в Июльское, устроилась на ферму дояркой и до сих пор там работает. Вязанию ее научила мама. Когда она была маленькая, то часто любила смотреть, как мама вяжет, и решила тоже этому научиться. Ее работы, к сожалению, нигде нельзя увидеть, так как она в основном — что вяжет, то и дарит друзьям, и только некоторым людям она продала свои шали. Свой опыт она передала своей дочери Валентине и мне внучке Кристине, которая делает еще первые шаги в вязании. (Приложение 5)

Заключение.

Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришла к выводу: в 21 веке ремесло наших предков востребовано, и у мастера есть свои ученики, которым он передает свои умения, секреты мастерства.

В ходе исследования я получила следующие результаты:

— узнала историю становления мастеров – умельцев

— выяснила, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.

— мастера — умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.

— односельчане уважительно относятся к мастеру — умельцу, обращаются к ним за помощью.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилась искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях, уроках. Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей.

А чтобы знания и умения мастеров не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.

В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами.

В своей работе я познакомилась с мастерами нашего села и их творчеством. И пришла к выводу: мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа.

Я думаю, что в 21 веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить свою вековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история родной земли, народа и своя история не хуже других.»

Список литературы

1. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь

2. Воткинский район — 85 лет. Юбилейное изд. Ижевск: ООО «Рад»,2011.- 232с

3. Воткинский район -90 лет. Юбилейное изд. Ижевск: ООО «МедЭкспоФорум»,2016. 240с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык», 1999 год

5. Куляшов П. Ф «Шалые люди» Роман; повести – Ижевск: Удмуртия, 1989-480с.

6. Материалы школьной музейной комнаты.

7. Из личных архивов жителей села Тенсиной Нины Фёдоровны — 86 лет, Гусевой Таисьи Петровны — 66 лет, Калининой Раисы Филиповны- 66 лет

Электронные источники:

8.Сайт посвящается Юбилею Воткинского района

https://iulka01.blogspot.ru/p/blog-page_19.html

9. Июльское (Воткинский район)- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/

10.Сайт Николая Лапина -Воткинские окрестности https://nickolay-lap.narod.ru/index/0-24

11. Страница Шадриной Т.А. https://vk.com/shadrina1976

12. Страница Чернышевой Н.В. https://vk.com/id176416188

13.Страница Чернышевой Н.В. https://vk.com/teplohandmade

Как отпилить край фанеры. Сверление отверстий в кафеле. Чем заменить тиски

Для того чтобы отпиливаемый край фанеры получился ровным, ее прорезают острым ножом вдоль линии раскроя. При этом заусенцев на распиле не образуется. Известен еще один способ. Он заключается в смачивании поверхности фанеры вдоль линии раскроя горячей водой. Жидкость поможет распилить асбестоцементный лист, ведь она размягчает материал, а значит, резаться тот будет легче.

Если вас интересуют полезные самоделки и приспособления, своими руками вы можете выполнить многие из них. Например, чтобы отверстия в кафеле при его сверлении получались ровными, а сверло не соскальзывало с выбранной точки, на место следует наклеить крест из бумажной самоклеящейся ленты. Сверление следует осуществлять сквозь центр и довольно медленно, нажима при этом быть не должно. Если вы хотите изготовить самодельный инструмент для домашней мастерской, вам подойдут струбцины, которые смогут заменить небольшие тиски.

Под рукой нет циркуля

А вам позарез нужно начертить окружность. Что делать?

Сидеть сложа руки точно не будем! Даже если нет циркуля, то начертить окружность можно с помощью угольника.

Забиваем в заготовку пару гвоздиков (расстояние между ними должно соответствовать диаметру окружности).

Потом прикладываем к ним угольник. Вооружаемся маркером или карандашом.

Перемещая угольник по заготовке, не отрывая его от гвоздей, чертим половину окружности. Аналогичную операцию надо повторить с противоположной стороны.

В результате у нас получится идеально ровная окружность. Легко и просто. Ну и главное — нам удалось обойтись без циркуля!

Полезные материалы

Материалы для домашнего мастера могут быть очень полезны. Сюда следует отнести малярную ленту. Если приклеить ее к руке, вам не придется постоянно бегать к столу при измерениях. Записать результат можно будет на ленте, а после все это перенести на бумагу. Так вы сэкономите время. Это особенно удобно, если работать приходится на высоте.

Вас может выручить еще и целлофан. Часто клей ПВА засыхает на резьбе флакона. Открутить крышку не представляется возможным. Чтобы этого не повторилось, нужно взять пакет из полиэтилена и вырезать из него небольшой кусочек. Теперь резьба останется в безопасности, а флакон легко можно будет открыть.

Нужно сделать соосные отверстия

При соединении двух заготовок с помощью деревянных шкантов важно максимально точно просверлить отверстия — они должны быть соосны друг другу.

Чтобы не тратить время на разметку с помощью линейки, можно поступить следующим образом. На первой заготовке размечаем места сверления будущих отверстий.

Затем с помощью малярного скотча крепим к заготовке гвоздики — таким образом, чтобы край шляпки находился точно по центру разметки.

Берем вторую заготовку, и устанавливаем ее поверх первой. Придавливаем руками.

В результате у нас получатся точные метки для сверления отверстий. На сверлильном станке высверливаем отверстия — все идеально!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]