Ещё не обзавелись покупным? Тогда позвольте представить самодельное устройство для тестирования ротора электромоторов, которое было сделано из-за необходимости проверять различное оборудование, такое как сверлильные станки, шлифовальные и стиральные машинки, пылесосы и так далее. В продаже конечно встречаются специальные приборы для выполнения таких проверок, но покупка такого устройства бессмыслена, ибо сборка своими руками не стоит ни копейки.
Приспособление для поиска межвиткового замыкания генераторов/стартеров
Добро пожаловать на ChipTuner Forum.
Опции темы
Sergrider
Sukhov
Нужно два дроселя на 2,15 ампер от ламп дрл или днат. И конденсатор на 10-20 микрофарад. Если интересно завтра сделаю на работе фотки и напишу здесь.
Добавлено через 16 минут
Sergrider
Канай
Sukhov
Башкиров Владимир
Прибор Проверки Якорей
Прибор используется для проверки на межвитковое замыкание якорей двигателей и (генераторов) постоянного тока, а также для проверки полюсных катушек.
Принцип работы прибора
Прибор представляет собой трансформатор переменного тока, имеющий только первичную обмотку, с магнитным зазором в сердечнике. В зазор сердечника укладывается проверяемый якорь, и его обмотка становится вторичной обмоткой трансформатора. В случае наличия короткозамкнутых витков в проверяемом якоре, поскольку витки распределены по группам, возникает местное магнитное перенасыщение железа, что легко обнаруживается по дребезжанию стальной пластинки, положенной на железо якоря над витком (например ножовочное полотно). Проворачивем якорь в магнитном зазоре, так что пластинка оказывается над разными катушками. Там где есть межвитковое замыкание пластинка начинает ощутимо вибрировать. Замкнутый виток, теоретически начинает греться (правда, как правило, на больших якорях, слишком медленно, чтобы нагрев можно было практически обнаружить).
Нам нужно два таких дросселя и конденсатор на 10-20 мкф на 400 В.
Далее разбираем дроссели. Молотком отбиваем основание и им же ударяем сердечник по краю снизу. Напоминает разборку крестовины кардана. Получаем кучу таких железок.
Нам нужны только эти.
Укладываем их, как они были в дросселе и хорошо изолируем. В несколько слоев. Обращаем особое внимание на углы сердечника. От качества изоляции зависит работа прибора и Ваша безопасность.
Далее берем снятую обмотку дросселя и наматываем ее виток к витку. Каждый слой намотки изолируем изолентой. Можно так-же мотать на вертикальные участки сердечника. Когда кончится первая, припаиваем к ней вторую и продолжаем мотать. На фото показан провод для демонстрации. Он в ПВХ изоляции. По окончании намотки тщательно изолируем обмотки. Вот так примерно должно получится.
Конденсатор с обмоткой соединяем последовательно. Для ограничения тока. Сердечник можно сделать длинным. Взяв железо с двух дросселей.
Так должен лежать якорь.
Для поиска короткого замыкания удобно использовать полотно от ножовки по металлу.
Также, при помощи миллиамперметра можно проверить обмотку на обрыв (плохая пайка в петушках и т. д.). Для этого нужно подключать миллиамперметр к соседним ламелям якоря, проворачивая якорь в пазу ППЯ на 1 ламель, между подключениями. У исправного якоря ток со всех соседних ламелей будет одинаковым. Резкое повышение тока (или падение, если разрывов несколько) указывает на обрыв между этими ламелями. При проверке необходимо сохранять постоянный угол контактов миллиамперметра относительно полюсов прибора, иначе показания на разных парах ламелей будут разные и на исправном якоре.
И еще. Если положить демонстрационную обмотку как но фото, то получится обычный трансформатор. Кому интересно может скачать фото и видео. Качество правда не очень.
Источник
Способы обнаружения КЗ
Рассмотрим способы обнаружения КЗ обмотки якоря или статора. Их известно как минимум четыре:
1.1. Поконтактная проверка сопротивления обмоток омметром. Проводится последовательное измерение сопротивления на клеммах коллектора, требующее больших затрат рабочего времени. Закороченная катушка дает значение сопротивления, близкое к нулю.
1.2. Метод переменного электромагнитного поля дросселя. Дроссель изготавливается (как правило, кустарно) из большого Ш-образного или тороидального трансформатора. Тестируемый якорь размещается в конусе дросселя и вращается на 360°. При совмещении паза якоря, в котором имеется КЗ, со щелью в магнитопроводе дросселя слышен гул или дребезг. Размеры и вес прибора не для ботаника, посмотрите на образцы в YouTube. КЗ статора этим прибором определить нельзя.
Проверка якоря на межвитковое замыкание
Электрические машины состоят из ротора и статора. Статор представляет собой неподвижные обмотки, уложенные в корпус. Якорь — это подвижная часть, поэтому на нее как правило попадают частички грязи и смазки и под воздействием температуры образуется окисленный налет. Он может послужить причиной неисправной работы или выхода из строя ротора электрической машины. Обнаруживается он визуальным осмотром. Нагар может стать причиной межвиткового замыкания в якоре. Как таковой, ротор электродвигателя при нормальных условиях эксплуатации не изнашивается. Со временем подлежат замене только токосъемные щетки, если их длина уже не соответствует допустимому размеру. Однако длительные нагрузки становятся причиной нагрева обмоток статора, что в результате и способствует образованию нагара. Межвитковое замыкание якоря может случиться при механических повреждениях. Недопустимо на трущихся поверхностях наличие сколов, вмятин, царапин и трещин. Замыкание между витками обмоток якоря происходит в случае выхода со строя подшипниковых узлов. Тогда якорь перекашивается, что приводит к повреждению ламелей. Еще одной причиной замыкания является воздействие влаги. При попадании капель воды на металлические поверхности начинается процесс коррозии. Ржавчина затрудняет вращение якоря, токовые нагрузки растут, происходит нагрев в следствии чего может отслаиваться припой, что в свою очередь при длительной эксплуатации может привести к межвитковому замыканию.
Устройство
Для грамотной диагностики неисправностей якоря важно знать устройство и принцип его работы. Основными элементами якоря являются круглый сердечник, состоящий из набора пластин электротехнической стали и навитая в его пазы определенным образом обмотка. В каждый из пазов по специальной схеме укладываются две якорные обмотки. Первый и последний виток одной из обмоток находятся в одном пазу и замыкаются на одну ламель.
Ротор для Макита УШМ 9069 MAX. Фото 220Вольт
Сердечник напрессовывается на ротор, вращающийся под действием сил, возникающих в электромагнитом поле, образованном обмотками якоря и работающего с ним в паре катушками статора. В болгарках якорь – это сборочный узел, с расположенной на одном конце вала ведущей шестерней, на противоположном – коллекторный узел.
ƒ↓ — Прибор проверки якорей (ППЯ)
«Признавая свои ошибки, мы находим источник силы»
Решил сделать прибор для проверки якорей на короткозамкнутые витки и прочее. Пригодится если решили отремонтировать коллекторный двигатель и проверить правильно ли намотали. Очень полезная вещь и когда то в СССР выпускалась. Но теперь Днем с огнем не сыщешь.
Не будем вдаваться в сложные формулы, постараюсь объяснить на мигах, что сделал. Статью разобью на 2 части. «Часть первая. Магнитопровод». «Часть вторая. Электричество». Потом объясню из за чего 2 части.
Часть первая. Магнитопровод.
Во первых нам нужен магнитопровод, или же по другому — статор от двигателя пылесоса. Потом нам нужно вырезать в одной его стороне часть под углом 90 градусов, Куда будет ложиться сам якорь для проверки. Можно болгаркой, пилкой, ложкой — как кому удобнее.
P.S. Прибор на статоре пылесоса, навеян мотивами темы на одном форуме. Оригинал здесь. Спасибо автору за толчек в правильном направлении.
Електрокартон от иного двигателя, но в который укладывались когда-то обмотки.
И наматываем в один слой на магнитопровод, скрепив все дело скотчем:
Потом нам нужны щеки, чтобы провод упирался по сторонам и у нас получилась полноценная катушка. Вырезаем их из фанеры, предварительно рассчитав размеры.
И выбираем стамеской лишнее. Можно немного зачистить на наждаке.
Не забываем учесть угол статора и подгоняем тем же наждаком — небольшой угол на самих щечках
Желательно чтобы сами щечки, становились туго на магнитопроводе.
Если нет, берем тетрадь и отрезаем по размеру щечек кусочек листа и наматываем с проклеиванием. Пока стенка не станет более менее туго.
Вставляем щеки и проклеиваем клеем. У меня пошло чуть ли не пол пачки ПВАКа. Клеил и заливал его около десятка раз. На следующее утро все было готово.
Вот и все по части Магнитопровода.Часть вторая. Электричество.
(По рассчетам (число витков = 50 / S * 220в) на этом сайте, высчитал нужное количество витков, получилось 660. Но мне не понравилось, что это применимо ко всем толщинам проводов! Как так?? Сайт вроде хороший, но в рассчетах я усомнился. иил я чтото не так понял.)
Мотал я около 4-5 часов. Виток к витку, старательно. Все меньше веря в успех. Получилось около 800 витков.
Закончив, лег спать и оставил на утро.
Сегодня проверил. Поставил тестер и амепрметр в нужные режимы для взятия показаний.
20 Вольт — около 1 Ампера
50 Вольт — 2 Ампера
И рискнув, поняв, что был прав вчера — подал сто вольт:
100 Вольт — 4,5 Ампера.
Так про какие 220 речь? Она точно «выветрится», эта проволока.
Не забыли сколько должно было быть? Не более 1,25А, а здесь 4,5А только при 100 Вольтах. Эксперимент увенчался дымом из под изоленты, плавлением проволоки и полным провалом. Но лучше так, чем сидеть и смотреть в окно с пьяной харей, бухая беспробудно.
А теперь о Частях. Часть «Магнитопровод» — полностью пригодна к воплощению в жизнь. А вот что касается части «Электричество» — думаю здесь ошибка заключалась в том, что нужно повысить сопротивление — иными словами, взять столько проволоки, чтобы выдержала 220 Вольт.
Подходящий донор уже есть, какой то старый дроссель от телевизора сопротивлением 240 Ом, диаметром провода — 0,08 мм. Думаю выдержит. А может нет. Так что продолжение следует.
Источник
Как обнаружить короткозамкнутые витки
Обнаружение должно стать первостепенной задачей. Эти негативные явления проявляются в половине случаев при самостоятельной сборке трансформатора, в большей части при изготовлении контурных катушек и дросселей. Выявит и устранить дефект обязательно, так как имеющийся недостаток скажется отрицательным образом на эффективности устройства, приведет к поломке, которую тяжело починить, вызывает риск безопасности сотрудника, обслуживающего прибор.
Определение происходит по внешним признакам первоначально. Если наблюдаются видимые изменения технических показателей без причин на это, слышно потрескивание, то следует провести диагностику. Причинами возникновения являются дефекты катушки. Например, наложение перекрестным, а не симметричным образом витков, пользование намотки низкого качества от непроверенного производителя, повреждение изоляции в ходе работ или при перемещении прибора, механических повреждениях. Но действенным способом нахождения витка является неиспользование электронных приборов. Только с их помощью можно определить источник поражения обмотки, выявить его характеристики.
Короткозамкнутый виток в трансформаторе: что это такое?
Короткозамкнутый дефект представляет собой нарастание потока магнитной энергии. Происходит это при включении электромагнита при средних показателях напряжения трансформатора. Падение потока наблюдается при отключении.
Находится на двух стержнях сердечника. Но в зависимости от конструктивных узлов и характеристик трансформатора изменяется.
Особенность его в том, что складываться основным энергетическим потоком. Устанавливается параметр в сторону отставания, при этом угол, наблюдаемый между первичным и вторичным токами, уменьшается. При этом изменяется не только величина потока, но фаза, что является важным показателем. В обязательном порядке используются специальные механизмы для определения этого угла.
Tags: автомат, анод, бить, бра, вид, генератор, дом, , знак, как, конденсатор, контур, крон, , магнит, напряжение, подключение, правило, проверка, провод, пуск, , работа, размер, расчет, ребро, резистор, ремонт, ряд, свет, светодиод, сопротивление, стабилизатор, схема, тен, тип, ток, транзистор, трансформатор, , фаза, эффект, якорь
Механизм образования витков
Механизм образования завихрений в трансформаторе стандартный для любых типов оборудования. Общий поток при прохождении делится на первый поток, который распределяется по плоскостям, которые не охвачены витками полюса. Второй поток электромагнита находится на плоскости, которая принадлежит кв. На втором образуется ЭДС, приводящая к токовому импульсу. При этом возникает определенного значения угол, который определяется индуктивностью.
Одновременно с прохождением потока возникает сила притяжения. Она складывается из двух составляющих, которые сдвинуты во времени. Пульсация (амплитудные соотношения) определяется сугубо углом сдвига, который возникает между двумя потоками в области действия. Угол никогда не превышает значение 90 градусов. Обычно его значение лежит между 50 и 80 градусами. Объясняется это тем, что достигнуть сдвига потоков на прямой угол невозможно.
Чем опасно появления короткозамкнутых витков в обмотке трансформатора
Появление на обмотке считается дефектом оборудования, которое следует устранять. Электротехническая схема указывает, что подтвержденной частью обмотки является первичная. Та, на которой есть они, является вторичной. Для устранения дефектов используются методики, основанные на знании о параметрах возникающей магнитной связи между частями обмотки.
Действие напряжения импульса неразрывно связно не только с поврежденной частью обмотки. Воздействие влияет на работу первичной части, которая дефектов не имеет. Проявляется действие короткозамкнутых контуров прежде всего в резких и ничем не обусловленных скачках напряжения
Обратите внимание, что:
- для устранения проблемы необходим расчет параметров витка;
- если характеристики первичного и вторичного витков похожи, то скачок напряжения будет максимальным;
- идентичные характеристики витков приводят к увеличению рассеивающего коэффициента.
В результате наличия витков короткозамкнутого контура возникают скачки напряжения. Но это не единственная серьезная проблема, требующая рассмотрения и решения. Поражается вторичная обмотка из-за рассеивания магнитного потока, возникает короткое замыкание в этой части. Явление грозит выходом их строя конструктивных узлов механизма и тех приборов, которые оно питает (по крайней мере одновременное их отключение от сети или переброс в атомический режим работы от аккумуляторов). Также возникает опасность поражения электрическим током. Безусловно, диагностика трансформатора (обязательная визуальная и при помощи прибора) является обязательным методом безопасности на производстве.
Как получить двуполярное питание из однополярного — искусственная средняя точка
Одним из самых больших недостатков данной схемы является двухполярное питание. Более практично и удобно питать тестер межвиткового замыкания от батареи типа «Крона» (9 В) и сформировать искусственную среднюю точку. Используя простую схему, работа которой описана в книге «Стабилизаторы напряжения и тока на ИМС (СИ)» Успенский Б. можно получить искусственную среднюю точку.
Из применяемых деталей в схеме:
- операционный усилитель: mc34072 (или любой другой аналог типа LM393)
- транзисторы SS8050 и SS8550 (можно и более слабую пару, с рабочим током коллектора не менее 200-300 мА)
- электролитические конденсаторы 22 мкФ с рабочим напряжением 16 В.
Внимание! При наладке схемы ни в коем случае не стоит устраивать КЗ со средней точкой, моментально выходит из строя один из транзисторов, а также выходит из строя ОУ