Самостоятельное украшение своего дома — это дело чести для мастеров и мастериц, предпочитающих оригинальный и уникальный интерьер. Современные тенденции декорирования помещений диктуют использование относительно скромных и лаконичных предметов.
Модульные картины своими руками относятся как раз к таким минималистическим видам украшений. Их простая геометрическая форма, отсутствие рам, стекла и других лишних деталей, позволяет создавать их самостоятельно.
Что такое модульные картины
Модульная картина – это несколько полотен, которые объединяются в одну композицию.
Вариантов расположения элементов множество:
- симметричное расположение в горизонтальной плоскости;
- смещение и асимметрия по горизонтали и вертикали;
- смешанное вертикально-горизонтальное;
Наиболее популярны вариации с симметричными и асимметричными смещениями – они буквально изменяют пространство комнаты. Удивительно, как при помощи этого приема в оформлении можно достичь зрительного увеличения пространства. Это весьма актуально для обустройства интерьера небольшой комнаты.
В зависимости от того, из скольких частей состоит общая картина, отличают:
- диптих – 2 полотна;
- триптих – 3 полотна;
- полиптих – больше трех полотен.
Для оформления интерьера при помощи модульной картины нет никаких строгих правил. Кроме того, с нынешними возможностями полиграфии, вам не нужно быть художником, чтобы сделать такую композицию своими руками. Разве это не вызов для настоящей творческой натуры?
Дизайнерские особенности
Главный аспект, необходимый для соблюдения при изготовлении обрамления собственными руками – дизайн и целевое назначение помещения, где будет размещено изделие. В процессе выбора цветовой гаммы важно не переборщить. Так как слишком яркие и насыщенные оттенки будут некомфортны для визуального восприятия, также готовая рамка не сможет вписаться в интерьер.
Полотно в таком обрамлении потеряет все свои преимущества, поблекнет и утратит значимость.
Дополнительная информация! Старайтесь ориентироваться в оформлении на содержание фотографии или картины, а также на их параметры. Чем красочнее картинка, тем меньше и незаметнее в конечном итоге должна получиться рамка.
Если это уже произошло – не расстраивайтесь, в любой момент можно внести корректировку в форму, окрас и дизайн. Такая возможность – это основное достоинство изготовления своими руками рамки. Применяя различные подручные средства, варианты дизайна можно будет добиться преображения картинки, которая планировалась для украшения комнаты.
Для небольших изображений и фотографий существует множество интересных идей по использованию подручных материалов.
Еще один метод – размещение полотна под нестандартным углом, изменяя при этом освещение, или поблизости определенной мебели для создания единой картинки. Допуская и исправляя ошибки или пробуя разное размещение, вы добьетесь превосходного эффекта.
Необходимые материалы и инструменты
Основную часть можно изготовить из множества материалов. Это могут быть изображения на бумаге, которые печатались фрагментарно на обычном домашнем принтере, бумажное полотно с картинками из типографии, обои с понравившемся рисунком, ткань с принтом и так далее. От выбранной лицевой части зависит материал, из которого будет изготовлена рамка. Для ткани идеально подойдет деревянная рамка, фотообои лучше клеить на листы пенопласта, а бумага хорошо крепится к плитам из древесно-стружечных материалов.
Итак, для изготовления из обоев или другого материала потребуется следующее:
- Распечатанные изображения.
- Тонкие деревянные рейки, пенопласт, ДСП и так далее.
- Клей ПВА.
- Рулетка или метр.
- Строительный степлер.
- Карандаш, маркер, мелок, обмылок.
- Ножницы.
Советы мастерам, перед созданием рамы
Выбранная конструкция должна соответствовать окружающей обстановке. Не обязательно делать позолоченную раму в простой бабушкиной квартире, а простая рамочка из пластикового молдинга совершенно не впишется в убранство зала с колоннами.
Размеры работы и рамы подбирайте грамотно. Широкий бордюр и маленькое полотно будут смотреться совсем не стильно.
Изучите многообразие материалов для изготовления рамы. Клеить можно не только картон и «плинтус», дерево, полиуретан, природные материалы, проволока, шпагат и многое другое с успехом используют дизайнеры по всему миру.
Перед тем, как любоваться готовым шедевром, вам понадобится терпение, умение и огромное желание.
Виды модульных картин
Модульная картина из ткани
Кто не знает, как сделать модульную картину самому, следует разобраться с видами, а точнее с материалами из которых можно собирать полотно. Виды материалов для картин:
- Ткань.
- Обои, возможно фотообои.
- Фото.
- Цветная бумага.
Хорошо смотрятся полотна, если их нарисовать своими руками, применяя холст и гуашь, но для этого нужен хороший мастер, что может продемонстрировать класс. Без художественных навыков, изделие не получится делать. Изготовление модульной картины проводится несложно, за счет этого любой человек сможет делать подобное украшение для дома, даже без творческих наклонностей.
Разновидности модульных картин
Основной составной, работая с готовыми картинами – аккуратность в работе. Располагать предмет можно по диагонали, по определенным линиям или же абстрактно. Модуль и его форма позволят создать определенный эффект. Они разделяются на:
- Квадратные.
- Круглые.
- Произвольные.
Конечно, сегмент проще всего создавать правильной геометрической формы, а именно прямоугольной.
Видеоуроки
Как видно из алгоритма изготовления, модульные картины состоят всего из нескольких деталей: нужна только основа и ткань, бумага или холст для конечного оформления. Далее все необходимо правильно соединить – и картина готова. Тем, кто предпочитает вещи, сделанные самостоятельно, такие мастер-классы особенно пригодятся. Более наглядно они описаны в видеороликах, после просмотра которых легко соорудить любую составную картину.
Пошаговый мастер-класс для начинающих
Как нарисовать цветы
Делаем модульные картины своими руками
Перед началом работы нам потребуется подготовить небольшой арсенал материалов и инструментов, которые можно найти у себя дома или в ближайшем строительном магазине. Само полотно с изображением можно распечатать у себя на принтере или заказать в типографии. Рамку для картины многие делают сами из брусков и крепежа, но мы советуем для первого раза приобрести готовую.
Подготавливаем все необходимое
В первую очередь выберите полотно: распечатайте, напишите или используйте фотообои. Далее нужно будет выбрать, на что будет крепиться изображение.
- Сделать каркас из бруса.
- Купить готовый подрамник в художественном магазине.
- Использовать рамку для фотографий.
- Закрепить картину на гипсокартон, ДВП или фанеру.
Для всех вариантов потребуется запастись материалом:
- клей — в случае если вы будете использовать обои или фото;
- степлер — пригодится, чтобы закрепить полотно (если вы будете его использовать);
- ножницы — для подрезки изображения.
Теперь давайте перейдем к подробному гайду, как сделать модульную картину своими руками с пошаговой инструкцией.
Пошаговая инструкция
Когда вы подобрали рисунок, подготовили материал и каркас, можно перейти к пошаговой инструкции с фото-примером.
- Возьмите ткань подходящего размера и на нее положите каркас. Натяните полотно и оставьте пару сантиметров по краям, а лишнее обрежьте.
- Посмотрите, чтобы ткань лежала аккуратно, а на рисунке не было складок. Если вы все сделали правильно — с помощью степлера закрепите ткань. Если в вашем случае будет бумага или фото — их можно приклеить.
- Модуль готов, теперь его можно повесить на стену.
Таким образом вы сможете сделать картину из модулей или разделить фотографию на несколько частей, все зависит от вашей фантазии. Главное — понять суть этого DIY, а дальше будет проще.
Теперь вы знаете, как сделать модульные картины на стену своими руками. Мы привели пример с классической абстракцией, а вам предлагаем попробовать поэкспериментировать с изображениями, чтобы разные модули создали одну картину.
Использование подручных материалов
В отличие от предыдущего способа, модульные картины своими руками из обоев сделать намного проще. В качестве декоративного материала можно использовать любые понравившиеся обои, распечатанный в типографии рисунок, семейные фотографии, портреты любимых киноартистов или декупажные карты.
Для таких картин также потребуется подрамник с ДСП или фанерой. Его можно купить или сделать самостоятельно. Цветное изображение расчерчивается, вырезается и крепится к плоской основе подрамника. Для фиксации следует использовать специальный клей, двусторонний скотч или строительный степлер. Недостатком применения жидкого клея становится размякание и деформация бумаги, поэтому следует заранее поэкспериментировать на ненужном фрагменте и подобрать подходящий материал.
Перед тем как сделать модульную картину своими руками из фотообоев, нужно позаботиться о том, чтобы готовые элементы были правильно сопоставлены на стене и создавали единый сюжет. Поэтому раскрой обоев следует проводить с учетом припусков на подгиб. Альтернативой может стать обклейка торца подрамника другим материалом. В таком случае площадь картинки совпадает с площадью поверхности подрамника.
Модульные картины из фотообоев
- Следует подготовить несколько плит пенопласта.
- Затем нужно нанести на них разметку, соответствующую размерам будущих фрагментов композиции и обрезать материал по ней. Лучше всего использовать специальную терморезку, но этот инструмент стоит довольно дорого, поэтому для изготовления одной картины покупать его нецелесообразно. Можно взять канцелярский нож и аккуратно подрезать пенопласт.
- Затем нужно разрезать фотообои, оставив 1-2 см для нахлеста.
- В конце обои просто приклеивают на подготовленную основу и тщательно проглаживают.
Изготовить красивую модульную картину из фотообоев можно очень просто и без лишних финансовых затрат Создать свой собственный шедевр довольно просто. С этой задачей справится даже начинающий мастер, важно только следовать вышеприведенным рекомендациям и действовать максимально аккуратно.
Дальнейшее усовершенствование
Если посмотреть на картину в раме по-инженерному, то бросается в глаза явное несоответствие: подрамник, и так несущий самое ценное – изображение – нагружается еще и рамой. Которая может быть и неразрушающимся демпфером при падении картины. Как устранить первое и добиться второго? С точки зрения техники – тривиально. Нужно усилить ребро жесткости рамы под гипсовый багет, тогда она станет самонесущей, а подрамник с картиной будет просто лежать в раме. Как усилить? Да заменить рейку брусом, что технологически не сложнее, не намного дороже и в целом вообще недорого. Полученный основной силовой узел рамы назовем для краткости нарамником, раз подрамник уже есть. Для изображений на тонкой основе (бумага, ткань, пленка) применим по тем же принципам ДВП. Теперь, если картина упадет, ее достаточно будет поднять, проверить подвес, крюк, поправить их, если надо, и повесить раму с картиной на место.
Для «настоящих маслом»
Устройство усиленной рамы для живописных полотен на подрамнике показано в разрезе на рис.:
Устройство усиленной рамы для живописной картины на подрамнике
На поз. А – без внутреннего обрамления; на поз. В с «молоком». На поз. Б – разрез рамы детально; доска с брусом и образуют нарамник. Толщина стекла 4 мм, как и стандартной плиты ДВП. Если остекление не предусмотрено, прокладка между доской и багетом исключается. Пенопластовые вставки играют роль мягких пружин, удерживающих подрамник на месте; деревянные клинышки иногда рвут холст, а пенопласт уж точно нет. Толщина вставок на 3-4 мм больше ширины зазора между подрамником и фанерными косынками; материал – крупнозернистый упаковочный пенопласт. Изготовление усиленной рамы производится заодно с обрамлением ею картины:
- вырезаются заготовки для сборки рамки из бруса вполдерева на саморезах и клею. Размеры рамки по внутри на 2-3 мм больше ширины и высоты подрамника с полотном. Запилы под соединения удобно делать слесарной ножовкой по металлу, она хорошо пилит дерево и поперек, и вдоль волокон, а срез получается гладким. Под саморезы насверливаются установочные (пионерные) отверстия диаметром по телу метиза без резьбы и глубиной 2/3 – 3/4 его длины. Для саморезов 3,5х20 – диаметром 2,5-2,7 и глубиной 12-15 мм;
- подрамник с холстом по кромке оборачивается ПЭ пленкой;
- рамка из бруса собирается начерно: без проклеивания, а саморезы завинчиваются не до конца;
- черновая рамка надевается на подрамник сзади (с тыльной стороны), так автоматически исправляется ее перекос;
- в стыки пускают по 2-3 капли жидких гвоздей или ПВА и затягивают саморезы. Клея подпускают минимум тоже с тыльной стороны, чтобы не протек на лицевую сторону холста;
- когда клей схватится, аккуратно снимают рамку также в тыльную сторону;
- по полном высыхании клея монтируют доски под багет, прокладку для стекла и внутреннее обрамление (то и другое если надо);
- в фанерных косынках сверлят отверстия по полному диаметру саморезов, а в рамке из бруса соотв. им установочные;
- укладывают на место стекло. Можно по краю приклеить несколькими каплями силикона;
- клеят багет, затирают его диагональные швы и красят (см. далее);
- вкладывают подрамник с картиной в гнездо нарамника;
- если картина особо ценная в раме с остеклением, в тыльную нишу кладум мешочек или несколько с силикагелем, и весь тыл заклеивают картоном, пропитанным разведенным водой в 3-5 раз ПВА, и вполне просохшим – чтобы стекло не отпотевало изнутри;
- укладывают пенопластовые вставки;
- ставят на места фанерные косынки. Без проклеивания, чтобы можно было снять и вынуть картину из рамы, если понадобится;
- крепят подвес, вешают картину на место, любуются, потирают руки и говорят про себя: «Ай, какой я молодец!»
Заменители багета
Рамочный багет фабричного производства все-таки недешев. Как его заменители на рамы без особых претензий чаще всего предлагают полуретановые потолочные фризы (в торговле – потолочный плинтус или потолочный багет) или напольные плинтусы из дерева либо МДФ.
Как выбрать профиль потолочного плинтуса на багет для картины
Полуретан легко обрабатывается в домашних условиях, но далеко не всякий потолочный фриз по профилю подойдет на багет для картины. Из показанных на рис. более-менее пригодны для этого фризы на поз. 1 и 2, если клеить их на доску, как там показано. Потолочный плинтус на поз. 3, как его ни ставь, даст большой геометризированный наружный край, и картина окажется «в коробке», см. выше. Тонкостенные фризы под светодиодную подсветку (поз 4) по профилю на багетную раму чаще всего годятся, но непрочны.
Поклейка, шпаклевка и покраска полуретановвых заменителей
Заготовки полуретанового багета для картины обрезаются по краям под 45 градусов. При изготовлении усиленной рамы по описанной выше технологии идеально точной их подгонки в размер по подрамнику не требуется; достаточно точности обрезки в 1 мм. Полиуретан быстро и намертво клеится к дереву полистирольным клеем. Его несложно приготовить самостоятельно на балконе или в др. хорошо проветриваемом помещении. Для этого в 20-50 мл технического (не топливного!) бензина или керосина понемногу бросают гранулы пенопласта, пока не получится состав консистенции сметаны. Пенопласта понадобится много, и бросать его в растворитель весь сразу нельзя: гранулы шипят и пенятся.
Примечание: именно на таком «самоклею» собираются СИП-панели кустарного производства. Застывший пенопластовый «самоклей», в отличие от фирменного полиуретанового, на морозе становится хрупким. Как это сказывается на прочности, долговечности и безопасности построек из СИП, пояснять не нужно.
В стыковочные швы деталей полиуретанового багета втирают любую белую шпаклевку. Спустя 5-15 мин остатки (наружные мазки, потеки) снимают слегка влажной тряпочкой. Еще через сутки багет можно красить масляной, акриловой или вододисперсной краской; алкидная эмаль может разъесть материал – в зависимости от его качества, определить которое зрительно заранее невозможно.
Качественный полиуретановый багет с имитацией резьбы по дереву можно покрасить и под старую бронзу:
- Первый слой из кузнечной патины (такая краска продается в художественных магазинах) наносят мягкой живописной кистью. Совсем не обязательно дорогущей колонковой, сгодится самая простая из волосков с бычьего уха.
- Когда прокраска патиной начнет схватываться, чуть влажной губкой проходятся по выступам до просвечивания основы, не «втираясь» во впадины.
- Губчатым или ворсистым валиком, опять-таки не вдавливая его во впадины, наносят бронзовую (медную, золотистую, серебристую) краску металлик.
- Начавший схватываться металлик растушевывают как и патину, но уже не на буграх, а в углублениях.
Примечание: покраска «металлом под старину» требует, кроме аккуратности, еще и солидного навыка, так что лучше сначала потренироваться на отрезке такого же багета. Также об изготовлении рам для картин из потолочного плинтуса см. ролик ниже:
Видео: рамка для картины из потолочного плинтуса
Немаловажное преимущество полиуретанового багета – имитация резьбы по дереву, однако, если приглядеться, подделка заметна, да и материал непрочен. Гораздо надежнее и солиднее смотрятся заменители багета из древесных материалов: натуральной древесины или МДФ. Доступные по цене выпускаются без сложного рельефа, но это с лихвой компенсируется прочностью и натуральностью. Благородный материал есть благородный материал, тем более что техника текстурирования МДФ под ценное дерево достигла высокой степени совершенства, а парадные портреты в помпезных рамах сейчас не в моде и у олигархов..
Напольные плинтусы и доски для наличников, пригодные на багет для картины
Из напольных плинтусов (слева на рис.) можно подобрать подходящие для рамы картины на яркой пестрой стене – большой косой внутрь наружный свес оттенит ее. Картина в раме из досок для наличников (в центре) будет отлично смотреться в интерьере современных лаконичных стилей, а из мебельных штапиков (фасонных кромок и кантов, справа) в стилях с декоративным уклоном типа ар деко шебби-шик или галантерейном, а также традиционных (кантри, рустик, колониальный и т.п.).
Шпаклевка и затирка швов
Рама картины из древесных заменителей багета лучше всего смотрится, если ее лицевые соединительные швы невидимы. Процедура полной затирки швов деревянных деталей кропотлива, но осваивается с первого раза:
- Шпаклевка – акриловая как можно более близкая по тону к лицевой стороне рамы, но не темнее. Выпускается от чисто белой то темно-коричневой под торговыми названиями «сосна» (желтоватая», «дуб» (светло-коричневая), «орех» (коричневая) и т.д.
- Также нужно приготовить немного акриловой краски точно в тон дереву. Для этого в белую краску понемногу подпускают коричневой или темно-коричневой. Каждую добавку тщательно размешивают, затем берут каплю, сушат бытовым феном (сохнет быстро) на стекле, кусочке белого ПВХ и т.п, и сравнивают с тоном поверхности дерева.
- Швы затирают шпаклевкой как описано выше.
- Когда шпаклевка подсохнет с поверхности (это 10-20 мин), на шов пускают несколько капель краски с интервалом 1-2 см по длине и немедленно растирают чуть влажной чистой белой тряпочкой и вдоль, и поперек шва.
- Подкраску и растирку повторяют, пока шов не сольется по тону с основной поверхностью. Обычно для этого достаточно 2-3 проходов.
Рама из ДВП для рисунков и вышивок
Картины холсте пишут или покупают немногие. Гораздо доступнее изображения на тонких гибких носителях: акварели, аппликации, рисунки, офорты, гравюры, офсетные печатные изображения, фотографии, вышивки, живопись на шелку. Четыре последних, если старинные, и старые литографии, могут представлять немалую коммерческую ценность. Для таких картинок гораздо легче сделать рамку из ДВП.
Устройство прочной рамки из ДВП для изображений на тонкой основе, с возможностями остекления и создания внутреннего обрамления, показано на рис.:
Устройство рамки из ДВП для картинок на тонкой гибкой основе
Вся конструкция рассчитана на окаймление стартовым профилем для гипсокартона (поз. Г) подходящего типоразмера. «Карман» на дет. А нужен только для картинок на бумаге или картоне. Сборка такой рамы также производится заодно с обрамлением картинки:
- вырезают дет. А, Б и В;
- на дет. А сразу же делают подвес;
- нарезают, обрезают по концам под 45 градусов и погоняют в размер по дет. А боковины и продолины внешнего обрамления. Обрезку грубо делают бокорезами, а точную подгонку монтажным ножом и дотиркой на дощечке в наждаком или напильнике;
- на дет. А наклеивают ПВА дет. Б. Клей наносят ближе к краям, чтобы внутрь не выдавились его капли;
- если картинка на ткани или рисунок углем на бумаге, ее сразу укладывают на место и по уголкам приклеивают ПВА. В таком случае дальнейшая работа потребует повышенной аккуратности;
- на дет. Б наклеивают дет. В с теми же предосторожностями, что и по п. 3;
- монтажным клеем приклеивают нижнюю и боковые планки внешнего обрамления;
- вставляют стекло;
- если картинка более-менее стойкая на бумаге или картоне, вставляют ее на место через карман на дет. А;
- ставят на место верхнюю планку внешнего обрамления;
- заливают швы ПВХ мастикой (см. ниже) – картинка в раме готова.
Мастика для ПВХ
Чтобы приготовить мастику для заделки швов на ПВХ, понадобятся 2 стеклянных аптечных пузырька с двойной газоплотной пробкой. Один, с дихлорэтаном, приобретается. Второй, для готовой мастики, напр. из-под перекиси водорода или нашатырного спирта, наполняется мелкими обрезками и крошкой того же гипсокартонного профиля, и заливается наполовину дихлорэтаном. Готовить мастику нужно на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении – дихлорэтан вещество летучее, очень токсичное и пожароопасное.
Спустя сутки-двое, когда ПВХ растворится, проверяют консистенцию состава, она должна быть сметанообразной. Если слишком густая или наполнитель растворился не полностью, добавляют немного растворителя. Готовую мастику набирают каплями зубочисткой или др. заостренной палочкой, наносят на шов и «протягивают» по нему острием той же палочки. Очень уж размазывать, разглаживать и растирать не нужно, сама растечется как надо. Полное высыхание – в течение суток.
Примечание: более прочную и долговечную рамку такой же конструкции можно сделать из тонкой фанеры, но придется поработать лобзиком. Ручным – электрическим красиво не получится.
Подробнее про декоративные картины
Декоративные картины обычно состоят из 2-3 и выше полотен, а если их соединить, то получится полноценное изображение. Обычно их располагают так:
- горизонтально или симметрично;
- изображение можно смещать по вертикали или горизонтали;
- еще можно их смешать и повесить горизонтально или вертикально.
Мы привели небольшие примеры типичного расположения, но самое главное, что особого правила того, как правильно их расположить, нет — все зависит от фантазии.
Интересная информация: модульные картины из двух или более полотен визуально увеличивают площадь квартиры. Владельцы смарт-квартир могут взять на заметку.
Эти изображения даже получили определенные названия, которые зависят от количества полотен. Например:
- пару модулей — диптих;
- картина из 3 частей — триптих;
- изображения 3 частей называют полиптих.
В этом направлении декора можно экспериментировать без границ и создавать полотна в любом исполнении.
Виды картин
Перед тем как сделать декоративные картины своими руками, необходимо разобраться, какие есть виды и какой материал можно использовать. Начнем! Из чего можно сделать полотно:
- обычная ткань;
- обои: виниловые, флизелиновые или фотообои;
- распечатанные фотографии или рисунки (заранее продумайте размер макета и распечатайте изображения в типографии);
- цветная бумага;
- написанные самостоятельно картины.
Популярно стало писать полотна самому, украшать их разным декором и придавать картине объем. Любители хендмейда экспериментируют с модульными картинами и располагают предметы по разной траектории: квадратной, круглой или произвольной.
Совет: если хорошо владеете фотошопом, можно заранее обработать каждое изображение, включая размер холста. Также в программе можно прикинуть, как готовые модули будут смотреться вместе.
Усовершенствования рамы
С началом индустриализации и механизации производства появилась сначала техника литографии, затем фотография и офсетная печать, позволявшие тиражировать картинки. В конце XIX в. уже существовали цветная фотография и цветной офсет. Великие произведения изобразительного искусства изобразительного искусства в копиях стали доступны тысячам людей, хотя еще и не миллионам. В связи с этим потребовался также недорогой материал для картинных рам и более простая технология их изготовления.
Профилированные реечные рамы в условиях потогонной эксплуатации зверской зари капитализма оказывались нерентабельными, т.к. их изготовление требовало привлечения дорогой квалифицированной рабочей силы, еще хранившей корпоративный дух средневековых цехов. Поэтому прим. в середине позапрошлого века во Франции был изобретен багет – дешевая декоративная накладка, имитирующая резное дерево и пригодная для массового производства неквалифицированными рабочими. Возможно, отсюда и название: une baguette это народный французский хлеб. Батон багета с куском сыру или вяленой рыбы и кружкой вина составлял обычный обед французского рабочего в то время, а сама Франция была мировым лидером в искусстве. Багетные рамы для картин оказались до того популярны, что название стало нарицательным: сейчас рама для картины и багет для картины это семантически (по смыслу) одно и то же.
Виды багета и устройство багетной рамы для картины.
Сначала багет делали литым из гипсового штукатурного раствора с мелкорубленым волокнистым наполнителем; одна деревянная литейная форма при условии своевременной пропитки льняным маслом выдерживала более 10 000 отливок. Гипсовый багет прекрасно клеится к дереву обычным столярным клеем, поэтому собственно раму как силовую (несущую) конструкцию делали из простой строевой древесины (слева на рис.). Рейки – ребра жесткости – соединяются вполдерева, что несложно и не требует специального оборудования, а доски под багет просто встык. Готовая рама красилась обычно бронзой без тонировки или «под старину», см. далее.
Гипсовые багетные рамы распространены и сейчас. Именно этой конструкцией мы более всего и займемся – несмотря на простоту (возможно, благодаря ей) она таит в себе большой технический потенциал усовершенствования и модификации.
А вот благородное резное дерево как материал для рам в настоящее время практически полностью заменил багет, прессованный МДФ, текстурированную под ценную древесину, в центре на рис. Материал это не из дешевых, но все-таки доступный средеобеспеченному умельцу. Поскольку вязкость МДФ много больше, чем натурального дерева (МДФ не колется), детали рам из МДФ-багета соединяются угловыми (косыми) фанерными шпонками на клею, справа на рис. О некоторых тонкостях этого процесса (затирке швов) мы поговорим далее, но до того учтите: запил под шпонку получается правильно, только если у вас есть настольный вертикальный фрезер по дереву, в шпиндель которого установлен пильный диск. Вручную или при помощи самодельных приспособлений соединение продолин с поперечинами получается почти всегда с уступом, что в данном классе изделий недопустимый брак.
Как выбрать модульную картину?
У каждого помещения есть свои особенности, свои задачи и цели. Правильный выбор декоративных элементов позволит подчеркнуть все достоинства комнаты и свести к минимуму недостатки.
Гостиная
Идеальная комната для экспериментов и использования ярких и сочных цветов. Дизайнеры советуют подбирать размеры сегментов в соответствии с площадью комнаты. Так, например, маленькие элементы могут «потеряться» на большой пустой стене. В то же время крупные сегменты будут смотреться нелепо в малогабаритной квартире. Отлично выглядят модульные картины над диваном.
Спальня
Картину для этой комнаты стоит подбирать тщательно, взвесив все «за» и «против». Отдайте предпочтение спокойным пейзажам или абстрактным изображениям. Они позволят вам отвлечься от забот, снять стресс и спокойно уснуть. Лучше всего подбирать изображение так, чтобы основные цвета пересекались с палитрой, использованной при отделке спальни. Таким образом вы сможете добиться полной гармонии и включить модульную картину в интерьер.
Детская
Не стоит перегружать детскую комнату яркими цветами. Если их достаточно в отделке помещения, то картину лучше выбрать в одной гамме. Малышу будут интересны фигурки знакомых животных, а вот абстрактных узоров лучше избегать.
Если же в комнате живет подросток, то предложите ему самостоятельно сделать выбор. На полотне может оказаться любимый киноактер, музыкант или спортсмен. Еще один интересный вариант — создать композицию из собственных фотографий.
Прихожая
Для прихожей дизайнеры советуют подбирать максимально простые изображения. Это связано с тем, что люди редко задерживаются в этой комнате. У владельцев и их гостей просто не будет возможности внимательно рассмотреть картину с интересным абстрактным узором. Помните о том, что прихожая задает тон всему интерьеру квартиры, поэтому рисунок должен подчеркивать выбранный стиль.
Кухня
Сочно, ярко и стильно — вот идеальная комбинация для кухни. Вы можете не бояться экспериментов, но все же изображение должно сочетаться с интерьером помещения. Модульные картины для кухни лучше всего размещать на свободной стене. Если места не очень много, то лучше отказаться от декора и отдать предпочтение более функциональным полкам.
Как определиться с дизайном и размерами рамки для картины
Что определяет дизайн изделия? Окружающий его интерьер. Мало простого пожелания видеть синюю вычурную рамку на картине в комнате с классическим интерьером — поэтому ориентируемся строго на стиль помещения.
Классические рамки делают дом уютнее
Ширина рамы играет большую роль в восприятии
Не забываем, что какая бы рама ни была красивая, главной останется картина, поэтому при подборе дизайна помним о цели: украсить и дополнить
Размер полотна и само изображение подскажет, какие размеры предпочтительнее. Согласитесь, если полотно маленькое, а рамка занимает полстены — это говорит о проблемах со вкусом у человека.
Картины на холсте
Модульные картины своими руками, созданные в качестве альтернативы оригинальным полотнам, подразумевают использование качественных материалов и специфической технологии. Основой для нанесения декоративного слоя служит холст.
В магазинах для художников представлен широкий выбор различных заготовок, включающих прочный деревянный подрамник с натянутым на него полотном. Ассортимент таких магазинов зачастую зависит от спроса на подобные продукты, поэтому найти материалы в провинциальных городах может быть проблематично. Выходом становится поиск и покупка всего необходимого в интернет-магазинах.
На готовую основу наносят выбранный рисунок в любой доступной технике (масло, пастель). Такие модульные картины, своими руками сделанные, представляют собой настоящее произведение искусства.
В том случае, когда изображение не может быть нарисовано, его можно нанести на холст с помощью специального принтера. Для осуществления этой задачи готовая основа с подрамником не подойдет. Нужно будет приобрести отдельно холст и крепление для него. Печать на холсте — это довольно распространенная услуга, которую предлагают многие типографии.
Важный момент: перед тем как сделать модульную картину своими руками, следует тщательно спланировать расположение и границы каждого ее элемента. Холст с напечатанным рисунком должен быть натянут на подрамник, значит, каждый элемент композиции распечатать нужно отдельно с достаточным запасом чистого полотна по краям.
По старинке
Художники писали картины, когда механизации производства и механизированного инструмента не было и в помине. С тех прадавних пор и сложилась традиционная конструкция рам для престижных полотен высокой художественной и материальной ценности.
Резная деревянная рама с картиной показана в разрезе и сзади на поз. 1 рис.:
Традиционная конструкция дорогой рамы для картины
Механически (технически, конструкционно) суть ее в том, что основную силовую нагрузку (в т.ч. от рамы) несет подрамник картины (рамка из деревянного бруса, на которую натянут холст); подрамники больших полотен усиливаются поперечинами, стальными угловыми накладками или фанерными косынками. Рама в случае падения картины действует как разрушающийся демпфер – распадается на части, а полотно (может быть, неизмеримой ценности) остается в целости или, по крайней мере, пригодным для реставрации.
Такие рамы делаются штучно под картины. Подрамник с полотном вкладывается в раму и закрепляется в ней, по исконной технологии, мелкими деревянными клинышками. Веревочный подвес крепится к подрамнику.
Уже из-за одной только резной деревянной рамы ее стоимость оказывается поистине королевской. Детали рамы соединяются столярными соединениями косой шип – паз (поз. 2 и 3 на рис. на клею, а затем рама сплачивается в клиновой вайме, поз. 4. Вся технология требует хорошо оборудованной столярной мастерской и работника(ов), обладающих твердыми навыками столяра-краснодеревщика. Средневековых заказчиков это ничуть не смущало, наоборот – раз уж ему по карману заказать или купить картину, то и рама должна быть ей под стать. Уникальная рама, сама по себе произведение искусства, обрамляет картину великого мастера, и данный сеньор (мессир, сэр, герр) их владелец – это ли не свидетельство знатности и достоинства?
Оригинальная картина маслом и поныне большая ценность, но штриховые монохромные изображения и рисунки (гравюры, офорты, акварели) в старину были достаточно широко распространены в жилищах средних классов и бедняков. Произведения прикладного искусства – вышивки, аппликации, модульные (из настоящих предметов) композиции еще более; человеческое влечение к красоте извечно и неистребимо. Картинки попроще вставлялись в рамы подешевле, из профилированных деревянных реек; пока не было фрезерных машин по дереву, рейки выстругивались в профиль вручную специальными рубанками – зензубелями – с фасонными железками. Реечные рамки для картинок в ходу и поныне, но для их изготовления все равно нужна оборудованная столярная мастерская, см. напр. видео:
Видео: простые и прочные рамки для картин (в мастерской)
Как сделать модульную картину из фотообоев
Модульные картины можно сделать на разных основах, в зависимости от предпочтений человека и требований интерьера. Так с деревянными плашками изображения будут более аккуратными. Если же требуется более объемное панно, следует использовать пенопласт.
Что понадобится для создания модульной картины:
- фотообои;
- пенопласт;
- картон;
- цветная или белая бумага;
Модульная картина из фотообоев
- клей ПВА;
- нитки;
- ножницы;
- канцелярский нож.
- Выбрать фотообои, очертить и вырезать фрагмент нужного размера квадратной или прямоугольной формы.
- Вырезанный фрагмент разрезать вертикально еще на несколько частей. Лучше всего делить картину на 3-5 фрагментов.
- Взять пластину пенопласта, отмерить на нем прямоугольники, соответствующие фрагментам картины, вырезать их канцелярским ножом и зашлифовать края.
- Приклеить части картины на пластины пенопласта с помощью клея ПВА.
- Боковые стороны заклеить бумагой соответствующего цвета.
- Сзади с помощью ниток и картона сделать петельки для крепления картин на стену.
Совет. Вместо пенопласта можно использовать фанеру, лист ДСП, плотный картон. А вот если не нашли нужные фотообои, можно выбрать в интернете подходящее изображение и распечатать его на специальном принтере.
Последовательность работы
Выкроенные фрагменты располагают на поверхности подрамника и фиксируют временными крепежами в нескольких точках (булавки или тонкие гвозди). Затем заготовку следует перевернуть, завести припуски на изнаночную сторону и последовательно прикрепить к подрамнику. Начинать следует с длинных сторон, затем перейти к коротким. В последнюю очередь складывают и фиксируют углы.
Необходимо избегать чрезмерного натягивания полотна, так как это приведет к деформации рисунка. При желании торцы можно обработать лентой, а на лицевую поверхность картины прикрепить декоративные элементы.
В последнюю очередь с изнанки прибивают петли и затем вешают картины на стену.
Модульные картины в интерьере
Отличным дополнением дизайна помещения станут оригинальные модульные картины своими руками из обоев. Мастер класс их изготовления, рассмотренный выше, позволит создать уникальные шедевры, нужно только учитывать, что для каждой комнаты следует подбирать соответствующие общему оформлению изображения, чтобы обстановка получилась гармоничной.
Картины для гостиной
В гостиной органично будут смотреться картины с городскими пейзажами. В рамках современных стилистических направлений лучше выбирать монохромные или не слишком яркие цветные фотообои с небоскребами, мостами и дорогами крупных мегаполисов.
Для дополнения гостиной, оформленной в стиле модерн или хай-тек, подойдут необычные, абстрактные или четкие геометрические изображения.
Достаточно универсальными являются композиции с различными цветочными принтами, а также фотообои с цветами, снятыми в режиме макросъемки или просто крупным планом.
Картины для спальни
Главным условием комфортного отдыха в спальне является создание подходящей расслабляющей обстановки. Модульный декор для этой комнаты следует подбирать, исходя из общего дизайна помещения, но обязательно избегать перенасыщения яркими оттенками. Универсальными считаются природные пейзажи, на которых изображены горы, деревья, лес, поля, море, закаты.
Флористические изображения тоже весьма популярны. Они могут быть контрастными или соответствовать общей цветовой гамме спальни.
Картины для кухни
Для удобства ухода за картиной на кухне и сохранения ее первоначального вида на протяжении длительного времени лучше всего располагать такой декор над обеденным столом, подальше от плиты и раковины. Идеальным выбором являются сюжетные мотивы, тем или иным образом связанные с едой.
Чаще всего на кухне размещают декор с изображением фруктов, выпечки, чая и других напитков. При правильном подборе оттенков такие картины оптимально вписываются в окружающую обстановку.
Эффектно смотрятся и необычные яркие сюжеты, выполненные в различной стилистике.
Отличным способом разнообразить интерьер и внести в него новые интересные акценты является использование модульных картин, созданных своими руками из обоев.
Мастер-класс с описанием несложной технологии изготовления подобного декора, рассмотренный в этой статье, позволит сделать оригинальные творения хенд-мейд, способные придать той или иной комнате определенную изюминку.
О дизайне рамы
Рама для картины должна выделять изображение в окружающей обстановке и привлекать к нему внимание. В отдельных случаях (см. ниже) рама эстетически согласует изображение с окружением, но ни в коем случае не является неотъемлемой составной частью композиции семантически, т.е. смысловое значение изображения должно оставаться одним и тем же в раме и без нее. Поэтому «гипердизайн» рамок для изображений (см. рис.) допустим лишь в одном-единственном случае: если семантика картины настолько слаба, что без обрамления вообще ускользает от внимания зрителя. Попросту говоря, если картинка плод безвкусицы и без рамки не стоит большего, чем мимолетный взгляд. Это не касается чисто физиологических аспектов ее восприятия, но тогда речь должна идти уже не об искусстве и художественной ценности изображения – «интересность» тоже ведь бывает разная. Такие рассуждения могут показаться изощренно-эстетскими, но из них непосредственно следуют вполне конкретные, в т.ч. технические, требования к раме картины.
Рамки для картинок, отвлекающие зрителя от смысла изображения
Профиль багета
Еще старинные мастера-краснодеревщики нащупали, как проще всего сконцентрировать внимание зрителя на картине. Для этого достаточно широкий багет для картины должен плавно подниматься от носителя изображения наружу. Это тоже физиологический, но без «включения» низменных инстинктов способ привлечения внимания. Человеку с первобытных времен свойственно всматриваться во всякого рода провалы: ведь там может быть пригодная в пищу добыча, вода или таиться опасность. Дети не сразу теряют исконную непосредственность мировосприятия, потому их так и подмывает заглядывать в колодцы, пещеры, люки инженерных коммуникаций, дренажные трубы и т.п.
Однако слишком глубокий провал наводит на мысли о чем-то скорее опасном, чем полезном – нужное в нем труднодоступно, а опасность может оказаться слишком большой и кусачей или ядовитой. Поэтому те же мастера старого времени путем проб и ошибок определили оптимальный развал бортов багета: касательная к огибающей его профиля в самой нижней внутренней его точке должна образовывать угол 15-40 градусов с плоскостью изображения. чем шире багет сравнительно с картиной, тем этот угол может быть больше, но более-менее точной формулы нет, это уж дело вкуса и умения мастера. Такая рама образует вокруг изображения что-то вроде окуляра большой подзорной трубы, через которую зритель рассматривает иной мир – на картине.
Примечание: правильно профилированный багет выполняет еще, так сказать, эстетически-защитную функцию – он смягчает или вовсе устраняет блики и естественные тени на картине при косом освещении.
Что касается наружного края, то тут возможны 2 варианта. Если картина помещена на эстетически благоприятном фоне (не чрезмерно ярком и пестром), то наружный край багета лучше делать также скошенным под углом в общем прим. вдвое большим внутреннего, поз. 1 на рис.:
Правильная и неправильная профилировка багета для рамы картины
Если же картину нужно сильнее выделить на фоне, то один из вариантов – багет, немного нависающий снаружи, поз. 2, так он затенит ярко освещенный фон непосредственно у картины, а фон с теневой стороны уже не так «забьет» изображения. В багетах промышленного производства применяется трудоемкое вручную, но во всех смыслах оптимальное решение – вогнутый профиль наружного края багета (см. профили багетов из МДФ на рис. выше).
В любом случае недопустимо, во-первых, любое нависание внутреннего края рамы над изображением (поз. 3 и 4 на рис.) – теневой кант на картине резко снизит ее зрительную привлекательность. Во-вторых, прямой высокий наружный край рамы (поз. 5) – картина «в коробке» получит некоторую привнесенную утилитарность, чаще всего неуместную. Единственное исключение в этом случае – глубокие модульные композиции. В широких «расплющенных» рамах они вообще не смотрятся, и тогда нужно все-таки делать «коробку», но снаружи выкрасить или отделать ее так, чтобы она получше сливалась в фоном.
Картина в раме с «молоком»
«Молоко» в обрамлении картины сродни скорее «молоку» стрелковой мишени, чем молочному плану в кинематографии. В нашем случае «молоко» это семантически пустое поле между внешним краем изображения и внутренним рамы. Попросту – внутреннее обрамление картины.
Чаще всего раму с «молоком» для картины нужно сделать, если фоны картинки и окружающий близки друг к другу по яркости и цветовому тону, слева на рис. Если картинка в целом светлая, то ее внутреннее обрамление может быть темным до чисто черного или светлым до белого; если же темная, то только белым.
Примеры картин в рамах с внутренним обрамлением
В центре на рис. – нечастый, но интересный и трудный в эстетическом решении случай. Отлично гармонирующий с основными смысловыми элементами дополнительный фрагмент (синюю вазу) пришлось, чтобы вся композиция приобрела цельность, поместить вблизи т. наз. зоны золотого сечения – области на изображении, наиболее притягивающей к себе взор. Чтобы «перетащить» внимание зрителя на ромашки, автор нашел нестандартное решение – выкрасил узкую реечную рамку в тон вазе. По физиологии зрительного восприятия внимание зрителя в таком случае оказывается в положении буриданова осла, но помереть с голоду между двумя одинаковыми охапками сена ему не дает «морковка» под носом – букет в вазе. Однако без «молока» рамка и ваза образовали бы нечто семантически общее, чего художник не задумывал и что испортило бы картину. Внутреннее обрамление контрастного синему, но много более тусклого и бледного тона решает проблему – синие элементы не утомляют зрение, но и ваза, благодаря тому, что она почти что в золотом сечении, не теряется из виду. В целом это тот самый случай, о котором говорилось выше – рама подчеркивает смысл изображения, не изменяя его.
Второй случай (справа на рис.) еще сложнее и тоньше; это уже высший пилотаж обрамления изображений. Очевидное в нем – парадный портрет без пышной рамы уже не парадный портрет. Будь на картине изображена белая женщина, «молока» не понадобилось бы: напудрить лицо, надеть украшения, и яркое светлое главное смысловое пятно как раз там, где нужно по правилам центральной вертикальной композиции. «Молоко» в общий изображению тон говорит подсознанию зрителя, что рама тут только символ этикета, а суть выражена в даме на полотне. Но почему именно в тон изображению? И почему оно выполнено довольно-таки однотонным, причем не контрастным цвету кожи модели? Это, к сожалению, слишком сложные вопросы для подробного разбора здесь. Просто посмотрите внимательно на ту же картинку рядом, на белом фоне. Даже по мелкомасштабному JPEG’у заметно, что выражение лица персонажа там и там несколько отличается. И если на белом перед нами просто позирующая модель, то в раме с «молоком» под цвет кожи на лице проявляется некая скрытая суть. И никаких фотожаб – только лишь скопировано в буфер и помещено рядом на белое. Вот что может значить внутреннее обрамление картины в раме.
Материал для «молока», и не только
Лицевая (гладкая) сторона черновой ДВП
Внутреннее обрамление картинки в центре на рис. выше (вероятно, заодно с подрамником) сделано, похоже, из черновой ДВП. Ее гладкая сторона как раз нужного тона и мелко текстурирована наподобие всегда приятного глазу дерева, см. рис. справа. Белая ДВП для задников мебели не хуже годится на обычное «молоко» для картин; любая ДВП легко красится или оклеивается фактурной самоклейкой. По механическим характеристикам ДВП пригодна для изготовления почти всех элементов несущей части рамы для картины. ДВП не пылит, ничего не пачкает, не источает токсичных испарений, режется монтажным ножом. Трудновато, правда – чтобы прорезать 4-мм плиту насквозь, нужно 3-5 проходов свежим, не бывшим в работе лезвием. Зато ни пыли, ни опилок и стружки, ни шума и грохота. В общем, ДВП – отличный материал на рамку для картины, чем мы теперь непосредственно и займемся.
Различие по назначению подрамника
По назначению подрамники делятся на несколько категорий. Это подрамники для холста, подрамники для батика, подрамники для алмазной вышивки, гобеленов и пр.
Подрамник для холста
По форме подрамник для картины или холста бывает квадратным, прямоугольным, многоугольным, круглым и овальным. Подрамники для холста овальной или круглой формы делают составными: все четыре части соединяют прямым шипом, и, при натяжке холста, растягивают клиньями.
прямоугольный
многоугольный
без углов
овальный
Схема соединения
Подрамник для батика
Подрамник для батика имеет множество вариаций. Но наиболее хорош подрамник профессиональный. Эта конструкция имеет жёсткость и в то же время можно менять её размер. Что очень удобно при работе. Крючки, которые располагаются вдоль реек, не портят шёлковую ткань, но требуют осторожности при натягивании шёлка и снятии его. Подробнее про подрамник для батика можно посмотреть здесь.
Что такое подрамник для алмазной вышивки
Что такое подрамник для алмазной вышивки.
Подрамник для алмазной вышивки (или алмазной мозаики) может быть двух видов.
Подрамник для алмазной вышивки или просто планшет.
В первом варианте на него натягивается уже готовая алмазная картина, и он отличается от подрамника для холста только тем, что бортик на нём не обязателен. При этом он может быть глухим, модульным и даже такой необычной для нас конструкции, как на картинке в начале главы.
Во втором случае на подрамник натянута ткань с клеевой основой и работа с изображением ведётся уже на нём. В этом случае подрамник, а скорее уже планшет выполняет роль рабочей поверхности, которая требует жёсткости. Поэтому на одну сторону подрамника крепится лист толстого картона, фанеры или оргалита, а уже на него натягивается ткань с клеевой основой.
Подробнее о том, какие преимущества у этого подрамника вы можете прочитать в статье » Как закрепить алмазную мозаику«
Как сделать планшет для алмазной мозаики
Рисунок 1. Рисунок 2.
Расскажу в двух словах, как сделать подрамник для алмазной вышивки или планшет. В двух словах потому, что это очень просто и доступно каждому. Планшет состоит из каркаса, который делается из рейки шириной 2,5 — 4 см и толщиной около 2 см. И куска шлифованной фанеры 3 — 5мм или ДВП. Назовём его основой. Рассмотрим изготовление планшета с основой из ДВП:
- По размеру изображения мозаики острым ножом вырезаем основу из ДВП.
- С помощью стусла, вырезаем четыре рейки по размеру сторон. Вырезаем их прямым резом под 90°.
- Наносим клей ПВА на рейки и прижимаем их к основе.
- Выдерживаем под грузом. Время высыхания указано в инструкции к клею, но суток, в любом случае, будет достаточно.
- Для прочности можно закрепить степлером уголки, как показано на рисунке 1.
- Холст для мозаики натягивается, как указано на рисунке 2.
Подрамники для натяжки гобеленов и картин по номерам не отличаются от подрамников для картин.